1936 год. ПРИГОВОРЕН К РАССТРЕЛУ
Многие публикации в ранней советской прессе вызывают оторопь и вопросы. Вот, например, в сегодняшней «Комсомолке» небольшая заметка под заголовком «Школьник Ключник». Читаем:
«Рано утром затрещал телефон.
- Это застава? Говорит заведующий Роговской школы Терешко. Сейчас ко мне домой прибежал ученик Ключник, говорит, что в километре от нашей деревни он видел сидевшего в кустах чужого человека».
Далее описано как комендант пограничного с Литвой участка Заславльского района Белоруссии т. Викторов немедля организовал облаву на незнакомца, призвав на подмогу 40 колхозниц, работавших в поле. Так колхозницы Анна Дыба и Мария Мамчие наткнулись на человека в зарослях и позвали пограничников.
«Задержанный оказался бывшим белым офицером, шпионом иностранной разведки.
Верховным судом СССР террорист был приговорен к расстрелу».
Имя приговоренного не указано. Очень сомнительно, что шпион в кустах попался на глаза школьнику и после этого не ушел обратно в Литву. Скорее всего, это был некий чокнутый нарушитель границы, из которого состряпали террориста.
СТАЛИН И КОЛХОЗНИКИ
На первой полосе статья под заголовком «Совещание передовиков животноводства с руководителями партии и правительства».
Описано как в зал входит товарищ Сталин.
«Со всех концов зала несутся возгласы: «Да здравствует товарищ Сталин!», «Ура родному Сталину!».
Первым слово получает колхозник колхоза «Ленин-джол» тов. Кындыбай Акджигитов (Казахская АССР). Он горячо говорит на родном языке и, закончив речь возгласами приветствия в честь товарища Сталина, под бурные аплодисменты подымается в президиум, крепко жмет руку любимого вождя и учителя».
Потом доярка Е.С. Шубина из Горьковского края рассказала, как счастливо и зажиточно, благодаря товарищу Сталину, стали жить колхозники. После чего Шубина также поднялась в президиум.
Сталин слушал, не перебивая. Но вот слово взял директор Института гибридизации и акклиматизации животных в Аскании-Нова А. Г. Нуринов и заявил:
«Ни в одном капиталистическом предприятии нет такой крупной производственной базы, какой располагает наш институт».
И тут Сталин спрашивает ехидно: «Польза-то есть какая-то?»
«Нуринов: ...Институт уже вывел новую породу овец и сдал ее в колхозное производство. Бараны новой породы дают по 11 кг настрига ценной шерсти. В 1935 году институт ...покрыл своими баранами 28 тыс. овец. В этом году намечается покрыть до 200 тыс. овец.
Смушек и шкурку романовского ягненка тов. Нуринов передает в президиум.
Сталин: Маловато. Только одна шкурка. (Аплодисменты).
Нуринов продолжает свой рассказ о создании новых пород овец…
Сталин: «Достижений» у вас много, овец мало даете.
Нуринов: Овец будем давать очень много…
Сталин: Сколько сдали?
Нуринов: Пять тысяч
Сталин: Маловато. (Аплодисменты)
Нуринов: ...В этом году метизируются свиньи Днепропетровщины, в будущем на Одесщине… Поставлена работа по использованию диких животных, как дикий бык гаял, зубр, бизон, антилопы различных видов.
Сталин: Это ни к чему, вы увлекаетесь в сторону экзотики… Лучше бы вы взяли скороспелого быка из Аргентины».
И Нуринов обещает взять аргентинских быков.
1972 год. ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ПОНИЗИЛИ ДО СТОРОЖА
Прекрасные времена застоя. В СССР ни катастроф, ни бунтов, ни коррупции и ни секса… О чем писать? Но тут в редакцию приходит письмо из города Пучежа Ивановской области. А в письме такое…! И редакция отправляет в Пучеж специального корреспондента Капитолину Кожевникову. А в сегодняшнем номере ее большая статья под заголовком «Была бы работа любезная...»
Оказалось, что в этом Пучеже местный энтузиаст Алексей Большаков решил создать у себя на дому музей родного города, собирая у населения предметы старины глубокой: прялки, лапти, самовары, торбы, гребни, шушуны… и т.д. Оно бы и пес ним, но Большаков, собрав кучи всякой рухляди, прославился в местной прессе и, осмыслив значимость сего дела, стал просить у города помещение под музей. А откуда в советском Пучеже лишние помещения, когда очередь на жилье - в десятки лет?! И городские руководители запретили своим газетчикам нахваливать Большакова. Но… уже было поздно.
Наша коллега встретилась в Пучеже с Большаковым. И вот как интересно нарисовала его портрет:
«...невысокий, крепко сбитый, с круглой головой. Голубые глаза, в которых полное доверие к собеседнику...»
Круглая голова - у придирчивого читателя, наверняка, вызывает некоторые вопросы, но талантливый журналист — он художник, а коли художник так видит, то ее право. Читаем далее:
«Весь облик его — это та особенная приветливость, доброта, сердечное расположение к человеку, которые выражают лучшие стороны русского народного характера. ...Нашел в родном доме пустовавшую кухоньку — всего-то 6 квадратных метров, - уговорил отдать под музей».
Кого уговорил, не сказано, по-видимому, жену?
«А что сделаешь на шести метрах! Выпросил квартиру в 36 квадратных метров, наконец перешел на постоянную работу в музей, стал его директором».
Выпросил, надо думать, у городских властей.
«Оклад маленький — 55 рублей. Да разве в этом дело? Как сказал мне Алексей Александрович, «была бы работа любезная...».
Следует полагать, что квартиру в 36 метров Большаков выпросил не в личную собственность, а именно — под городской музей. Однако на этом не успокоился, а «...все новое помещение выбивал, всюду писал, требовал...»
По письмам приезжали проверяющие. В итоге городские власти решили — легче дать новое помещение, чем отписываться, оправдываться перед высоким начальством. И под музей уже выдали помещение в 114 квадратных метров! ...Но скоро Большакову и этого стало мало, затребовал больше. И тогда исполком подыскал для музея нового директора! Большакова же перевели на должность музейного сторожа. И об этом возмутительном факте написал в газету местный художник Павел Горин. Наша коллега встретилась с тем художником и также представила живописно его портрет:
«Внешне он похож на Большакова. Такая же круглая голова, светлые, коротко стриженные волосы, голубые глаза. Наверное, одна порода пучежан-волгарей…
Некоторые товарищи недоумевали, почему молодого человека заинтересовала судьба Большакова. Я спросила Павла об этом. Он ответил:
- Как же не вступиться за такого человека, когда к нему несправедливы?..»
Заступается за Большакова и наша Капитолина, призывая пучежские власти оценить Большакова по его заслугам. Осмыслить его культурный вклад в историю города. И заканчивает статью оптимистическим слогом в духе тех времен.
«Дело Алексея Александровича, его прекрасный труд первооткрывателя переживет многое и многих в маленьком городке Пучеже. И если за него вступаются молодые, значит, жизнь идет своим чередом».
1994 год. ДУМАЛИ - ВЗЯТКА, ОКАЗАЛОСЬ - ПРОВОКАЦИЯ
Славные времена застоя сменились бурной движухой. Сегодня на первой полосе заголовок «Арабского миллионера пять суток держали в тюрьме, владивостокского мэра пять часов — в прокуратуре»
А когда араба по имени Махадин Луай выпустили, он заявил газетчикам:
«Я думал, что это - мафия. Цивилизованные власти так поступать не могут».
Далее узнаем, что арабский миллионер собирался у нас заняться туристическим бизнесом, но конкуренты ему устроили провокацию, в результате которой он и попал за решетку по делу о контрабанде.
Но куда интереснее история с мэром Владивостока Виктором Черепковым.
«...Вечером на этаж где находится кабинет мэра, поднялась большая группа вооруженных автоматами людей вместе с прокурором города Вячеславом Ярошенко. ...Среди сотрудников, проводивших обыск, шел разговор о взятке. ...Черепкова увезли во Фрунзенскую районную прокуратуру, где его и продержали до девяти часов утра.
Другая группа сотрудников милиции проводила обыск в квартире Черепкова. После обыска 19-летний сын Владимир был взят под стражу по подозрению в совершении им преступления в прошлом году.
Вчера же … у следователя, ведущего дело Виктора Черепкова, группой неизвестных был похищен четырехлетний сын по имени Сережа».
От себя добавим, что по выходу Черепкова из прокуратуры нашелся и мальчик Сережа. Однако же, легендарный Черепков, заподозренный в получении взятки, был уволен Ельциным. А его сын Владимир был осужден за кражу школьного компьютера, найденного при обыске в доме Черепковых. Но скоро Черепковым удастся доказать, что все эти дела — милицейская провокация. И после за ту провокацию уже осудят больших милицейских начальников. Отстраненный мэр опять вернется в свой кабинет.
Виктору Черепкову удавалось выходить сухим и из более мокрых вод. Многие в Приморье считали, что мэр связан с нечистой силой, которая ему помогает. Сам же Черепков называл себя экстрасенсом 6-го разряда. И порой в своем кабинете, сидя под столом, медитировал - связывался с космосом. Об этих странностях Черепкова можно узнать подробнее из представленной ниже книги - «Россия и россияне...»
От авторов:
В интернет-магазине «Комсомольской правды» можно заказать книгу Николая Варсегова «Россия и россияне» (16+), которая стала уже исторической. Она составлена из путевых очерков журналиста «Комсомолки», повествующих о нашей стране в 90-е, нулевые годы. Подробности на сайте.
Автор: Николай ВАРСЕГОВ
Автор: Наталья ВАРСЕГОВА