Найти в Дзене
Q-ART GALLERY

Еда в искусстве. Устрицы

Устрицы, мидии и другие моллюски были частью рациона жителей Средиземноморья ещё в эпоху неолита. Римляне даже разработали систему их разведения, о чём упоминает Марк Теренций Варрон (116 до н. э., Реате — 27 до н. э.) — древнеримский филолог, учёный-энциклопедист, политик.. В римской кулинарии устрицы считались изысканным блюдом, их промывали в уксусе и хранили в глиняных сосудах, залитых смолой. Во Франции, Англии, Голландии и Италии устрицы выращивали в естественных условиях и употребляли в пищу как в Средние века, так и в эпоху Возрождения. Устрицы ценились за свои предполагаемые свойства афродизиака, что можно увидеть на многих голландских картинах XVII века. Возможно, это поверье возникло из-за ассоциации раковины с женским началом. Согласно легенде об устрице, которая несёт в себе жемчужину, описанной Плинием и повторенной учёными Средневековья и Возрождения, считалось, что устрица оплодотворяется росой, которая попадает в раковину, когда она открывается в определённое время год

Устрицы, мидии и другие моллюски были частью рациона жителей Средиземноморья ещё в эпоху неолита. Римляне даже разработали систему их разведения, о чём упоминает Марк Теренций Варрон (116 до н. э., Реате — 27 до н. э.) — древнеримский филолог, учёный-энциклопедист, политик..

В римской кулинарии устрицы считались изысканным блюдом, их промывали в уксусе и хранили в глиняных сосудах, залитых смолой.

Во Франции, Англии, Голландии и Италии устрицы выращивали в естественных условиях и употребляли в пищу как в Средние века, так и в эпоху Возрождения. Устрицы ценились за свои предполагаемые свойства афродизиака, что можно увидеть на многих голландских картинах XVII века.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510 Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510 Музей Прадо, Мадрид

Возможно, это поверье возникло из-за ассоциации раковины с женским началом. Согласно легенде об устрице, которая несёт в себе жемчужину, описанной Плинием и повторенной учёными Средневековья и Возрождения, считалось, что устрица оплодотворяется росой, которая попадает в раковину, когда она открывается в определённое время года.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт, 1632. Музей Прадо, Мадрид
Виллем Клас Хеда. Натюрморт, 1632. Музей Прадо, Мадрид

Библейская экзегеза обратила внимание на антропоморфный аспект этой истории и провела параллель между оплодотворением устрицы Святым Духом и оплодотворением Девы Марии, что позволяет рассматривать раковину как символ Марии. Пичинелли (Итальянский каноник-августинец, ученый и специалист по эмблематике. Он наиболее известен своей книгой об эмблемах Il Mondo simbolico, напечатанной в Милане в 1653 году, которая пользовалась большим успехом в Италии и во всей Европе) придерживается этой идеи.

Ян Стен. Девушка пробующая устрицу. 1658–1660. Маурицхёйс, Гаага.
Ян Стен. Девушка пробующая устрицу. 1658–1660. Маурицхёйс, Гаага.

Однако устрицы вызывают мысли не только о скрытой добродетели, поскольку съедобная часть плотно заключена в раковине, но и о силе любви. Любовь, подобно устрице, скрыта в глубине души человека.