Найти в Дзене
Arzamas

Портрет-план: в чем пограничники заподозрили Стравинского

Как Пабло Пикассо нарисовал карандашный портрет Игоря Стравинского, а пограничники приняли это изображение за план. Сравнение композитора Игоря Стравинского и художника Пабло Пикассо уже стало своего рода трюизмом. У них действительно много общего: оба покинули родину (Стравинский — Россию, а Пикассо — Испанию) в достаточно раннем возрасте. Всемирная слава пришла к обоим во Франции. Более того, оба не раз меняли свою творческую манеру — и меняли ее радикально. И всякий раз новой манере стремились подражать многие художники и композиторы, которые их окружали. Стравинского и Пикассо роднили и конкретные конструктивные черты в творчестве. Хорошо известны картины Пикассо, где профиль и анфас женской головы нарисованы на одной плоскости — таким образом художник создает объем. Это прием, позаимствованный у футуристов, которые изображали одновременно профиль и фас, чтобы передать скорость человеческого взгляда на объект. Точно так же Стравинский расставляет в своих произведениях акценты, пост
Оглавление

Как Пабло Пикассо нарисовал карандашный портрет Игоря Стравинского, а пограничники приняли это изображение за план.

Что общего у Стравинского и Пикассо

Сравнение композитора Игоря Стравинского и художника Пабло Пикассо уже стало своего рода трюизмом. У них действительно много общего: оба покинули родину (Стравинский — Россию, а Пикассо — Испанию) в достаточно раннем возрасте. Всемирная слава пришла к обоим во Франции.

Более того, оба не раз меняли свою творческую манеру — и меняли ее радикально. И всякий раз новой манере стремились подражать многие художники и композиторы, которые их окружали.

Стравинского и Пикассо роднили и конкретные конструктивные черты в творчестве. Хорошо известны картины Пикассо, где профиль и анфас женской головы нарисованы на одной плоскости — таким образом художник создает объем. Это прием, позаимствованный у футуристов, которые изображали одновременно профиль и фас, чтобы передать скорость человеческого взгляда на объект.

Точно так же Стравинский расставляет в своих произведениях акценты, постоянно смещая их относительно тактовой доли, внося некий хаос в восприятие музыкального метра. Таким образом он прочерчивает траекторию слуха, который фокусируется то на одном звуке, то на другом — на первый взгляд совершенно беспорядочно, но одновременно с этим и закономерно. В поэзии похожий прием использовал, например, футурист Владимир Маяковский — современник Стравинского и Пикассо.

Знакомство композитора и художника

В 1917 году Сергей Дягилев пригласил Игоря Стравинского в Рим, чтобы тот продирижировал несколько симфонических концертов. Интересно, что перед концертами русской музыки традиционно нужно было исполнять российский гимн — «Боже, царя храни!» Однако в этот момент происходит Февральская революция, и тогда Стравинский специально для таких концертов создает аранжировку песни «Дубинушка» для полного симфонического оркестра. «Дубинушка» была своеобразным гимном революции, и Дягилев решил, что это замечательный выход из положения. Изначально Дягилев, Стравинский и Пикассо поддерживали революцию, но с приходом к власти большевиков изменили свое отношение.

В момент этих коренных изменений Пикассо и знакомится со Стравинским. Стравинский, уезжая из Италии, посвящает Пикассо маленькую музыкальную фразу — есть данные, что она была написана на обороте телеграммы. Это 20-секундная пьеса для кларнета всего из шести тактов. Тогда же Пикассо пишет знаменитый портрет Стравинского.

История на итало-швейцарской границе

В своих воспоминаниях Стравинский описывает странную историю, которая произошла на итало-швейцарской границе во время его возвращения домой вместе с подарком знаменитого художника.

…Я никогда не забуду приключения, которое случилось со мной на границе в Кьяссо. Я вез с собой свой портрет, незадолго до того нарисованный Пикассо. Когда военные власти стали осматривать мой багаж, они наткнулись на этот рисунок и ни за что не хотели его пропустить. Меня спросили, что это такое, и, когда я сказал, что это мой портрет, нарисованный одним очень известным художником, мне не поверили. «Это не портрет, а план», — сказали они. «Да, это план моего лица, а не чего-либо другого», — уверял я. Однако убедить этих господ мне так и не удалось. Все эти пререкания отняли много времени, я опоздал на свой поезд, и мне пришлось остаться в Кьяссо до следующего утра.
-2

При этом на самом деле портрет близок к реалистическому. Это не женские портреты, где профиль и фас запечатлены на одной плоскости, и не портрет Амбруаза Воллара, где борода распадается на отдельные кубики. Это не те типичные пикассовские картины, где черты лица и даже сам принцип их изображения нарочито искажены. Это вполне конвенциональный портрет. Но, по версии Стравинского, таможенников все же что-то не устроило.

Некоторые исследователи предполагают, что вся история — вымысел композитора. Стравинский понимал, что публика знает необычную манеру Пикассо, сильно трансформирующую внешность моделей, хотя именно его портрет кисти художника был простым и узнаваемым.