На примере архитектурного образования.
Глазырина Юлия Игоревна. Автор Книги "Зодчий Карл Мюфке. Жизнь во имя архитектуры"
Казань в ХIХ веке была небольшим, но быстроразвивающимся городом в центральной части России. К концу ХIХ века становится одним из центров художественной жизни всего Среднего Поволжья. Культура Казанского края имела характерную национальную специфику, впитав в себя мотивы и русского и татарского искусства, восточной и западной культур. До конца XIX века в большей степени в Казанской губернии были развиты декоративно-прикладное искусство (вышивка, ткачество, кожаная мозаика), ювелирное искусство, каллиграфия, резьба по камню и дереву. Живопись, рисунок и архитектура поддерживались и развивались здесь в основном приезжими мастерами.
Архитектура в Казани на рубеже ХIХ и ХХ веков развивалась благодаря деятельности приезжих зодчих: К. С. Олешкевича, Г. Б. Руша, Д. В. Розова, В. А. Трифонова, Ф. П. Гаврилова, И. И. Брюно, Ф. Ф. Амлонга и других. В конце XIX века в Казани начали появляться значимые общественные сооружения и частные купеческие дома в различных стилях. Местные же архитекторы не имели достаточно знаний для строительства значимых сооружений в архитектурном и художественном плане. Скачок в развитии искусства дало открытие Императорского Университета в Казани, который на протяжении XIX века являлся основным учебным художественным заведением края и играл роль центра пропаганды культурных ценностей. В Казанском университете были рисовальная, архитектурная и исскутвоведческая школы. Но к концу XIX века, на фоне общего культурного подъема по стране, городу необходимо было специализированное высшее учебное заведение для подготовки кадров в сфере искусства.
«В 1894 году кружок художников из Казани обратился в Академию (примеч.- Академию Художеств Санкт-Петербурга) с просьбой о разрешении им устроить художественную школу, с музеем при ней, об оказании ей материальной поддержки». В эту группу входили казанские деятели искусства, бывшие ученики Академии: Н.Н. Белькович, Х.Н. Скорняков, Г.А. Медведев, И.А. Денисов и другие, именно они впоследствии стали преподавателями в Школе. Кроме того, в Академию обратились представители дворянского, городского и земского самоуправлений, Городская Казанская дума предоставила материальную помощь и участок земли.
Академия Художеств, в свою очередь, выбрала Казань «как просветительный центр востока России» для открытия подведомственной ей Художественной школы в рамках создания системы государственного среднего специального художественного образования. И 1-го сентября 1895 года под эгидой Академии в Казани была открыта Художественная школа.
«Казанская Художественная Школа есть среднее художественное учебное заведение и имеет целью: содействие художественному развитию местного населения и подготовительное образование для художников-живописцев, скульпторов, архитекторов и граверов, имея в виду и поступление их в Высшее Художественное Училище при Императорской Академии Художеств. Школа заботится об образовании и развитии художественного вкуса среди местных ремесленников 1898 марта 26. Положение II. Пар.1.»
Первый поток учеников на единственном пока отделении насчитывал всего 129 человек (из них 88 вольнослушателей). «Общее число лиц, изъявивших желание поступить в нее многим превышало количество имевшихся вакансий». К 1898 году при помощи Академии Художеств было составлено и утверждено положение о Казанской Художественной Школе, в которой было уже 4 отделения: живописное, граверное, скульптурное и архитектурное. Школа находилась в ведении Министерства Императорского Двора и Императорской Академии Художеств, ею утверждались все программы обучения и контролировалась работа учебного заведения в целом. Академия предоставляла большую часть учебных материалов: скульптуры-слепки с произведений искусства, гравюры, учебные пособия (учебники, книги, наглядные таблицы по истории мирового искусства и карты по анатомии).
В Академию в "Комиссию по рассмотрению работ в художественных школах и классах, субсидируемых Академией Художеств" (в составе О. Суслова, О. Мунца, Ф. Тросидского, М. Преображенского) для ежегодного отчета отправлялись около ста чертежей и акварельных работ.
Архитектурное образование в конце ХIХ века в Казани было представлено строительным отделением в Казанском Промышленном Училище, и архитектурной школой в Казанском Императорском Университете. В 1897-м году было решено организовать архитектурное отделение и в Художественной школе. Для этой цели в январе 1897 по назначению Академии Художеств приезжает в Казань Карл Мюфке, который и становится «руководителем архитектуры». В разработке первой программы архитектурного отделения принимали участие академики архитектуры Г.И. Котов, М.Т. Преображенский.
В отличие от таких же подведомственных Академии Киевской и Одесской школ, где также присутствовало архитектурное отделение, в Казанской Школе программа была проработана более тщательно.
Общий курс обучения для всех отделений, как и в Академии Художеств, разделялся на художественные и научные занятия. Курс наук продолжался 6 лет, научные классы были общеобразовательными (Закон Божий, русский язык, элементарная геометрия, русская и всеобщая история, арифметика, французский язык и прочие) и специальными (история изящных искусств, анатомия, перспектива, проекционное черчение и ордера и прочие).
Художественные занятия разделялись на общие (элементарное рисование, рисования с гипсовых голов, с гипсовых фигур, с человеческих фигур с натуры) и специальные, которые делились между классами живописи, скульптуры, гравирования и архитектуры.
Для архитектурного отделения к общей программе Школы дополнительно требовались некоторые предметы и по научным и по художественным курсам (алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, механика, перспектива, начертательная геометрия, теория теней, составление смет строительные материалы и так далее), и обучение длилось дольше на год. Когда ученики начинали выполнять самостоятельные проекты, внимание уделялось проектированию зданий утилитарного назначения - дач, больниц, школ в классических стилях («ренессанс», «ампир», «русский», стиль «модерн» получил свое развитие в Казани позже).
Предусматривалось максимальное приближение учеников к их будущей работе, они нередко совмещали практическую работу на стройках с обучением, работали в казанских службах.
Уже через год после открытия отделения, учащиеся исполнили проекты колоколов по заказу одного из местных литейных заводов. Многие ученики (В. А. Дубровин, Н. Л. Спасский, И. М. Коробейников, II. Ф. Поляев и другие) состояли практикантами, десятниками, техниками на постройках практикующих архитекторов Казани (М. С. Григорьева, Ф. Р. Амлонга, В. А. Трифонова. К. С. Олешкевича, П. И. Абрамычева).
Выпускник отделения получал звание Техника по специальности, мог состоять помощником архитектора и преподавать в средних учебных заведениях. Особо успешные выпускники имели возможность поступить без предварительных экзаменов в Высшее Художественное Училище Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
На заседании Педагогического совета 12 сентября 1898 года Мюфке становится заведующим Школы. «Избрание на новое трехлетие заведующего школой в виду истекшего срока заведывания ею Н. Н. Бельковичем после таковых выборов оказался единогласно избранным преподаватель-архитектор К.Л. Мюфке, каковой и утвержден в этой должности Собранием Академии Художеств, а затем и Августейшим Президентом Академии Его Императорским Высочеством Великим князем Владимиром Александровичем».
Характерная особенность Школы состояла в том, что заведующий избирался только на один срок. Мюфке внес огромный вклад в создание и развитие архитектурного отделения Казанской школы, он писал программы для курсов многих предметов, черновики которых сохранились в архивах. Например, черновик программы обучения архитектурного отделения, составленный Мюфке: «Архитектурное образование начинается с знакомства с образцами классической архитектуры, памятниками средних веков и эпохи возрождения, с обращением особого внимания на древне русское зодчество, для чего ученики исполняют чертежи и рисунки с оригиналов и гипсовых моделей карандашом, тушью, сепией, и акварелью. Последние два года ученики архитектурного отделения занимаются кроме того, составлением проектов небольших построек деревянной и каменной архитектуры со всеми необходимыми чертежами конструкций, сметами и расчетами устойчивости здания…».
Курс Строительных материалов был дополнен примечанием: «При прохождении курса наибольшее внимание обращается на материалы, наиболее употребительные в строительном деле. Образцы материалов показываются по возможности на уроках учащимся. Весьма желательно устройство для учащихся экскурсий под руководством преподавателя на ближайшие заводы с целью ознакомления с производством материалов» .
Казанская Художественная Школа была одной из первых в своем роде и имела характерную специфику построения программы обучения. Она стала во многом примером при формировании аналогичных школ по всей России. Такие школы, при всей своей лояльности для поступающих, способствовали развитию художественного образования по стране. Поступить в школу такого рода мог любой желающий не моложе 12 лет и имеющий общее образование сельского училища после прохождения определенных вступительных испытаний.
Профессиональную подготовку стали получать живописцы, художники, графики, скульпторы и архитекторы, что дало толчок для распространения искусства с национальными особенностями края. Для художественного и культурного развития местных ремесленников и горожан в Школах создавались бесплатные вечерние курсы, регулярно проводились художественные выставки работ учеников, местных и иногородних художников.
В Школе был дополнительно организовыван досуг учеников - выставки, театральные постановки, конкурсы и лотереи, благотворительные балы в пользу нуждающихся учеников с постановкой "живых картин". К.Л.Мюфке был одним из организаторов театрального кружка в школе, в который входили ученики и преподаватели школы. Собранные, благодаря этой деятельности, средства шли на оборудование школы, ее строительство. Во всех проектах активное участие принимали ученики школы, например, создавали декорации к театральным постановкам.
Школа за короткое время своего существование стала культурно-просветительным центром Среднего Поволжья. Архитектурное отделение и его традиции способствовали «возражению культуры архитектурной графики в новом качестве на рубеже веков», благодаря студенческим выставкам, на которых представлялись зарисовки памятников архитектуры Казани того времени. Выпускники Школы становились практикующими архитекторами, преподавателями архитектуры в Казани, в соседних городах и в отдаленных неразвитых районах России.
Поле успешного прохождения курса Художественной Школы выпускник мог поступить в Академию Художеств Санкт-Петербурга.
Академия Художеств была основана в 1757 году по европейским образцам, и к началу ХХ века обрела собственные традиции и богатый опыт в воспитании архитекторов, работавших впоследствии по всей России. В отличие от конкурирующего Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, выпускавшего архитекторов - инженеров, Академия готовила художников-архитекторов: «главною задачею академии Художеств всегда было образование художников в трех «знатнейших» областях искусства – живописи, скульптуры и архитектуры…».
До 1893 года обучение проходило по программе, составленной на основе устава 1859 года. Старый устав предусматривал три стадии обучения, которые были рассчитаны не менее чем на шесть-восемь лет. Первый этап обучения был общим для всех специальностей (архитекторы, живописцы и скульпторы познавали азы художественных наук вместе). Общее отделение состояло из 3-х классов (2 рисовальных с античных гипсовых голов- «головной» и фигур -«фигурный», а также эстампный – рисования с классических гравюр). Кроме рисования гипсовых голов, архитекторы проходили курс математики. Второе отделение подразумевало распределение по специальным классам, соответствующим видам искусства, и было дополнено рисованием гипсовых фигур и занятиями по «черчению архитектурных частей и орнаментов всех стилей», физики, химии, статики и «архитектурной механики». На высшем, отделении, студентам-архитекторам в дополнение к основным предметам было дозволено составлять архитектурные проекты, сметы и отчеты, а также изучалось законоведение по строительной части. Академические занятия проходили по трем циклам: утренние часы отводились лекциям по теоретическим предметам; с 13.00 до 15.00 часов архитектурно-графическим дисциплинам, проектированию; вечерние часы – с 17.00 до 19.00 – уделялись рисунку.
Необходимость реформ назревала в Академии практически 30 лет. В 1891 году начала работу комиссия «для всестороннего обсуждения необходимых в устройстве Императорской Академии Художеств изменений и для составления соответственного этим изменениям проекта нового устава».
15 октября 1893 был принят новый «Временный устав», но введен в действие лишь с нового учебного года в 1894. В результате Академия разделилась на 2 учреждения: Императорскую Академию (Академическое собрание), выполнявшую общественные функции, и Высшее Художественное Училище живописи, скульптуры и архитектуры, осуществлявшее функцию учебного заведения.
Теперь в Высшее Художественное Училище живописи, скульптуры и архитектуры на архитектурное отделение принимались лица, окончившие средние учебные заведения, после прохождения вступительного экзамена по рисованию (20 часов с гипсовой античной скульптуры), алгебре, геометрии, тригонометрии, физики. Учебный год с 1893 года разделялся на два полугодия: 15 сентября- 20 декабря; 7 января – 1 мая, в каникулы ученики должны были работать в качестве практикантов на стройках.
На всех отделениях курс обучения делился на научные и художественные занятия. Расписание составлялось так, чтобы максимально использовать светлое время суток для занятий по «искусствам». Образование в Академии Художеств рационально совмещало творческие предметы, технические науки и общеобразовательные уроки, правильно распределенные в процессе обучения. Лекции по научным предметам делились на общие (история искусства классического, средневекового и эпохи Возрождения) и специальные (теория перспективы, высшая математика, аналитическая геометрия, технология строительных материалов, строительное искусство, строительная механика, отопление и вентиляция, строительное законоведение и санитарное зодчество, техника живописи, история техники живописи). Архитектурное обучение состояло из двух стадий. Первый этап на архитектурном отделении состоял в обучении в общем классе в течении трех-четырех лет. Окончание общего архитектурного класса служило основанием для выдачи свидетельства с разрешением «производить постройки», работать в качестве помощников архитекторов.
В дальнейшем ученики переходили на двухлетнее обучение в мастерские под началом профессора-руководителя (в 1893 году это были архитекторы Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцев и А.О. Томишко). После окончания второй стадии обучения выпускникам присваивалось звание «архитектора-художника».
Программа Академии Художеств была ориентирована в основном на «академический стиль». Для конкурсных, выпускных и экзаменационных работ использовался классический стиль, и весь проект должен был быть построен на законах классицизма с допустимым применением смешения различных стилей (ренессанс, барокко, ампир). Экзаменационные задания заключались в составлении полного проекта для крупного общественного здания в «академическом стиле» с разработкой генерального плана в определенной заданной ситуации (например: на берегу реки, на возвышенности).
Академия приветствовала и современные течения в архитектуре. Поэтому текущие курсовые проекты, по возможности, выполнялись в более свободной манере, с использованием усложненных композиционно-планировочных схем и новейших стилевых направлений. Начиная с первых курсов, где задания по проектированию были достаточно простыми (беседки, малые архитектурные формы и т.п.), к последним годам обучения курсовые проекты усложнялись до сложных общественных зданий - комплексов (театр, вокзал и т.п.).
Как и у большинства других выходцев Академии Художеств, привитая во время обучения приверженность к симметричным композициям сооружений, ясным силуэтам и выделенному центу композиции в планировке общественных зданий, на всю жизнь определила творческий метод Мюфке.
В учебном проектировании особое внимание уделялось и конструктивным решениям, современным технологиям для новых типологий зданий (вокзалы, крытые рынки). В этом отношении полезным было участие учеников на текущих стройках, трудовая практика, где они воочию наблюдали весь технологический процесс, изучали новейшие тенденции в строительстве и искусстве.
По традиции Академия ежегодно отправляла шесть своих наиболее успешных и одаренных выпускников (из них всего одного с архитектурного отделения) в заграничную поездку для осмотра, изучения и зарисовки архитектурных памятников. По итогам данной поездки «пансионеры» должны были представить в Академию свои рисунки, чертежи, проекты реставраций и другие работы для размещения их в академическом музее и рассылки по «филиалам» Академии по России.
1. Глазырина Ю.И. Книга "Зодчий Карл Мюфке. Жизнь во имя архитектуры"