Найти в Дзене
ProNestory

ПЕРВОЕ КАМЕННОЕ ЗДАНИЕ МОСКВЫ. ГИПОТЕЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Столица России – Москва имеет богатую, многовековую историю. Её условной датировкой принято считать 4 апреля 1147 года, когда она впервые была упомянута в Ипатьевской летописи. Интересно, но в течение первых двух веков своего существования московские здания, включая Кремль, строились из дерева. Первое каменное здание будущей столицы Российского государства было построено в начальный период, так называемого, возвышения Москвы, когда вокруг московского княжества постепенно начинается процесс объединения, разрозненных в период феодальной раздробленности, земель. Начало возвышения Москвы принято связывать с правлением князя Ивана Калиты (1325-1340). Именно при нём в будущей столице нашей страны строится первое каменное здание – Успенский собор (Успения Богоматери). Его закладка состоялась 4 августа 1326 года. Древние летописи традиционно связывали строительство нового московского храма из камня с повышением статуса Москвы после успешных переговоров Ивана Калиты с главой русской православ
Успенский собор - первое каменное здание на территории Москвы (первоначальная дата строительства 1327 год).
Успенский собор - первое каменное здание на территории Москвы (первоначальная дата строительства 1327 год).

Столица России – Москва имеет богатую, многовековую историю. Её условной датировкой принято считать 4 апреля 1147 года, когда она впервые была упомянута в Ипатьевской летописи. Интересно, но в течение первых двух веков своего существования московские здания, включая Кремль, строились из дерева. Первое каменное здание будущей столицы Российского государства было построено в начальный период, так называемого, возвышения Москвы, когда вокруг московского княжества постепенно начинается процесс объединения, разрозненных в период феодальной раздробленности, земель. Начало возвышения Москвы принято связывать с правлением князя Ивана Калиты (1325-1340).

Великий князь Иван I Данилович Калита (1325-1340).
Великий князь Иван I Данилович Калита (1325-1340).

Именно при нём в будущей столице нашей страны строится первое каменное здание – Успенский собор (Успения Богоматери). Его закладка состоялась 4 августа 1326 года.

Успенский собор (реконструкция здания, построенного в период правления Ивана Калиты (1327)).
Успенский собор (реконструкция здания, построенного в период правления Ивана Калиты (1327)).

Древние летописи традиционно связывали строительство нового московского храма из камня с повышением статуса Москвы после успешных переговоров Ивана Калиты с главой русской православной церкви митрополитом Петром о переносе его резиденции из Владимира в Москву. С утверждением в Москве митрополичьего стола – она становится православным центром удельной Руси. Соответственно и службы глава русской православной церкви должен был проводить в фундаментальном и основательном храме.

Митрополит Пётр (1308-1326).
Митрополит Пётр (1308-1326).

Собор строился почти год и был освящён 15 августа 1327 года (на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы). Название собора, связанного с почитанием одного из двунадесятых праздников, было обусловлено со стремлением великого князя Ивана Калиты и митрополита Петра построить в Москве соборный храм – копию Успенского собора во Владимире.

Успенский собор в г. Владимире (1189 год).
Успенский собор в г. Владимире (1189 год).

Процедура утверждения названий церквей в средневековой Руси практически всегда было подчинена определенным правилам и чётко регламентировалась православной и политической традицией. Например, в XI — XII веках соборные храмы крупных русских городов, центров феодальных княжеств разрозненной удельной Руси, являлись ещё и резиденциями православных епископов, и назывались, по византийскому образцу, в честь святой Софии (то есть «премудрости божией»). Так, соборные храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке носили название Софийских. Во второй половине XII века утверждается традиция называть соборные храмы в главных городах княжеств в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы - Успенскими. Соборы названные в честь этого православного праздника появляются в это период в Смоленске, Ростове, Суздале и Галиче. Таким образом, традиции русской православной церкви, которая фактически выполняла функции главного идеологического института средневековой Руси, связывались с важными политическими процессами в удельной Руси.

Строительство Успенского собора в 1326-1327 годах в Москве означало резкий разрыв с прежней традицией и демонстрировало претензии московских князей на особое положение Москвы среди русских городов и возвращение к традициям старых стольных городов северо-восточной Руси — Ростова, Владимира и Суздаля,.

В течение своего правления Иван Калита продолжил интенсивное строительство каменных храмов в Москве. Так, в 1329 году была построена вторая каменная церковь Иоанна Лествичника, на строительство которой ушло всего 3 месяца. В 1333 году был построен каменный собор Михаила Архангела (Архангельский собор). Этот собор заменил собой деревянный храм, служивший княжеской усыпальницей.

Архангельский собор в Московском кремле (первоначальная дата строительства 1333 год).
Архангельский собор в Московском кремле (первоначальная дата строительства 1333 год).

Каменный бум при Иване Калите продолжался относительно недолго (с 1326 по 1333 годы), после чего наступил долгий перерыв. Данное обстоятельство, скорее всего, говорит о том, что строителями московских церквей были пришлые мастера, а собственная московская школа зодчих возникла значительно позднее – во второй половине XIV века.

Автор статьи:

кандидат исторических наук, доцент,

Блонский Леонид.