Найти в Дзене
не без фрейда...

Эдип и сепарация

Photo by Dakota Corbin on Unsplash
Photo by Dakota Corbin on Unsplash
Есть люди большого ума, но с детской душой. Они стесняются детскости своей души и скрывают ее иногда под сугубо внешней сухостью или шутливостью. Такая душа была, вероятно, у Суворова.
Голосовкер Я. Э., Логика мифа

Эдип связан с мамой или с папой? К чему ведет неуспешно пройденный или незавершенный эдип? Как это соотносится с сепарацией? Давайте попробуем разобраться.

Слово “сепарация” кажется более известным, чем “эдипов комплекс”. Сепарация – противоположность слиянию, ее степенью и уровнем индивидуации, то есть способностью формировать чувство собственной уникальности, определяется развитие личности.

Теория объектных отношений много говорит о сепарации от матери, для того, чтобы в дальнейшем могли происходить другие процессы сепарации и развивалась способность к реалистичным объектным отношениям.

Маргарет Малер разработала свою теорию развития юного субъекта, основанную на понятиях сепарации и индивидуации. Выделяется 3 стадии:

  1.  Аутистическая стадия: с рождения до 2 месяцев

В этот период ребёнок в своем восприятии пребывает в слиянии с матерью и не реагирует на окружающий мир.

2. Фаза симбиоза: со второго по 4-5 месяцы

Ребёнок формирует материнский объект, мать превращается в главный объект любви, формируется прочная привязанность к ней.

3. Фаза сепарации, индивидуации

Сепарация - процесс психического отделения ребёнка от матери, обретение собственного Я, индивидуация - обогащение Я новыми образованиями.

Сепарация – первый шаг фазы Эдипа. Мелани Кляйн в начале развития своей теории считала, что эдипов комплекс начинается на первом году жизни. Фрустрации, особенно отнятие от груди, заставляют младенца повернуться к отцу и осознать ситуацию треугольника. С появлением концепции депрессивной позиции, М. Кляйн установила взаимосвязь между эдиповым комплексом и депрессивной позицией. Постепенно в процессе субъективации у ребенка возникает ощущение, что мать - отдельный человек и не находится под его полным контролем, тут мы говорим о лишении ребенка власти, что является кастрационным сюжетом.

Ребенок любого пола проходит через комплекс Эдипа, сталкивается с кастрацией. Мысль Ж. Лакана говорит о том, что имеется в виду не кастрация ребенка, а кастрация значимого взрослого, так называемого большого Другого. Другими словами, на стадии Эдипа ребенок находит, что Другой кастрирован, а именно, что у него есть неполнота, нехватка. Важно понимание ребенка, что эту нехватку он не может восполнить собой. Например, внимание матери направлено не только на ребенка, но и на ее работу, мужа, или на что-либо еще. Происходит это примерно в период развития вербального мышления, что представляет собой постижение символического порядка. Таким образом, кастрация привносит символический порядок. Можно было бы сказать, что в иллюзорное слияние ребенка с матерью вторгается отец, происходит признание его роли и отказ от “единоличных притязаний на мать”. Таким образом, ребенок, проходя через эдипальную стадию получает опыт социальных отношений на основе семейных отношений как с субъектом нехватки, так и с субъектом закона.

Почему это важная фаза? Фрейд пишет о двух последствиях Эдипова комплекса — обретение пола и выбор сексуального объекта. Лакан добавляет вхождение ребенка в символические отношения. То, как ребенок в них расположится, как отреагирует на появление закона, будет иметь ряд важных последствий для его дальнейшего функционирования.

Алена Власова