Найти в Дзене

Специфика проведения коррекционных и развивающих занятий для детей с РАС

‼️ "С детьми с РАС ничего планировать не получается. Всегда "из рукава" что-то приходится доставать", - написала слушательница вебинара НЕЙРОПРОФИ. Когда на коррекционные занятия приводят детей с РАС (расстройством аутистического спектра), специалист строит программу с учетом их сенсорных особенностей. 📣 Если ребенок обладает высокой слуховой чувствительностью, значит, мы не будем брать музыкальные инструменты, бубны, погремушки, потому что это будет его раздражать. Кто-то очень плохо реагирует на яркий свет, поэтому мы будем учитывать освещение в кабинете. ♻️ Хорошо, когда ребенок с РАС уже прошел занятия по сенсорной интеграции и все его сенсорные системы работают слаженно, уже преодолены дефициты и снята гиперчувствительность того или иного анализатора. На деле это бывает не всегда, и специалисту приходится внимательно наблюдать за данным ребенком, чтобы грамотно выстраивать с ним работу и чтобы ребенку было комфортно на занятии. Неудачно выбранное упражнение может привести ребенка
Нейропсихолог Кононова Наталия с кинезиологическими мячиками и мешочками
Нейропсихолог Кононова Наталия с кинезиологическими мячиками и мешочками

‼️ "С детьми с РАС ничего планировать не получается. Всегда "из рукава" что-то приходится доставать", - написала слушательница вебинара НЕЙРОПРОФИ.

Когда на коррекционные занятия приводят детей с РАС (расстройством аутистического спектра), специалист строит программу с учетом их сенсорных особенностей.

📣 Если ребенок обладает высокой слуховой чувствительностью, значит, мы не будем брать музыкальные инструменты, бубны, погремушки, потому что это будет его раздражать.

Кто-то очень плохо реагирует на яркий свет, поэтому мы будем учитывать освещение в кабинете.

♻️ Хорошо, когда ребенок с РАС уже прошел занятия по сенсорной интеграции и все его сенсорные системы работают слаженно, уже преодолены дефициты и снята гиперчувствительность того или иного анализатора.

На деле это бывает не всегда, и специалисту приходится внимательно наблюдать за данным ребенком, чтобы грамотно выстраивать с ним работу и чтобы ребенку было комфортно на занятии. Неудачно выбранное упражнение может привести ребенка с РАС в очень плохое состояние, сорвать занятие.

👋 Также специалист смотрит, насколько уверенно ребенок с РАС владеет собственным телом, какие движения ему уже доступны и, отталкиваясь от этого, подбирает моторные упражнения, постепенно вводя разнообразие и усложнение.

Нейропсихологи не выделяют каких-то особых упражнений для детей с РАС, в работу можно брать все упражнения, представленные в курсе
Инструктор нейрогимнастики для детей 2.0, в том числе с нейромячиками и кинезиологическими мешками.

✔️ Если ребенок неговорящий, то мы не будем просить от него ответов на вопросы. Если он владеет альтернативной коммуникацией, то специалист общается с ним с помощью этой методики. Если ребенок как-то говорит и стоит задача стимулировать его речь, то специалист будет подбирать способы общения: короткие несложные фразы из тех слов, которые ребенок точно знает и понимает. Мы же не даем слепому ребенку картинки рассматривать, потому что он их не видит. Так и здесь, мы отталкиваемся от того, что сейчас ребенок может, учитываем интеллектуальные особенности.

Не надо давать задания, которые выше его возможностей, потому что не будет успеха, ребенок будет расстраиваться, и это будет бесполезная работа.

🚫 У ребенка с РАС есть определенные особенности и ограничения. Для успешной работы специалиста нужен хоть какой-то контакт с ребенком. Если контакта нет, то работать тяжело, тогда вначале с ним должен поработать АВА-терапевт, а уже потом подключаются логопед, дефектолог, нейропсихолог.

Если ребенок вас видит, понимает, не убегает от вас, то двигательные упражнения объясняем на собственном примере: сделай, как я, повтори за мной. Если это недоступно и ребенок на вас не смотрит, но дает прикасаться к себе, то можно взять его руки и его руками сделать какое-то упражнение. Постепенно он начнет работать самостоятельно. То есть сначала вы работаете за него его руками и ногами, а потом он уже делает это сам.

Если у ребенка высокая чувствительность к прикосновениям, то мы, конечно, не можем за него хвататься. Такие дети, как правило, избегают каких-то прикосновений. Здесь работа выстраивается по-другому: на формирование доверия. Показываем и просим: сделай, как я, повтори за мной. Предлагаем посмотреть на мишку: вот он поднял лапу, подними и ты так же.

💁‍ Не зря у специалиста, высказавшегося в чате вебинара, есть слова про рукава. Здесь угадывается сказочный образ с волшебными рукавами Василисы Премудрой, которые, заметьте, были очень широкими и наполненными. Этот образ применим не только к работе нейропсихолога с детьми с РАС, но и к работе с остальными детьми, потому что очень часто бывает так, что все идет не по плану и нужно гибко перестроиться, быстро отреагировать на ситуацию и все-таки провести с ребенком хорошее позитивное занятие.

Как правило, специалисты, работающие с детьми, обладают широким арсеналом приемов. Если вдруг обнаружился недостаток знаний в какой-то сфере, обязательно нужно добирать, понимая основной принцип: в любой коррекционной работе мы опираемся на то, что сейчас сохранно, то есть опираемся на сильные стороны и развиваем слабые, опираемся на то, что у нас уже есть, и развиваем то, что пока в дефиците, обязательно учитывая эмоциональное состояние ребенка.