Найти в Дзене
Александр Седов

Зачем аниматоры создают пародии-"коллабы" популярных мультфильмов?

Широко шагает по планете Искусственный Интеллект. Тысячи людей упражняются в умении задавать программе каверзные вопросы. Просят нарисовать какое-нибудь научно-фантастическое нечто. Особенно в этом замечены фанаты анимэ, фантастики и комиксов. Не отстают в этом занятии и наши поклонники книг Кира Булычёва. Может, они даже более активны, чем другие любители фантастической литературы.

Не покладая рук трясут они искусственный интеллект за плечи, чтобы вытрясти из него картинку надлежащего качества – очередную иллюстрацию с Алисой Селезнёвой и птицей Говорун. Отдельные энтузиасты идут дальше и пытаются произвести с помощью ИИ мультфильм по мотивам «Тайны третьей планеты» целиком. Пока же выходят только клипы-эскизы, в которых образы героев не всегда точны и, как правило, нестабильны – варьируются от клипа к клипу, а иногда и от кадра к кадру. Да, программы ещё не совершенны.

Потребуется немало труда и времени, чтобы обучить машинные мозги человеческим представлениям о прекрасном. Но энтузиасты не унывают и с необычайным упорством продолжают исследовать возможности ИИ. Самые стойкие из них обещают выполнить задуманное – создать полнометражное кино.

Цель этой заметки, однако, не рассказать о техническом прогрессе и новых машинных возможностях для творчества, а, скорее, наоборот, попытаться порассуждать о бессилии художника внутри современной модели производства контента (сформулирую пока так, витиевато). Оставим на время в покое «мучителей» искусственного интеллекта и зайдём с другого бока.

Если вы страстный поклонник анимации, точнее, её самых диких и необузданных форм, например, любите непреходящей любовью такие советские мультфильмы-жемчужины, как «Ух, ты! Говорящая рыба!» Роберта Саакянца, «Остров сокровищ» Давида Черкасского, «Шкатулка с секретом» Валерия Угарова (и подобные им визионерско-экспериментаторские произведения), вам, наверное, попадались на глаза, так называемые, видео-коллабы, созданные группой художников-аниматоров, например, на тему упомянутых выше «Острова сокровищ», «Ух ты! Говорящей рыбы!» или «Капитана Врунгеля» (см. видео по ссылкам).

Инициатор проекта бросает клич среди таких же художников-аниматоров, как он, мастеров или начинающих, чтобы на основе звуковой дорожки известного советского мультфильма, создать новый мультфильм – из отдельных кусочков-фрагментов. Каждый фрагмент, - обычно это отдельная сцена от нескольких секунд до минуты, - создаётся одним из участников проекта, в собственной, какой угодно творческой манере, но, как правило, с повторением основных композиционно-сценических решений, которые были заложены в советский мультфильм. В результате такой коллективной работы получается новый мульт со старым сюжетом, но с пёстрым, как мозаика или лоскутное одеяло, изображением. Стиль у каждого свой неповторимый, а история единая. Своего рода – признание и поклон советской мультипликации. Говоря на профессиональном сленге, оммаж.

Такие шуточные «ремейки», конечно, радуют буйством фантазии, но давайте зададимся вопросом, чего ради десятки художников-аниматоров жертвуют своим рабочим временем, чтобы на заведомо вторичной теме продемонстрировать свои уникальные творческие возможности? Можно ещё понять, когда к проекту подключаются начинающие аниматоры – они собирают портфолио для продюсеров и директоров студий, будущих своих нанимателей. Но среди участников встречаются и уже состоявшиеся профессионалы и даже крупные мастера отрасли.

Вообразите, сколько суммарно творческих человеко-часов уходит на такой проект – примерно столько же, сколько хватило бы для работы команды над полнометражным мультфильмом с оригинальной идеей. Предлагаю задержаться на этой мысли подольше, так как она и есть суть моей заметки. Люди тратят свои силы, время и фантазию на то, чтобы сделать продукт для довольно узкой аудитории, в общем, «для своих». Ибо дальше отдельной страницы на видеохостинге это видео не пойдёт. Не будет этой анимации в кинопрокате, не будет на телевидении, не будет на он-лайн кинотеатрах. Потому что при всех вложенных усилиях, иногда титанических, это любительщина, сделанная как бы в обход авторских прав. Но, главное, широкой аудитории неинтересен эксперимент ради эксперимента. Массовый зритель, прежде всего, ценит целостное художественное произведение, а не сшитый из кусочков разностилевой кентавр. Пусть дикая, пусть необузданная творческая фантазия, но распространённая на всю историю.

«Ух ты! Говорящая рыба!» и «Приключения капитана Врунгеля» это отдельные миры, при всей фонтанирующей в них выдумке и обилию гэгов, воспринимаются целостно и органично. Кстати, «Остров сокровищ» иные зрители критикуют за созданное в нём стилистическое двуемирие, за прикрепление к рисованному мультфильму вставок-песен с живыми актёрами. Лично я с такой претензией не согласен, но могу понять критику. Впрочем, вернёмся к главному.

Вспомним, с чего я начал эту заметку – с попыток нарисовать «Тайну третьей планеты» (и не только её) с помощью искусственного интеллекта. Мы воочию наблюдаем, что имеется очень устойчивый интерес у профессионалов, у любителей и у зрителей, судя по многочисленным комментариям под видео, к идее вдохновиться богатым наследием советской мультипликации, самыми её яркими и креативными страницами, которые обычно связаны с приключениями и фантастикой, то есть с популярными жанрами. Этот интерес не перешибить никакими другими современными мульт-сериалами и полнометражными мультфильмами, даже самыми лучшими из них – «Смешариками», «Богатырями», «Машей и Медведем». Возникающие новые технологии лишь подстёгивают этот интерес, который, как мне кажется, вырастаёт из чувства дефицита или, если хотите, утраты, неспособности современной российской киноиндустрии создать по-настоящему визионерский мультфильм, например, вроде «Перевала» режиссёра Владимира Тарасова, опять же – экранизации повести Кира Булычёва.

И вот, художники-аниматоры выкраивают крохи свободного времени между работой над очередным «коммерческим проектом», например, над новой версией «Ну погоди!», к слову, довольно примитивной и не оригинальной, чтобы отдохнуть душой и всласть порезвиться с безумными идеями в ремейке-коллабе «Острова сокровищ». А потом, обессиленные творческим полётом возвращаются к конвейерной работе, за которую деньги платят. Обратите внимание, что обновлённая студия «Союзмультфильм» и сама вовсю эксплуатирует советское наследие, не только чеканя свои лого и образы мульт-героев на разном ширпотребе, но и выпуская своего рода ремейки и продолжения – те же «Ну погоди!», «Простоквашино», «Умка».

Тут мы переходим к ключевому вопросу. Я далёк от мысли обвинять нынешнее руководство «Союзмультфильма» в какой-то изначальной зловредности. Десять лет их работы – достаточный срок, чтобы увидеть, что действуют они внутри довольно жёсткой коммерческой модели. И действуют эффективно. Одно то, что на студии одновременно создают сразу несколько крупных проектов, и так на протяжении ряда лет, можно признать большим достижением. Но выкатить претензию в недальновидности руководства, на мой взгляд, будет справедливо. Во всяком случае, это касается нереализованного творческого потенциала. Неладно что-то в мульт-индустрии, если её студия-флагман, перезапущенная с помощью серьёзных вложений государства, замкнулась внутри упрощённой эстетики, штампует конвейерные сериалы и боится больших художественных экспериментов.

Александр СЕДОВ (с)

----------

другие мои статьи и переводы: Как если бы Льюис Кэрролл посетил Екатеринбург / О путешествии Льюиса Кэрролла в Россиию - 1 часть, 2 часть / Что значит "идеальный мультфильм"? / "На задней парте" - угарные мультики, очевидные и невероятные / Похвала тотальной анимации: "Капитан Врунгель" и другие / Бармалей в кальсонах / Детство в стиле ретро (про мультфильмы) / Западный взгляд на советские мультфильмы - 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть / Американцы о необъяснимом мире русской анимации / Западный профессор о советской мультипликации - 1-часть и 2-часть , 3 часть / "Хронос": Кир Булычёв вернулся / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / Американцы о советской мульт-пропаганде / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475