Найти в Дзене

Трагическая история 18-летнего капитана прошедшего весь Тихий океан на 10-метровой шхуне «Fair American»

Шхуна «Fair American», Эта история начинается в Ню-Йорке в 1787 году. Местный торговец Саймон Меткалф решает отправиться в далекий Китай за чаем через Тихий океан. Он покупает бриг «Eleanor», и загрузившись грузом тюленьих шкур на Фолклендских островах, прибывает в Макао в 1789 году. Скорее всего это было первое американское торговое путешествие в те края в истории. Саймон был довольно тертым калачом, успевшим повоевать в войне за независимость, но особых вариантов у него не было т.к. именно во время войны он лишился практически всего своего имущества. В это долгое и рискованное путешествие Саймон берет и одного из своих сыновей - шестнадцатилетнего Томаса. Гавань Макао, 1787 г. В Макао распродав груз, он узнает, что можно заработать еще больше, привезя шкуры морских выдр с северо-западного побережья американского континента. И вот уже после этого можно будет грузиться чаем по полной и возвращаться в Нью-Йорк. Саймон покупает Томасу небольшую 10-метровую шхуну «Fair American», отдает е
Шхуна «Fair American»,

Шхуна «Fair American»,
Шхуна «Fair American», Шхуна «Fair American»,

Шхуна «Fair American»,

Эта история начинается в Ню-Йорке в 1787 году. Местный торговец Саймон Меткалф решает отправиться в далекий Китай за чаем через Тихий океан. Он покупает бриг «Eleanor», и загрузившись грузом тюленьих шкур на Фолклендских островах, прибывает в Макао в 1789 году. Скорее всего это было первое американское торговое путешествие в те края в истории.

Саймон был довольно тертым калачом, успевшим повоевать в войне за независимость, но особых вариантов у него не было т.к. именно во время войны он лишился практически всего своего имущества. В это долгое и рискованное путешествие Саймон берет и одного из своих сыновей - шестнадцатилетнего Томаса.

Гавань Макао, 1787 г.
Гавань Макао, 1787 г.

Гавань Макао, 1787 г.

В Макао распродав груз, он узнает, что можно заработать еще больше, привезя шкуры морских выдр с северо-западного побережья американского континента. И вот уже после этого можно будет грузиться чаем по полной и возвращаться в Нью-Йорк. Саймон покупает Томасу небольшую 10-метровую шхуну «Fair American», отдает ему 4-х матросов в команду и они отправляются в путь.

Всего спустя несколько дней корабли разбросало штормом и тут перед Томасом встает сложнейшая задача - добраться в одиночку до Америки и уже там искать отца. Оговоренным ориентиром для встречи был залив Нутка на острове Ванкувер.

Капитан «Fair American» мог опираться только на копии карт Джеймска Кука и на компас, который вскоре сломался. Шхуна шла на север, вдоль Японских и Курильских островов, а затем достигнув Алеут повернула на восток. На русском острове Уналашка (один из Алеутских островов) их снабдили мукой и сушеной рыбой. В конце концов, зайдя по пути в несколько прибрежных деревень на Северо-Американском побережье для покупки меха, Томас привел свою шхуну к Ванкуверу, где и встретился с отцом.

Маршрут проделанный Томасом Меткалфтом на шхуне «Fair American», из Южно-Китайского моря до залива Нутка
Маршрут проделанный Томасом Меткалфтом на шхуне «Fair American», из Южно-Китайского моря до залива Нутка

Маршрут проделанный Томасом Меткалфтом на шхуне «Fair American», из Южно-Китайского моря до залива Нутка

Местными землями на тот момент владели испанцы, и по словам коменданта Эстебана Хосе Мартинеса, «Fair American» в момент прибытия представлял собой жалкое зрелище. Корабль пришел с треснувшей мачтой и порванными парусами. Провизии не было вообще. В трюме находилось лишь несколько бочек с водой и около 65 выдровых шкур. Но Мартинес, опытный моряк, побывавший на Аляске годом ранее, был впечатлен молодым 18-летним капитаном, прошедшим 7700 морских миль на таком маленьком суденышке.

Пока старший Меткалф решал вопросы с закупкой меха, в заливе Нутка грянул гром. Испанцы решили показать находившимся в заливе торговцам, кто здесь хозяин и арестовали «Fair American» и еще три британских корабля. Подошедший позднее к заливу Саймон на «Eleanor» не решился заходить в гавань и повел свой корабль на Гавайи, где они ранее договаривались остановиться с сыном на зимовку.

Томас вновь остался один и вновь должен был искать отца. Благо Мартинес через какое то время отпустил «Fair American». Но на этом приключения Томаса в испанских владениях не закончились. Дойдя до Монтерея (нынешний штат Калифорния) его и команду вновь арестовывают и бросают в испанскую тюрьму, где те проводят 10 дней. Их отпускают, но в Сен-Бласе (Мексика) история повторяется. В конце концов, местный губернатор так же решает, что лишние конфликты с американцами ему ни к чему, и тоже же решает отпустить Томаса.

Теперь можно поворачивать на запад. «Fair American» идет на Гавайи и благополучно до них добирается. Но тут случается трагедия. Вставшая на якорь в заливе Кавайхае шхуна тут же подвергается нападению местных. Вся команда включая за исключением одного из матросов - Айзека Дэвиса погибает.

Нападение гавайцев на «Fair American»
Нападение гавайцев на «Fair American»

Нападение гавайцев на «Fair American»

А причиной столь агрессивного поведения местных жителей стало вот что. Прибывший ранее на остров Саймон Меткалф, чья «Eleanor» стояла в другой бухте 30 милях южнее успел очень сильно повздорить с местным вождем Камеэйамоку, которого капитан приказал высечь по какой то причине. Островитяне не остались в долгу и через несколько дней убили одного из матросов, отправленного на берег и захватили лодку. И тут старший Меткалф взбесился. Он фактически устраивает резню в одной из деревень убивая около сотни местных жителей. Но при этом теряет одного матроса, - боцмана Джона Янга, который был захвачен в плен. Американцы решают подождать несколько дней, решив что тот возможно просто заблудился, но сходить на берег не решаются.

Положение кораблей на острове
Положение кораблей на острове

Положение кораблей на острове

Именно в это время ничего не знавший о происходящем Томас Меткалф на «Fair American» и попался под горячую руку поклявшимся отомстить гавайцам. А Саймон так и не дождавшись ни своего боцмана ни сына ушел в Макао.

История младшего Меткалфа на этом заканчивается, но не заканчивается история «Fair American». Мы помним, что в руках островитян остались 2 члена команд американских кораблей. Так вот, местный король Камеамеа, уже имевший контакт с европейцами, сделал их кем то вроде советников. Те обучали гавайцев управлять шхуной и пользоваться пушками и огнестрельным оружием. После чего Камеамеа решает организовать то чего не удавалось сделать ни одному вождю ранее - объединить все острова под властью одного короля. И ему это удается. Во время решающего сражения в 1795 году он сумел собрать под своим началом от 10 до 12 тыс. человек и около 1500 каноэ. «Fair American» был флагманом этой флотилии.

«Fair American», во главе с королем Камеамеа в сражении с другими островитянами.
«Fair American», во главе с королем Камеамеа в сражении с другими островитянами.

«Fair American», во главе с королем Камеамеа в сражении с другими островитянами.

О том что туземцы освоили управление кораблем есть свидетельства и капитана Джозеф Робертса, чей торговый корабль «Jefferson» заходил на Гавайи в 1794 году. Робертс писал, что судном «управляли исключительно туземцы», и что его капитаном также был коренной гавайец.

Старший Меткалф будит убит жителями острова Кунгхит-Айленд (Западное побережье Северной Америки) в 1794 году. Ту же операцию местные проделают и с зашедшим туда в том же году вышеупомянутым капитаном Робертсом.

В Проекте Энциклопедия парусных кораблей XV-XIX веков вы уже найдете более 700 историй описывающих судьбу различных парусников! Присоединяйтесь!