В отделе криминалистики следственного комитета по Чеченской Республике уже почти 20 лет работает женщина, которая, кажется, успевает все на свете. 41-летняя Ирина Лазновская расследует страшные преступления, растит четырех сыновей и строит дом, не забывая о путешествиях. Гордость комитета рассказала корреспонденту «КП – Северный Кавказ», как ей удается успешно совмещать совсем не женскую работу с материнством.
Мечтала о службе с детства
Коллеги Ирину искренне любят и уважают. Ценный сотрудник и заместитель руководителя отдела криминалистики рассказала, что к профессии шла с детства. Тогда она, конечно, не знала, чем отличаются правоохранительные структуры, но точно знала, что хочет защищать права людей.
«Вообще детские мечты об этом были с пятого класса, я всегда знала, кем я хочу быть и шла к этой цели. Я четко понимала, что хочу быть на страже закона».
Совсем юная Ирина сначала поступила в юридический колледж, так как была уверена, что в академии МВД обязательно нужны первоначальные знания в этой области. Окончив колледж с отличием, женщина поступила в академию МВД, но не с первого раза:
«С первого раза не все получилось, бывают такие нюансы. Я пошла в экономический заочный институт сразу на третий курс. И уже будучи на четвертом курсе я поступила на первый курс академии МВД, где была очная форма. Мы уже были сотрудниками милиции в должности курсантов. Закончила с отличием. Параллельно завершила обучение в финансово-экономическом институте».
По распределению Ирина отправилась работать из родного Волгограда в Москву экспертом-криминалистом в ГУ МВД на ж/д транспорте города. Проработала пару месяцев, пока жизнь не столкнула ее с уже родным следственным комитетом. Коллеги и бывшие однокурсники, уроженцы Чечни, предложили попробовать себя в новой структуре республики – следственном комитете. После собеседования Ирина уволилась из МВД и в 2007 году приехала жить и работать в Чечню.
Попала в самое пекло
Тогда в Чечне было «жарко». В республике шли боевые действия и действовал режим контртеррористической операции. Признается, что работы было очень много. Ей, как и мужчинам, полагалось выезжать на места происшествия. Страха, вспоминает Ирина, не было.
«Я никогда трусливым человеком не была, понимала, конечно, особенность. Были моменты, когда останавливал мужчина с автоматами, без опознавательных знаков. Ты ему не показываешь удостоверение, поскольку очень много было убийств сотрудников на тот момент, как гражданский представляешься. Конечно, были моменты, когда было страшно, но у меня был интерес работать, помогать людям в этом направлении, я понимала, что мои знания и навыки могут помочь».
За время работы раскрыто множество дел. Ирина признается, что каждое из них «моральным бременем ложится на душу», так как она занимается расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
Самыми сложными в эмоциональном плане для себя правоохранитель называет преступления против детей:
«Ты видишь, насколько переживают семьи, сопереживаешь и чувствуешь эту боль, пропускаешь через себя. Преступления в отношении несовершеннолетних, а я как раз ответственная по этому направлению и, конечно, очень переживаешь, потому что это дети, потому что я сама мама и многодетная мама, и каждое дело я пропускаю через себя».
Любой другой человек, испытывая на работе столько стресса, решил бы отказаться от нее. Ирина же на вопрос о том, задумывалась ли она когда-нибудь оставить профессию ответила твердо: «Вообще никогда!». Даже из декрета она старалась как можно скорее выйти на работу.
«Никогда не возникало желания сменить свою профессию, поскольку я осознанно к ней шла годами, десятилетиями, добивалась карьерного роста. Я очень люблю свою работу и посвящаю очень много времени, чтобы развиваться в этом направлении».
Строит карьеру и... дом
Сложная работа, которая не отпускает даже после окончания рабочего дня, воспитание трех младших сыновей и стройка дома лежит на плечах хрупкой, но очень сильной женщины. Супруг Ирины сверстник, работает судьей, уезжает в длительные командировки в разные уголки страны, поэтому справляться со всем ей приходится самой. Вспоминая начало «строительной эпопеи» женщина сама удивляется тому, как все успевает:
«Я была одна, детей привлекала, мне приходилось в обед выезжать с работы. Конечно, очень много времени отнимает все это организовать. Тем более женщине в Чечне. Это надо иметь характер со стержнем. У мужчин свое восприятие, они женщину видят и не понимают, как с ней договариваться. Но я как-то, имея свой характер определенный, ставила границы. Это было проблематично, но оказалось возможно».
У женщины нет ни машины времени, ни волшебной палочки, своим секретом успевать все и сразу считает дисциплинированность. Она признается, что еще у маленькой Иры, которая точно знала, чего хочет, было расписание дел на несколько дней вперед. Эту привычку она забрала и во взрослую жизнь.
«Если необходимо выполнить какую-то работу или решить бытовые вопросы, я всегда расписываю, в какой последовательности это надо делать. То есть не хаотично это у меня, а всегда под каким-то планом, всегда», – поделилась Ирина.
Строгий сотрудник, нежная мама
Но, конечно, без помощи семьи и родных добиться желаемого бы не получилось. И дети, и муж, и родственники всегда были опорой для сильной женщины. О сыновьях сотрудница, которая привыкла говорить четко и по делу, рассказывает с нежностью в голосе. Старший сын вернулся из армии и живет в Волгограде. Младшие сыновья 13, девяти и шести лет ходят в школу, помогают со стройкой и бытом, занимаются шесть дней в неделю спортом и учат иностранные языки.
«Дети у меня загружены с утра до вечера. Они постоянно чем-то заняты. Чем ребенок больше занят, тем меньше у него времени заниматься ерундой», – считает Ирина.
Она старается вырастить сыновей самостоятельными, поэтому привлекает их к труду. Переезд из-за желания попробовать себя в новой правоохранительной структуре привел к тому, что уже почти 20 лет женщина работает и живет в Чечне. Из республики уезжать она не планирует, так как видит здесь пространство для безопасного взросления детей. Тем более что сама, в том числе, стоит на страже этой безопасности.
«Дети выходят на улицу, и я спокойна, не переживаю, что их там могут украсть, совершить какое-то преступление, потому что у нас здесь практически этого не происходит вообще», – признается криминалист.
Низкий уровень преступности она объясняет коллективной ответственностью. Кроме того, женщина отмечает, что в республике может не переживать за то, что ее детей кто-то научит курить или пить алкоголь, ведь это очень порицается местными.
Среди плотного расписания есть не только записи о работе или домашних делах, отдых занимает не менее важную часть жизни. Когда отдохнуть, конечно, получается. Семья очень любит путешествовать:
«Мы при любой возможности обязательно выезжаем за пределы республики, ездим в горы, на море. Благо республика находится в месте, где 200 километров до Каспийского моря, 40 километров до гор, рядом КБР, КЧР, Архыз, Домбай, Кавиминводы, то есть очень много мест. Ну и когда папа у нас в отпуск приезжает, мы обязательно летим в другой регион, где-то бываем всей семьей».
Все свободное время женщина старается посвящать семье, поэтому для совместного отдыха в расписании место всегда есть, а вот до личного отдыха и хобби, признается Ирина, руки не доходят.
«Я приезжаю поздно с работы, а нужно элементарно приготовить покушать, выучить уроки, поэтому как-то для своего хобби никогда не было возможности», – рассказывает женщина.
Тем не менее раньше она занималась научной деятельностью, принимала участие в конференциях и публиковалась в книгах. Когда родились младшие сыновья, науку пришлось отодвинуть, но когда дети подрастут, Ирина планирует вернуться к деятельности, которая приносила ей удовольствие.
Читайте на WWW.STAV.KP.RU: https://www.stav.kp.ru/daily/27659.5/5043571/