Найти в Дзене

Наследие Петра Великого: что «украшает девиц лепо»?

4 (15*) февраля 1717 года по указанию Петра Великого вышла книга «Юности честное зерцало». Её название, я думаю, знакомо всем – о ней упоминают в школьном курсе истории, ­– но кто сейчас знает её содержание?! Предлагаю познакомиться с разделом для девушек – «Девической чести и добродетелей венец». Его открывает набор двадцати пунктов – добродетелей, которые необходимы всем достойным и благовоспитанным девушкам. Первые семь завязаны на религию: Но уже здесь появляются два очень важных наставления ­– «охотно ходить в церкви и В ШКОЛЫ», «УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ и молиться прилежно». Итак, девушек призывали быть грамотными и образованными – это ценно. Остальные добродетели касаются нравственности и приличествующего девушке поведения в обществе. Восьмая добродетель ­– «должное почтение родителям и оным, которые вместо них бывают». Говорится, что «сия добродетель весьма ПРЕИЗЯЩНА и УКРАШАЕТ ДЕВИЦ ЛЕПО». Девятая добродетель ­– «трудолюбие». Чтобы «человек из младости привыкал к работе и мыслил

4 (15*) февраля 1717 года по указанию Петра Великого вышла книга «Юности честное зерцало». Её название, я думаю, знакомо всем – о ней упоминают в школьном курсе истории, ­– но кто сейчас знает её содержание?!

Предлагаю познакомиться с разделом для девушек – «Девической чести и добродетелей венец».

Его открывает набор двадцати пунктов – добродетелей, которые необходимы всем достойным и благовоспитанным девушкам.

Первые семь завязаны на религию:

  • «охота и любовь к слову Божию и правой вере»;
  • «истинное познание Бога и слова его»;
  • «страх к Богу»;
  • «смирение» («когда всяк в истинном страхе Божии свою собственную слабость признаёт»);
  • «молитва и призывание Бога»;
  • «благодарение к Богу» (т.к. «всякое благо не от себя, но от Бога получаемо бывает») и
  • «исповедание веры» («несмотря ни на какой страх, зависть, напасть и муку изгнания»).
-2

Но уже здесь появляются два очень важных наставления ­– «охотно ходить в церкви и В ШКОЛЫ», «УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ и молиться прилежно».

Итак, девушек призывали быть грамотными и образованными – это ценно.

Остальные добродетели касаются нравственности и приличествующего девушке поведения в обществе.

Восьмая добродетель ­– «должное почтение родителям и оным, которые вместо них бывают».

Говорится, что «сия добродетель весьма ПРЕИЗЯЩНА и УКРАШАЕТ ДЕВИЦ ЛЕПО».

Девятая добродетель ­– «трудолюбие».

Чтобы «человек из младости привыкал к работе и мыслил, для чего оная ему от Бога наложена».

Десятая добродетель ­­– «благочиние и постоянство», т.е. воздержание от зла, «когда человек все своё злое желание, похоти и прелести, тихо обуздав, воздержит».

Одиннадцатая добродетель ­– «приветливость», к которой присовокупляются «кротость, терпение, приятство» и т.п.

Девице должно было «быть услужливой, ближнего сожалеть, терпеть», «с чуждым говорить учтиво, отвечать ласково, других охотно слушать и всякое доброжелательство показывать в поступках, словах и делах». Эти добродетели «ВЫШЕ ВСЕХ МЕР УКРАШАЮТ ДЕВИЦУ».

-3

Двенадцатая добродетель ­­– «милосердие».

Прежде всего, забота о нищих.

Тринадцатая добродетель ­­– «стыдливость».

Четырнадцатая добродетель ­– «чистота телесная».

Имеется в виду чистота физическая и забота о чистоте платья.

Пятнадцатая добродетель ­– «воздержание и трезвость» «в ястве и питии».

Шестнадцатая добродетель – «девственное целомудрие».

Тут всё понятно.

Семнадцатая добродетель ­– «бережливость и довольство», «когда человек в настоящем времени тем, что ему Бог определил довольствуется, помогает убогим» и «своё имение, которое он Бога получил осторожно и бережно хранит».

Восемнадцатая добродетель ­– «благотворение, благодеяние и щедрота, когда человек из собственного своего [имения] нищим уделяет».

Девятнадцатая добродетель ­­– «правосердие, верность и правда».

Во-первых, «правосердный» человек «мнение сердца своего истинно, праведно, ясно открывает», т.е. говорит то, что думает.

Во-вторых, то, что «сомнительно говорено или сделано бывает, к лучшему толкует», т.е. не подозревает в других зла ­– «без крайней и важной причины о мысли и намерении другого ради подозрения во зле не рассуждает».

В-третьих, не лицемерит и «когда кому добра желает то имеет быть из прямого доброго сердца». Человеку должно «о благополучии и счастье другого от сердца радоваться и веселиться».

И, наконец, двадцатая добродетель ­– «молчаливость».

«Природа, ­­– пишут авторы книги, ­– устроила нам только один рот, или уста, а уха даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать нежели говорить».

Вот такие добродетели и наставления девушкам были составлены при Петре Великом.

Как они вам? Не потеряли актуальности?

Подготовил: Иван Бирюков

Библиография:

  1. Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. ­– СПб., 1717. С.47–62.

*для периода с 19 февраля 1700 г. по 18 февраля 1800 г. для перевода с юлианского на григорианский календарь нужно прибавлять 11 дней.