Неужели шведскому песцу удалось завоевать любовь всей Скандинавии?!
Продолжаем цикл публикаций про истории мировых брендов. Мы стараемся рассказать для вас историю бренда так, как пока этого никто не делал - максимально подробно, с архивными фотографиями и интересными фактами. На прочтение истории создания и развития скандинавского бренда Fjällräven вам потребуется около 20-25 минут.
"Известный производитель одежды и снаряжения Fjällräven воплощает в себе все, что мы так любим в Швеции: от стремления к простым и прочным конструкциям до глубокого чувства уважения к окружающему миру."
Человек и природа
Даже если вы прежде никогда не слышали о бренде Fjällräven, вы наверняка видели его логотип — свернувшуюся калачиком лисицу. Что ж, название компании так и переводится: «fjällräven» на шведском языке означает «полярная лисица» (или песец).
Вездесущие маленькие рюкзачки Kånken этого шведского бренда ворвались в жизни европейцев в конце прошлого века, а затем обрели поклонников среди американских селебрити и азиатских поп-звезд. Рюкзаки Fjällräven можно было увидеть на детях Мадонны, дочери основателя Facebook Марка Цукерберга и даже королевских особах. Так что же это за бренд, который покорил миллионы людей по всему миру?
История Fjällräven началась еще в 1950-х годах. У ее истоков стоял Оке Нордин — предприниматель, «человек дела», чей острый деловой подход и жесткий характер помогли развитию европейской outdoor-индустрии.
Один мудрый человек сказал: «То, чем ты становишься в жизни, происходит до шестнадцати лет». Нордину повезло: детские годы у него были очень счастливыми. Он рос в любящей семье, в правильном месте, на природе — в городке Эрншёльдсвик, раскинувшемся между заливом и густым лесом. Это все, конечно, потом очень помогло Оке в жизни, дало физический и нравственный заряд большой силы.
С юных лет Нордин, как и большинство жителей Швеции, проводил больше времени на свежем воздухе, нежели дома. Так уж сложилось исторически, что, в отличие от, скажем, американцев, шведы придают большое значение пребыванию на природе, в то время как первые — ее покорению.
Шведам вообще повезло с пейзажами: в стране, в общем-то, небольшой — площадью с наш Камчатский край — расположены 30 национальных парков и 5400 заповедников. Трудно себе представить, но 97% территории Швеции необитаемы — и вот эти дремучие бореальные леса, болота и скалы, вся эта тихая гармония природы всегда очень манили Нордина.
Всю юность Оке и его друзья-скауты без устали бродили по окрестным лесам с рюкзаками за плечами. Непоседливый характер Нордина загонял его в самые непроходимые чащи, где практически не ступала нога человека.
Единственной помехой абсолютному счастью, которое испытывал Оке на природе, были неудобные рюкзаки. Нагруженные провиантом и теплой одеждой, они свисали чуть ли не до колен, лямки сильно давили на плечи. К концу похода подросток едва держался на ногах от усталости.
В конечном счете 14-летний Нордин дозрел до мысли, что можно попробовать сшить рюкзак — такой, какой хочется и какой позволит меньше уставать — самому. Мать Оке благосклонно отнеслась к затее сына и пустила его за свою швейную машинку. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось… Знала ли она, что маленькое хобби Нордина выльется в серьезный бизнес, который будет вдохновлять полмира?
Удачная разработка
Прихватив мамину машинку и отцовские инструменты, Оке заперся в подвале дома и принялся творить. Несколько дней спустя Нордин, наконец, с гордостью представил родителям свое изобретение. Рюкзак Оке имел V-образную форму — благодаря этому центр тяжести располагался выше, чем обычно. Этот секрет подросток подсмотрел в американском журнале «Popular Mechanics».
Для большей устойчивости Нордин прикрепил рюкзак к деревянной раме. Каркас он смастерил в виде маленькой лестницы, которую пропитал льняным маслом, чтобы защитить от влаги. Рама не только равномерно распределяла вес, но и обеспечивала отличную вентиляцию между тканью и спиной. Для крепления мешка к каркасу Нордин использовал кожаные ремешки.
Здесь нужно сделать экскурс во времени. Рюкзаки на твердом каркасе придумали задолго до рождения Оке. Чего уж скрывать, их использовали с незапамятных времен. Остатки самого древнего в мире рюкзака включают U-образный ореховый прут длиной 2 метра и две деревянные доски длиной по 40 см. Эти части были скреплены между собой и служили рамой для мешка из шкур. Такие рюкзаки, вероятно, использовались для переноски дров.
В конце 19-го и начале 20-го веков многие изобретатели ломали головы над оптимальной формой и конструкцией рюкзака. Многие из разработок тех лет пользуются популярностью и в наши дни.
Чем же отличился Оке среди своих коллег-экспериментаторов? А тем, что его рюкзак располагался выше обычного на спине. Он не только вмещал все необходимое снаряжение, но и позволял человеку меньше уставать во время походов.
Следующие несколько месяцев Нордин терпеливо испытывал свой рюкзак. Парень быстро убедился в том, что расчеты оказались верны. Его походный мешок был явно удобнее тех, что были у него раньше.
Во время походов Оке часто встречал оленеводов и лесников, которые живо интересовались его изобретением. Ах, что за славная штуковина! А можно ли и нам такую же? Нордин был счастлив, что его творение оценили по праву — и с готовностью шил все новые рюкзаки для тех, кому они были нужны.
Новая идея
Служба в армии только укрепила Нордина в желании снабжать всех желающих эргономичными рюкзаками собственного производства. При этом молодого человека переполняли идеи, как сделать свои творения еще лучше, еще удобнее. А что, если, например, заменить деревянный каркас на алюминиевый?
Эта мысль впервые пришла в голову Оке в 1957 году — как раз тогда, когда Советский Союз запустил в космос «Спутник-1», первый искусственный спутник Земли. С началом космической эры Нордин осознал, что ходить с деревянными палками за спиной — как говорится, прошлый век. Алюминий был гораздо легче и прочнее — правда, этот материал было достаточно трудно формовать вручную.
Нордин долго маялся с металлическими деталями, пытаясь соединить их в нужную форму. После сотен безуспешных попыток Оке обратился за помощью в ASEA, шведский завод по производству электротехники и машин. Увы, 21-летнему изобретателю дали от ворот поворот, заявив, что его задумка трудно выполнима и что ему придется решать проблему самостоятельно.
С большим трудом, но Нордин все же одолел строптивый металл. Новая версия рюкзака была намного легче и не уступала по прочности предыдущему варианту. Оставалось только громко заявить о себе. В 1960 году Оке, заручившись поддержкой близких, решается официально запустить собственное дело, впоследствии обеспечившее ему славу и изменившее всю его судьбу.
Рождение бренда
Логотип и название компании были выбраны не случайно. Полярные лисицы (они же песцы), одни из древнейших животных Скандинавского полуострова, всегда завораживали Нордина. Его восхищало то, как песцы выживают в столь экстремальных климатических условиях. В Швеции на этот счет даже есть любопытное выражение: опытного туриста или искателя приключений там называют «настоящим песцом».
Изначально Оке хотел изобразить на логотипе лису, бегущую по холмам. Однако тогдашний коммерческий директора «Friluftsmagasinet» — розничной сети одежды и снаряжения, где должны были продаваться рюкзаки Оке, — подсказал Нордину: нужно подумать еще, а то картинка недостаточно запоминающаяся.
На тесной кухне для персонала Оке, менеджер магазина Эрланд Вестерберг и маркетолог Нильс Хиллман устроили многочасовой «мозговой штурм», набрасывая идеи на салфетках. Споров было много, но все трое сходились в одном: хорошая эмблема должна быть четкой и лаконичной, удобной для использования в любых форматах и компактной, дабы не занимать много места на товаре. Чем больше эскизов делали коллеги, тем более минималистичным становился лис. В итоге остались только голова и хвост.
Так на свет появился свернувшийся калачиком песец — логотип, который вскоре получит мировое признание. Название бренда было решено написать «округлым» шрифтом, который, по мнению коллег, соответствовал картинке «самым приятным образом». Но кто придумал, что лисичка должна хитро подмигивать? На этот счет мнения расходятся.
Хиллман утверждал, что это была его идея. Оке настаивал на том, что именно он придал песцу игривый вид. Какой бы ни была правда, логотип получился весьма убедительным. Когда коллеги, наконец, остановились на одном варианте, Нордин, не теряя ни минуты, побежал в типографию. Медлить было нельзя: каталог продукции вот-вот должен был отправиться в печать. Ко всеобщему облегчению, художник успел внести правки.
Забегая вперед, логотип Fjällräven не менялся с момента основания компании вплоть до начала 2010-х. Многие хвалили бренд за то, что он не поддалась искушению переделать ставший уже таким привычным символ.
Однако на шестом десятке существования эмблеме все же потребовалась «реставрация» — главным образом для того, чтобы она могла «работать» в цифровых форматах. За дело взялась уважаемая компания Letters from Sweden: она разработала уникальный шрифт Arctic Fox, отвечающий новым требованиям к универсальности и удобочитаемости. Изображение осталось прежним — слегка поменялась лишь надпись.
Первые успехи
Вернемся к самому началу истории. В мае 1960 года вышла первая реклама товаров Fjällräven. Трясущимися руками Оке развернул четвертый выпуск журнала «Шведской туристической ассоциации». На черно-белой фотографии красовался мужчина с большим рюкзаком за спиной. Этим мужчиной был он сам, а снимки были сделаны возле его дома в Эрншёльдсвике.
Хотелось бы написать, что благодаря рекламе бизнес выстрелил мгновенно, но… увы. Покупатели заинтересовались новым брендом, но особого ажиотажа пока не наблюдалось. Еще несколько лет Оке приходилось подрабатывать инструктором по лыжам, сборщиком мусора, учителем физкультуры и плотником, чтобы развивать свое дело. Одно время он даже числился пожарным.
Первые годы Нордин шил рюкзаки самостоятельно в подвале своего дома. Когда заказов стало больше, а у Оке появились старшие дети (у Нордина четверо наследников), начинающему предпринимателю пришлось нанять помощницу. Швее было дано исключительно строгое техзадание: сшивать самой прочной нитью, располагать швы на расстоянии ровно 1,27 см от края ткани. И ни миллиметром дальше.
Рюкзаки Fjällräven продавались по 39 крон, а при покупке сразу двух штук клиент получал скидку в 9 крон. Как видите, Оке уже тогда знал толк в маркетинге.
Спрос на товары молодого бренда значительно повысился после того, как парламент Швеции принял закон, согласно которому работник мог взять четыре недели оплачиваемого отпуска подряд. У шведов появилась отличная возможность отправиться в длительное путешествие, не спеша поездить по Европе и родной стране, просто почаще выезжать на природу, в конце концов. И удобные и легкие рюкзаки Fjällräven пришлись как раз ко двору.
Не только рюкзаки
К середине 1960-х годов Нордин поставил перед собой задачу расширить ассортимент и разработать снаряжение, которое бы превосходило по качеству и функциональности все существующее. Его «проба пера» прошла на ура. Легковесные спальные мешки и революционные палатки Thermo Tent получили шквал положительных откликов.
Палатка из нейлона и полиэстера была удивительно легкой, прочной и более дышащей, чем тяжелые брезентовые палатки того времени. Конструкция включала прочную внешнюю оболочку для защиты от дождя и внутренний слой для отвода влаги. Иными словами, Нордину удалось создать первую в мире легкую палатку, не допускающую образования конденсата. А туристы получили возможность просыпаться в тепле и сухости — времена мокрых спальных мешков прошли.
Благодаря этим разработкам в 1966 году Fjällräven стала одним из главных поставщиков снаряжения для экспедиции шведских исследователей на Гренландию. Полярники остались в абсолютном восторге от творений Нордина. Особенно их восхитили индивидуальные палатки из сетчатого нейлона, которые позволяли побыть наедине с собой и «избежать психологического износа».
Инновационные материалы
Но если палатки и рюкзаки выдержали испытание ледниками и сложным ландшафтом Гренландии, то одежда полярников не прошла «краш-тест»: она была тяжелой, недостаточно прочной, медленно сохла.
Для Оке это был вызов, которому он был обязан соответствовать. Возможно ли создать одежду, которая бы хорошо сжималась и занимала меньше места в рюкзаке? И которая могла бы сохранять тепло практически при любой минусовой температуре?
Движимый неуемным интересом, Нордин взялся за новое для себя дело. Он и сам ненавидел холод и уже давно мечтал о нормальной одежде для своих вылазок на природу. «Я всегда создавал вещи потому, что они были нужны мне самому», — как-то признался Оке.
В качестве основы для одежды Нордин взял прочный материал, из которого ранее пытался шить палатки. Но что делать дальше? Оке, казалось, зашел в тупик… И вдруг его осенило. Он вспомнил, как каждую зиму в детстве часами катался с обледеневших крутых берегов залива. Чтобы не отморозить ноги, Нордин перед прогулкой натирал заднюю часть брюк воском. Ткань не намокала, и мальчишка мог спокойно гулять от рассвета до заката.
Использовав этот маленький трюк, Оке после месяцев возни сумел разработать материал, который сегодня считается одним из самых прочных в мире активного отдыха. Это G-1000 — плотная ткань из полиэстера и органического хлопка. Прочности, ветро- и водостойкости материалу добавлял тонкий слой Greenland Wax, фирменной смеси пчелиного воска и парафина.
Из этой ткани Нордин сшил первые образцы одежды. Это был настоящий успех. В следующие годы ассортимент компании пополнился еще несколькими моделями. Определяющими бренд продуктами стали куртки Expedition Down и Greenland Jacket.
Первая была двухслойной, с наполнением из гусиного пуха, обеспечивавшего минимальную потерю тепла. Классический вариант пуховика был ярко-синего цвета с желтыми завязками на капюшоне. Синий был любимым цветом Оке, а сочетание с желтым напоминало ему шведский флаг.
Нордин был далеко не первым, кто решил утеплять верхнюю одежду с помощью пуха. Еще в 1940 году американец Эдди Бауэр запатентовал выкройку первой в мире пуховой куртки. Он придумал ее после того, как подхватил пневмонию во время рыбалки. Утепленные парки Бауэра нашли применение среди американских летчиков, участвовавших во Второй мировой войне.
Нордин учился у последователя Бауэра. Чтобы набраться знаний, Оке полетел на ярмарку в Чикаго, где познакомился со скалолазом и основателем бренда Camp 7 Джорджем Лэмбом — в то время одним из ведущих производителей пуховиков и спальных мешков в Америке.
Лэмб с радостью помог своему шведскому другу, раскрыв ему все секреты производства. В те дни пионерами индустрии туристического снаряжения были в основном самоучки-энтузиасты. Все они охотно помогали друг другу с новыми изобретениями и решениями.
К слову, Нордин тоже был готов делиться с миром своими открытиями. Так, Оке опубликовал чертежи своей революционной термопалатки в каталогах Fjällräven, чтобы люди могли попытаться усовершенствовать дизайн.
Но вернемся к куртке. Лэмб объяснил Нордину, что слой пуха и перьев толщиной в десять сантиметров способен обеспечивать теплоизоляцию в условиях до -40°C. Область плеч, самую «подвижную» часть куртки, Оке набил слоем полиэфирного волокна Dacron. Утепленный капюшон при затягивании лямок закрывал все лицо, кроме глаз.
На протяжении многих лет ветростойкие куртки Expedition Down использовались во время экспедиций на Южном полюсе и в Гренландии. Они согревали погонщиков собачьих упряжек за Полярным кругом и скалолазов в базовых лагерях в Гималаях.
В 1990-х годах куртка внезапно обрела популярность за пределами узкого круга искателей приключений. Она стала все чаще мелькать не в лесах и горах, а… в самых модных районах Стокгольма. Причем, особым спросом пуховик пользовался у дам.
Правда, в связи с этим возникла заминка. Куртка была достаточно просторной — «оверсайз», как сказали бы сегодня. Хрупкие девушки вполне могли надевать ее поверх другой зимней одежды. К нулевым годам тренды поменялись, и городские модницы принялись упрашивать Fjällräven пошить синюю куртку в меньших размерах и сделать ее покороче.
Поначалу Оке был настроен скептически. Мода его совершенно не интересовала, зато он прекрасно понимал, что парка станет менее функциональной, если не будет закрывать ягодицы. Но в конечном счете компания прислушалась к своим клиентам и начала поставлять куртки в размерах XXS и XXXS. Продажи взлетели мгновенно.
С тех пор куртка Expedition Down считается иконой аутдор- и фэшн-индустрии. Что ж, неплохой результат для того, кто просто хотел шить одежду, которая бы хорошо согревала.
Другая культовая куртка бренда, Greenland Jacket, была выпущена в 1968 году — она помогла целому поколению шведов проводить больше времени на свежем воздухе. Свое название парка получила в честь исследовательской миссии шведских ученых на Гренландию — той, что так вдохновила Оке.
Изначально разработанная для скалолазания, эта свободная куртка с дополнительными карманами была универсальной и одинаково хорошо подходила как для активного отдыха, так и повседневной жизни. Greenland Jacket до сих пор остается одним из самых культовых продуктов бренда, уступающим по популярности только рюкзачку Kånken. Но о нем чуть позже.
Благодаря этим и другим продуктам к началу 70-х годов уже каждый второй швед, от заядлого треккера до любителя пикников в парке, знал и доверял Fjällräven. Влияние бренда расширилось настолько, что Нордин смог релоцировать производство на специально построенную фабрику недалеко от Эрншёльдсвика.
Легендарный Kånken
Появление рюкзака Kånken на рынке буквально спасло шведов от целого букета проблем со здоровьем. Статистика конца 1970-х годов показала, что около 80% населения Швеции имеют проблемы со спиной. И нет, на боли в мышцах жаловались вовсе не пенсионеры — а в основном школьники и студенты.
Оно и понятно: в 60-х годах в моду вошли сумки через плечо. Молодежь, с особым рвением следившая за трендами, таскала в этих сумках тяжеленные книги и учебники, перегружая одну сторону тела.
Оке, конечно, был в курсе происходящего — он внимательно читал газеты, которые трубили о насущных проблемах. Оставалось только прислушаться к интуиции, которая редко его подводила.
Поколдовав с чертежами, в 1978 году предприниматель разработал рюкзак, который спокойно вмещал две папки формата А4 и был достаточно стильным, чтобы отвлечь школьников от модных сумок на ремне.
Для своего прототипа Оке использовал самую прочную ткань, какая только у него была, а для удобства переноски добавил сверху две ручки. С названием рюкзака Нордину помог шурин, репортер одной из крупнейших шведских газет. Он подсказал Оке именовать изделие «Kånken» — в переводе со шведского слово «kånka» означает «таскать вещи». Такое ироничное название, по задумке, должно было накрепко врезаться в память покупателей.
Чтобы получить реальную прибыль, Оке нужно было изготовить сразу 5000 рюкзаков. Вложения серьезные, но окупится ли рискованный проект? И снова Нордина выручил шурин. Накануне нового учебного года он протолкнул в шведские СМИ статью о рюкзаке, который чудесным образом избавляет детей от боли в спине.
План сработал безотказно. Оке рассчитывал сбыть хотя бы двести Kånken в первый год, но продать удалось вдвое больше. В следующем году продажи подскочили до 30000 штук — и это было только начало.
Пожалуй, из всех продуктов Fjällräven прочный рюкзак Kånken внес наибольший вклад в узнаваемость бренда. На протяжении уже нескольких десятилетий он украшает спины детей и взрослых в Швеции и Дании. А когда в конце нулевых о «скандинавском чуде» прознали голливудские звезды, шведский рюкзачок стал нужен уже всему миру.
Смутное время и триумфальное возвращение
Период с 1980 по 1990 годы можно назвать непростыми для Fjällräven. Бессменный капитан команды, Оке Нордин, оставил штурвал ради компании Campari International PLC, работавшей в горнолыжном секторе.
Новое нанятое руководство Fjällräven попыталось расширить линейку продукции, стремясь выйти на рынок горнолыжной одежды. Фокус внимания сместился, продажи главных «хитов», которыми славился бренд, просели. При этом и в новой сфере особых успехов у компании не наблюдалось.
В Великобритании, куда пришлось переехать по долгу службы, Нордин прожил не так долго. В итоге то ли затосковал по родине, то ли понял, что Fjällräven нуждается в его твердой руке. А, может быть, все вместе.
Вернувшись в Fjällräven, Оке с утроенной энергией принялся направлять компанию к прогрессу. В те годы Нордин действительно сделал немало для своего детища, будучи настоящим трудоголиком, стратегом и новатором.
Его старания привели к тому, что в 1996 году компания открыла свой первый флагманский магазин в Стокгольме. Ассортимента бренда уже вполне хватало на то, чтобы заполнить товарами все полки.
Покорение Европы
В конце 90-х бренд принялся активно штурмовать зарубежный рынок. Первый концептуальный магазин за пределами Скандинавии появился в центре Амстердама. Он мгновенно стал центром притяжения местных жителей и туристов — во многом благодаря неожиданному сочетанию традиционного скандинавского дизайна и эксцентричных деталей, вроде чучела лося у входа.
К началу нулевых Fjällräven уже настолько крепко стоял на ногах, что сумел приобрести шведские сети розничной торговли одеждой и снаряжением Friluftsbolaget и Naturkompaniet, а также норвежскую Høyfjellsutstyr, тем самым получив прямой канал продаж розничным клиентам по всей Скандинавии.
После масштабной покупки название группы поменялось на Fenix Outdoor, а Fjällräven стал одним из брендов группы наряду с Tierra, Primus и Hanwag. Впоследствии на место Primus пришел американский бренд одежды для активного отдыха Royal Robbins.
Поход, который изменит все
Несмотря на впечатляющие успехи в Европе, в какой-то момент Нордину стало недостаточно просто предлагать европейцам одежду и снаряжение. Оке жил мечтой: показать как можно большему числу людей дикую природу Швеции, которую он любил всей душой.
В те годы прослеживалась ужасающая Нордина тенденция: вместо исследования родных краев европейцы предпочитали проводить отпуск на солнечных тайских пляжах, что было вполне доступно, просто и весело.
Как же заманить изнеженных горожан в поход по суровым северным ландшафтам? Разве что, предложив им путешествие «под ключ». Что-то подобное компания уже устраивала. Еще в конце 70-х под эгидой Fjällräven прошло несколько специальных мероприятий для новичков в мире outdoor-приключений. Проект существовал под девизом «Для тех, кто не знает горы, но хочет их узнать».
Непродолжительные походы проводились в сопровождении опытных гидов, а снаряжение участники брали напрокат в Fjällräven. Удобно было всем: у людей повышался интерес к активному отдыху, а компания пополняла свой бюджет.
В конце 90-х Нордин придумал еще один подобный проект, существующий до сих пор. Fjällräven Polar — это гонки на собачьих упряжках, в которых участвуют «обычные» люди. Участникам предоставляется снаряжение от Fjällräven и помощь профессиональной команды. Любой желающий может испытать необычное зимнее развлечение за полярным кругом, а заодно протестировать новейшие продукты Fjällräven.
Но в 2005 году Оке захотел побить все собственные рекорды. На этот раз всего должно было быть в разы больше: расстояний, природы, снаряжения. 110-километровый маршрут по северной Швеции — шутка ли?
Да, сложно, долго, но зато как красиво! И вполне комфортно: участник несет личные вещи на спине, а Fjällräven заботится о логистике, включая питание, прокат снаряжения, транспорт, планирование маршрута и еще несколько услуг. Мероприятие не подразумевало соревнования на скорость и выносливость — скорее, это была возможность увидеть что-то новое и пообщаться с интересными людьми.
Нордин без особого труда убедил окружение, что план под кодовым названием Fjällräven Classic — дельный. И эта дикая убежденность Оке, притом азартная и веселая, захватила всех мгновенно.
В самый первый Fjällräven Classic отправились 152 человека; сегодня же количество участников исчисляется тысячами. С годами это событие превратилось в нечто гораздо большее, чем просто безопасное знакомство с магией треккинга. Это уже целая культура, грандиозный праздник природы, объединяющий людей со всех уголков мира.
Концепция Fjällräven Classic оказалась настолько удачной, что сегодня этот «фестиваль» для треккеров проводится дополнительно в шести других странах — Дании, Германии, США, Великобритании, Чили и Южной Корее.
Эпоха экологичной сознательности
У Fjällräven есть три руководящих принципа, и один из них — ответственное отношение к природе, людям и животным. Сегодня устойчивое развитие уже не рассматривается брендом как отдельный проект; оно лежит в основе всего, что делает компания.
Для бренда важна максимальная прозрачность: покупатель должен знать, откуда поступил материал и в каких условиях он был произведен. Например, если говорить о пухе для курток, то благополучие птиц здесь — главный приоритет. Это означает, что бренд не приемлет ощипывание живых куриц и их принудительное кормление. Компания подчеркивает, что пух в изделиях Fjällräven — это побочный продукт мясной промышленности.
Компания постоянно экспериментирует, стремясь свести свой углеродный след к нулевым показателям. Более 60% материалов, с которыми работает Fjällräven, — органические или из вторичного сырья (как в линейке «Eco-Shell»). Даже у знаменитой ткани G-1000 теперь есть более экологичная версия — с использованием переработанного полиэстера и органического хлопка.
Еще одна любопытная инициатива компании — Re-Wool. Шерсть поступает на фабрики Fjällräven как из пред-, так и из пост-потребительских источников: это может быть старая одежда или бракованные лоскуты с текстильных заводов.
Сырье сортируется по цвету, измельчается и повторно используется для изготовления новой одежды и рюкзаков. «Исходный материал имел свою собственную жизнь до того, как оказался в наших продуктах», — подчеркивает Кристиана Долва, руководитель отдела устойчивого развития бренда.
В связи с экологической повесткой слегка видоизменяются и главные «жемчужины» из ассортимента бренда. Например, в 2016 году Fjällräven выпустил Re-Kånken — обновленную версию легендарного рюкзака Kånken.
Модель разработана с использованием меньшего количества сырья, воды и энергии. Каждый рюкзак сделан из 11 переработанных ПЭТ-бутылок и окрашен с использованием более устойчивой технологии Spin-Dye. Когда сумка износится, ее можно будет отправить на переработку.
А не так давно компания представила Tree-Kånken, вариант классического рюкзака из ткани Pine Weave, созданной из древесного сырья. Материалы для производства поступают из сертифицированного питомника на севере Швеции, а не из девственных лесов.
Изменения коснулись и знаменитого походного рюкзака Kajka. Cпустя годы компания обновила его дизайн, добавив каркас из ламинированной березы вместо алюминиевого. Согласно расчетам, древесина выделяет на 90% меньше углерода в процессе производства, а углеродный след всего изделия сокращается на 10%.
Fjällräven в наши дни
За последние 15 лет Fjällräven стал самым популярным одежным брендом в Швеции, обойдя таких гигантов, как Nike, Levi's и Calvin Klein. Более 95% населения страны знают и любят Fjällräven. Секрет бренда прост: нестареющий шведский дизайн, экологичные материалы, долговечность и функциональность изделий.
Представители компании подчеркивают, что разрабатывают продукцию для носки на протяжении всей жизни — а еще лучше, если вещь послужит нескольким поколениям. Несмотря на бесчисленные перемены в технологических процессах, многие вещи из коллекций бренда выглядят точно так же, как в 60-х и 70-х годах.
Если выбирать между свежими трендами и проверенным годами формой и качеством, Fjällräven всегда предпочтет второе. «Лучше в секонд-хендах, чем на модных показах», — единогласно заявляют сотрудники компании.
Все, что производит Fjällräven, поставляется с пожизненной гарантией. Так что, если вашим брюкам Keb или куртке Greenland потребуется дополнительная пропитка, вы можете принести их в любой фирменный магазин — эксперт бесплатно нанесет на ткань слой воска.
Компания, чья история начиналась с одного рюкзака, сегодня предлагает покупателям более 500 наименований товаров — включая одежду (в размерах XXS до XXXL), рюкзаки, спальные мешки, палатки и обувь. Товары бренда созданы для активного отдыха в самом разном климате и ландшафте — от морского побережья до ледяных горных вершин.
Фирменные магазины Fjällräven можно найти в половине стран Европы, Северной Америке, Азии. Кроме того, Fenix Outdoor владеет шестью сетями магазинов розничной торговли: Naturkompaniet (Швеция и Норвегия), Partioaitta (Финляндия), Globetrotter (Германия), Friluftsland (Дания) и Trekitt (Великобритания).
В общей сложности это 106 магазинов, в которых представлены товары Fjällräven и прочих мировых брендов. В штате компании числится уже почти 3000 человек, а суммарная выручка растет с каждым годом. Так, с 2000 года по настоящее время чистый объем продаж группы подскочил с 27 до более чем 740 миллионов евро.
Лидера компании, Оке Нордина, нет на этом свете уже больше десяти лет. Он остался в памяти людей как талантливый изобретатель, выдающийся человек, увлеченный своей мечтой предприниматель.
За отведенные ему 77 лет жизни Оке не только преуспел в профессии, но и сделал немало добрых дел: например, запустил проект по защите находящегося под угрозой исчезновения песца. А еще Нордин много лет участвовал в парусных гонках, управлял самолетом и вертолетом, играл в хоккей с мячом — одним словом, он был разносторонним, жадным до жизни человеком.
После смерти Оке бразды правления Fenix Outdoor перешли к его старшему сыну Мартину. Наследник с достоинством продолжил начатое отцом дело. Бренд живет по прежним законам: не гонится за трендами, не меняет свое сложно произносимое название в угоду публике. Fjällräven по-прежнему движет любовь к природе и к приключениям — большим и маленьким.
Компания проделала долгий путь, но ей еще есть куда расти. Как сказал однажды Оке: «Мы занимаемся треккингом уже более пятидесяти лет. Надеюсь, мы никогда не достигнем цели…».
Где купить товары Fjällräven и как получить их в России после введения санкций?
Миссия сервиса Покупай Везде! — помочь своим клиентам не потерять возможность покупать товары Fjällräven, которые пропали или стали значительно дороже в российских магазинах из-за наложенных санкций. И, конечно, мы привозим только оригинальные товары из официальных источников!
Мы можем провести оплату в любой магазин или любому поставщику, так как нам доступно несколько способов. Например, обычная оплата зарубежной картой физ.лица, или заказ на наши юрлица, в том числе санкционных товаров и товаров двойного назначения. Также, используя собственные промежуточные склады в разных странах Европы и СНГ, мы можем без проблем доставить любой товар на территорию РФ, в любой город.
Множество клиентов уже воспользовались услугами сервиса Покупай Везде! и оставили свои положительные отзывы, изучить их все можно на нашей карточке в ЯндексБизнес по этой ссылке. Присоединяйтесь и вы к нам и подписывайтесь на наш Дзен!