При словосочетании "Царское Село" у вас перед глазами, вероятнее всего, возникает образ роскошного голубого Екатерининского дворца в стиле русского барокко, даже если вы там никогда не были.
Однако с 2021 года свои двери открыл построенный в последние годы 18 века Александровский дворец - один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма. О нём сегодня и пойдет речь.
Александровский дворец был задуман императрицей Екатериной II как свадебный подарок своему любимому внуку великому князю Александру Павловичу и его супруге Елизавете Алексеевне.
Проект был поручен архитектору Джакомо Кваренги, и в августе 1792 года в Царском Селе императрица подписала Высочайший рескрипт о производстве строительных работ. Так началась история Александровского дворца. Построен он был довольно быстро, и к лету 1796 года основные работы завершили, и уже в июне великий князь с супругой переехали в новое жилище.
Однако, став императором, Александр I предпочитал Александровскому дворцу Большой Царскосельский. Лишь для последующих владельцев он стал любимым местом пребывания.
Так, семья Николая I часто проводила весенние и осенние месяцы именно в Александровском дворце. Здесь Николай Александрович вместе с супругой отметили 25-летнюю годовщину свадьбы.
Для великого князя Александра Александровича, будущего Александра III, дворец был великокняжеской резиденцией, а став императором, он отдавал большее предпочтение Гатчине.
Новый виток развития Александровского дворца связан с именем последнего российского императора Николая II. Родился он именно здесь в опочивальне своей матери Марии Федоровны и был крещен в церкви Воскресения Христова Большого Царскосельского дворца. Здесь же будущий император проводил летние месяцы в детские годы. Сюда он прибыл в 1894 году через неделю после свадьбы.
Обосновалась императорская чета в восточном флигеле дворца, где в 1894 году начались работы по отделке апартаментов. Со временем этот дворец станет главной официальной резиденцией и родным домом для семьи Николая II оттеснив Зимний дворец на второй план.
С 1904 года, с момента рождения цесаревича Алексея семья обосновалась во дворце круглогодично. Именно отсюда 1 (14) августа 1917 года семья императора была отправлена в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург.
После революции здание отдали под дом отдыха сотрудников НКВД и детский дом. В первые годы Великой Отечественной войны из дворца вывезли люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия. Но основная часть имущества осталась в залах и была утрачена вследствие фашистской оккупации.
В 1946 году дворец передали Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А.С.Пушкина. А в 1951 году дворец снова передали в ведомство Военно-морского флота, а эвакуированные предметы передали в Павловск.
Только в 1996 году начались ремонтные работы по кровле здания и в восточном крыле создана постоянная экспозиция "Воспоминания в Александровском дворце". В 2009 году здание полностью передали в ведение ГМЗ "Царское Село", с 2015 началась работа по воссозданию убранства интерьеров восточного флигеля.
После длительной реставрации и восстановления в 2021 году дворец открыл свои двери для посетителей. Но реставрация продолжается. В 2023 году был открыт парадный интерьер - зал с горкой. Весной 2025 обещают открыть ещё 3 зала.
Сохранившиеся предметы мебели, люстры, интерьерные изделия вернулись в залы, также как сохранившиеся личные вещи представителей императорской семьи. А некоторые появились в музее "со стороны", как, например, последний прижизненный портрет цесаревича Алексея, спрятанный в одном из домов города.
Наверное, это самый необычный императорский дворец, в котором мне приходилось бывать.
Некоторые комнаты сохранили (или приобрели в результате реставрации) классическое дворцовое убранство: люстры, паркеты, столики, живопись, скульптура и многое другое.
Первая парадная гостиная и сегодня встречает гостей, открывая анфиладу парадных залов.
Стены интерьера выполнены из светло-серого с лиловым оттенком искусственного мрамора, который подвергся реставрации, равно как и наборный паркет и камин. По историческим фотографиям восстановили живописный фриз, дубовые дверные и оконные заполнения. И самое главное, в зале восстановили утраченную в годы Великой Отечественной войны катальную горку по фотографиям и описаниям.
Горка появилась в гостиной в 1830-е годы для детей Николая I. Этот домашний аттракцион пользовался популярностью не только у детей, но и у взрослых.
Отделка двух залов Императорской библиотеки с середины 19 века осталась практически без изменений. Правда, мебельное убранство этих интерьеров оказалось утраченным.
Поэтому сегодня в зале Большой библиотеки обосновались шкафы из здания Сената и Синода. В них представлено сегодня около 5000 томов из фонда редкой книги.
А для Малой библиотеки шкафы из красного дерева воссоздали по фотографиям и описаниям. К моменту революции собрание библиотек Александровского дворца, заложенное императрицей Екатериной II и расширенное всеми императорами, составляло около 30 000 книг, но, увы, большая часть на сегодня утрачена.
В Александровском дворце проходили официальные приемы. В Угловой гостиной, залитой солнечными лучами, давала аудиенции императрица. Она принимала представляющихся лиц, депутации, выпускниц женских учебных заведений, руководителей патронируемых ей благотворительных организаций.
В этой гостиной по вечерам любила собираться вся семья за чтением, игрой в карты, беседами, музицированием. Здесь же давали концерты и проводили домашние праздники.
И если предыдущие залы как-то очень перекликаются с тематикой и оформлением императорских дворцов, то Кленовая гостиная на половине Александры Федоровны в Александровском дворце - яркий образец русского модерна.
Этот интерьер, равно как Парадный кабинет Николая II и детские комнаты на втором этаже, был создан на месте созданного при первоначальном строительстве Концертного зала.
В 1902 -1904 годах фирма братьев Мельцеров провела работы по изменению помещения. Стены тепло-розового цвета были украшены лепкой, изображавшей стволы и стебли роз, раскрывшиеся у потолка листвой и цветами. Для освещения помещения был оформлен большой карниз, маскировавший около двухсот электрических лампочек.
В этой гостиной Александра Федоровна любила бывать одна. Здесь она занималась рукоделием, чтением, рисованием. На горке-витрине с зеркальными стенами и стеклянной дверцей были выставлены пасхальные яйца работы фирмы Карла Фаберже.
Гостиную всегда украшали живые цветы: в жардиньерках были расставлены теплолюбивые растения, а срезанные цветы менялись в зависимости от сезона. Сегодня музей свято хранит эту традицию, поэтому в феврале здесь появилась цветущая сирень из музейного оранжерейного комплекса.
Из Кленовой гостиной можно было попасть через антресоль в Парадный кабинет Николая II.
А следующей за Кленовой гостиной в анфиладе комнат была Палисандровая гостиная.
Она связана с императорской четой, которая первые годы брака любила здесь уединяться. Позже эта гостиная стала местом завтраков и обедов семьи, где трапеза проходила без торжественной сервировки в кругу с близкими родственниками и приглашенными особами.
Наверное, самой уютным женским пространством дворца является Сиреневая гостиная, или Сиреневый кабинет, созданный специально для императрицы в её любимом лилово-сиреневом цвете.
Сюда Александре Фёдоровне подавали пятичасовой чай. За письменным столом с конторкой императрица отвечала на письма, работала с бумагами. По воспоминаниям её близкой подруги Лили Ден "весной и в зимнее время воздух в Сиреневой гостиной был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинками присылали во Дворец с Ривьеры".
Как и многие другие интерьеры дворца, интерьер этой гостиной был утрачен в годы войны. Поэтому всё, что сегодня мы видим - огромная работа реставраторов по историческим образцам и архивным документам.
Равно как и восстановленная спальня императорской четы, которая поражает обилием икон на стенах - в основном они происходили из святых мест, которые посещали Николай Александрович и Александра Федоровна.
Отдельного внимания заслуживают приемная Николая II и его рабочий кабинет, отделка которых выполнена в стиле модерн. Во многом в приемной отделка сохранилась. Здесь посетители ожидали приема императора.
А вот в рабочем кабинете реставраторам пришлось потрудиться, чтобы воссоздать деревянные панели, встроенную мебель, ковер, портьеры, предметы мебели.
Благодаря проведенным работам мы имеем представления, в каких условиях работал император, ведь в кабинете он проводил большую часть дня.
В 8 часов ему сюда подавали первый завтрак (чай с выпечкой), затем он шёл на небольшую прогулку в Александровский парк, а с 10 до 13 часов проводил прием министров и дипломатов. После второго завтрака, проходившего, чаще всего на половине императрицы, Николай II возвращался в кабинет и работал с бумагами.
При перестройке восточного флигеля был организован новый Парадный кабинет в стиле зрелого модерна. По желанию императора он должен был напоминать кают-компанию его любимой яхты "Штандарт".
В этом кабинете проходили все крупные совещания, для которых был установлен круглый стол. Здесь проводились заседания министров, здесь бывали великие князья, видные государственные деятели того времени. Здесь же проходили приемы депутаций, заседания различных комиссий.
И, наверное, самым необычным и неожиданным интерьером дворца оказалась Мавританская (она же Бассейная) комната. Для поддержания своей физической формы и здоровья по моде тех лет император заказал на своей половине строительство бассейна.
Как известно, Николай Александрович вел здоровый образ жизни и поддерживал себя в хорошей физической форме. В свободное время он любил проводить на свежем воздухе, не просто прогуливаясь - зимой мог почистить дорожки в парке от снега, весной колол лёд на прудах для их скорейшего освобождения, летом катался на лодке или на велосипеде.
Дворец произвел на меня очень благоприятное впечатление. Все гостиные и кабинеты в стиле модерн очень приближают нас, сегодняшних посетителей к эпохе 100-летней давности. В рамках истории 100 лет - это совсем небольшой период времени - и, наверное поэтому, всё воспринимается очень близко и в голове оживают картины быта семьи последнего российского императора.
В случае посещения Царского Села обязательно посетите Александровский дворец. Уверена, что ничего похожего вы не видели. А, может, вы уже успели там побывать?!
Музей доступен для посещения в часы работы музейного комплекса "Царское Село" (г. Пушкин). Экскурсионные группы формируются на месте.
Добраться до музея можно на общественном транспорте. От метро Московская ходит прямой рейсовый автобус 187, остановка "Египетские ворота". От остановки 1 км (12 минут) до дворца пешком.
При написании статьи использована информация, полученная во время экскурсии, и материалы книги "Александровский дворец. Жилые покои семьи императора Николая II" Филипцева Мария. - Санкт-Петербург, Издательство Альфа-Колор, 2024.
Если вам было интересно и полезно, ставьте👍 и подписывайтесь на мой канал Капля. Центр, где я рассказываю об интересных местах для посещения и путешествий.