Найти в Дзене
Clin_psychology

Психогенная задержка развития речи у ребенка погибшего участника СВО

На консультацию пришли бабушка, мама и дочь. Целью визита была обеспокоенность бабушки отсутствием речи у внучки. Девочке на тот момент было 2,5 года. При сборе анамнеза каких-то либо особенностей в развитии ребёнка не наблюдалось: долгожданный и единственный ребенок в семье, наследственность не отягощена, беременность протекала без особенностей, роды в срок естественным путем; неврологических отклонений в первые годы не наблюдалось, моторное развитие по возрасту, из перенесённых заболеваний - ОРВИ. 

В ходе психодиагностики ребенок охотно контактирует с психологом невербально: берет за руку, улыбается в ответ, старается выполнять инструкции, на имя реагирует, обращенную речь понимает. 

Для иллюстрации. Источник:  Яндекс картинки
Для иллюстрации. Источник: Яндекс картинки

Придраться вроде бы не к чему...но! Все это время на вопросы психолога отвечала только бабушка. Мама девочки сидела в углу. Выражение лица ее было безучастным, лишь иногда она пыталась улыбнуться, чтобы сделать вид, что поддерживает разговор. 

После психодиагностики, когда мама и девочка покинули кабинет, бабушка рассказала, что отец девочки был военным. Семья проживала в другом городе, где служил мужчина. Больше полугода назад он погиб в ходе боевых действий. По каким-то причинам его супруга не смогла сразу вернуться к родителям и все это время находилась в чужом городе одна с ребенком. 

Для иллюстрации. Источник фото: Яндекс картинки.
Для иллюстрации. Источник фото: Яндекс картинки.

Перевезти их из другого города удалось родителям женщины лишь сравнительно недавно. Заметив, что их внучка отстает от сверстников по развитию и совсем не разговаривает, бабушка забила тревогу и обратилась за консультацией к клиническому психологу. 

Картинка сложилась. Стало понятно, что мама девочки находилась в глубокой депрессии после потери супруга, и , из-за того, что не обращалась к специалистам, ее состояние ухудшилось - она замкнулась в себе.

Для иллюстрации. Источник фото: Яндекс картинки.
Для иллюстрации. Источник фото: Яндекс картинки.

Данная трагедия произошла в период активного речевого развития ребенка, и депрессия матери сыграла в тот момент ключевую роль. Малышка оказалась в ситуации эмоциональной депривации. Мама больше не могла поддерживать с ней такую же сильную эмоциональную связь, как раньше, сократила общение и игры, а вокруг не оказалось других взрослых, способных восполнить этот недостаток внимания. Речевое развитие замедлилось.

Для иллюстрации. Источник фото: Яндекс картинки
Для иллюстрации. Источник фото: Яндекс картинки

По моим расчетам прогноз был благоприятный. Учитывая то, что анамнез ребенка не был отягощен, "обогащение" речевой среды могло полностью скомпенсировать сформировавшуюся задержку речевого развития.

Рекомендации:

1) прохождение курсов TOMATIS для стимуляции слухоречевых зон головного мозга;

2) занятия с психологом;

3) дома силами бабушки и дедушки- эффективное общение с ребёнком через игру и совместную повседневную деятельность,

4) для мамы - обратиться за профессиональной помощью к психотерапевту.

Через пару недель я встретила девочку и ее маму в фойе нейропсихологического центра. К тому времени малышка уже посетила несколько занятий с аппаратным методом TOMATIS и с психологом. Я услышала, как девочка, стоя у стенда с брошюрами, что- то пыталась объяснить маме отдельными словами. 

- Вы "разговорились"?,- поинтересовалась я.
- Да! - с широкой улыбкой на лице ответила мама девочки. 

Если вам понравилась статья, поддержите автора своей реакцией 👍 и подпишитесь на канал! ✅