Найти в Дзене
Культура речи

Чек-лист подготовки публичного выступления

Работа с контекстом — важнейшая часть подготовки к публичному выступлению. На занятиях своего курса ораторского мастерства я всегда повторяю, что самое страшное в творчестве — делать что-то вслепую. Самые неубедительные речи получаются, когда спикер выступает «вообще», непонятно для кого и ради чего. Для ответа на вопрос «ради чего?» мы работаем над сверхзадачей речи. А для ответа на вопрос «для кого?» — над контекстом. Этой частью подготовки некоторые пренебрегают. Очень зря, большая ошибка! Что такое контекст? Константин Станиславский в своё время ввёл понятие «предлагаемые обстоятельства». Это один из ключевых элементов его системы. Чтобы убедительно вжиться в роль, актёр дотошно изучает все детали, в которых разворачивается действие и которые важны для его персонажа. В какую эпоху происходят описанные события, что характерно для этого исторического периода. В каком городе и какой стране. Как формировался жизненный путь героя. Какое у него социальное положение и семейная ситуация. К
Оглавление

Работа с контекстом — важнейшая часть подготовки к публичному выступлению.

На занятиях своего курса ораторского мастерства я всегда повторяю, что самое страшное в творчестве — делать что-то вслепую. Самые неубедительные речи получаются, когда спикер выступает «вообще», непонятно для кого и ради чего.

Не начинайте готовить свою речь, пока не разобрались в деталях выступления
Не начинайте готовить свою речь, пока не разобрались в деталях выступления

Для ответа на вопрос «ради чего?» мы работаем над сверхзадачей речи.

А для ответа на вопрос «для кого?» — над контекстом. Этой частью подготовки некоторые пренебрегают. Очень зря, большая ошибка!

Предлагаемые обстоятельства

Что такое контекст? Константин Станиславский в своё время ввёл понятие «предлагаемые обстоятельства». Это один из ключевых элементов его системы.

Чтобы убедительно вжиться в роль, актёр дотошно изучает все детали, в которых разворачивается действие и которые важны для его персонажа.

В какую эпоху происходят описанные события, что характерно для этого исторического периода. В каком городе и какой стране. Как формировался жизненный путь героя. Какое у него социальное положение и семейная ситуация. Какие люди его окружали и окружают. Как он оказался в конкретное время в конкретном месте, с каким настроением. Какая у него мотивация. Какая здесь атмосфера.

Чем больше таких сведений соберёт актёр, тем более точно он сыграет своего персонажа. Чтобы глубоко вжиться в роль, нужно проделать большую интеллектуальную работу. А если сведений в пьесе не достаёт, актёр подключает фантазию и свой жизненный опыт, дорисовывает недостающие паззлы в голове.

А что оратор, которому предстоит выступать публично?

Он должен проделать ту же работу. Пьесу анализировать не нужно, а вот собрать максимальное количество информации необходимо — с организаторов, из открытых источников, возможно с других спикеров.

И это крайне важно. Драматургия выступления, акценты, шутки, риторические ходы и даже конкретные слова — всё это напрямую будет зависеть от условий, в которых находится спикер и его публика. И от того, что за публика сидит в креслах.

Общее правило звучит так: не садитесь писать речь, пока не поймёте обстоятельства своего выступления.

Мы собрали для вас факторы, на которые нужно обратить внимание в первую очередь.

На вашу лекцию придут студенты или взрослые состоявшиеся люди? Это важный нюанс
На вашу лекцию придут студенты или взрослые состоявшиеся люди? Это важный нюанс

Обстоятельства публичного выступления

Помещение

o Сцена, зал

o Рассадка зрителей

o Технические условия: трибуна, суфлёр, свет, микрофон, слайды, пульт

Формат выступления

o Стоя, сидя, в движении

o Ваша очерёдность в общем перечне спикеров. Кто выступает непосредственно перед вами?

o Хронометраж речи

o Есть ли ведущий? Что он будет говорить? Будет ли он вас представлять? Какая подводка?

o Сценарий. Будут ли вопросы из зала? Дискуссия? Надо ли оппонировать предыдущим ораторам?

o Модерация

Аудитория

o Сколько ожидается человек?

o Люди в зале — кто они? Как они попали на выступление? Получали ли приглашения? Что в них было написано?

o Зачем они пришли? Какая им польза от вашего выступления?

o Какие у них есть вопросы? Чего они боятся или не понимают?

Конкретных нюансов может быть больше. Идеально, если получится заранее изучить площадку. У нас есть ученики, которые за несколько дней до выступления приходят в зал, смотрят его, сидят в кресле зрителей, затем забираются на сцену, чтобы освоиться на ней заранее.

Такой подход позволяет в том числе победить волнение. Человек боится неизвестного. Чем лучше ему известны условия будущего выступления, тем увереннее он себя будет чувствовать на сцене.

Конечно, бывают ситуации, когда о площадке, публике и даже о формате выступления ничего толком узнать не удаётся. Или вводные есть, но каждый день меняются. Это нормально. Вы сможете скорректировать речь по ходу подготовки. Сделать это легче, чем переписывать всё заново, узнав ключевые детали в последний момент.

Поэтому собирайте всё, что только можно собрать. В общем, работайте над предлагаемыми обстоятельствами — так, как это делают лучшие из актёров. И вы сами почувствуете, насколько глубже, осмысленнее и адекватнее будет ваша речь, если подойти к этому процессу основательно.

-3

Александр ЭПШТЕЙН, руководитель творческого объединения «Культура речи»