Найти в Дзене
Мария Кулижникова

Как великий роман Чернышевского повлиял на будущее России

Николай Чернышевский рассматривал искусство как средство глобальной организации действительности, как учебник жизни, позволяющий разрешить главные проблемы человеческого существования. Он не только разработал теорию искусства, в кото­рой подробно изложил эту идею, но и создал произведение искусст­ва, которое могло бы послужить для современников инструментом для овладения действительностью и ее переделки. В частности, роман Чернышевского «Что делать?» обладал способностью освободить членов новой русской интеллигенции от свойственного им ощущения неполноценности, связанного с их со­циально-культурным положением. «Для Чернышевского и его последователей в 1860-е годы литература была «учебником жизни», книга была призвана активно вторгаться в жизнь и ее формировать. В 1960-е и 70-е годы семио­тики видели в литературе и искусстве «коды», организующие быто­вое поведение реальных людей». В книге «О психологической прозе» Гинзбург рас­сматривала человеческую личность как продукт организации (о
Оглавление
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Роман «Что делать?»

Николай Чернышевский рассматривал искусство как средство глобальной организации действительности, как учебник жизни, позволяющий разрешить главные проблемы человеческого существования. Он не только разработал теорию искусства, в кото­рой подробно изложил эту идею, но и создал произведение искусст­ва, которое могло бы послужить для современников инструментом для овладения действительностью и ее переделки. В частности, роман Чернышевского «Что делать?» обладал способностью освободить членов новой русской интеллигенции от свойственного им ощущения неполноценности, связанного с их со­циально-культурным положением.

«Для Чернышевского и его последователей в 1860-е годы литература была «учебником жизни», книга была призвана активно вторгаться в жизнь и ее формировать. В 1960-е и 70-е годы семио­тики видели в литературе и искусстве «коды», организующие быто­вое поведение реальных людей».

В книге «О психологической прозе» Гинзбург рас­сматривала человеческую личность как продукт организации (отбо­ра, корреляции и символической интерпретации) элементов жизнен­ного опыта, то есть как структуру, построенную с помощью того же метода, которым пользуется искусство. «В моем описании «человек» — это своего ро­да клетка для перераспределения, переписывания и трансляции куль­турных кодов, или то лабораторное пространство, где происходят процессы рекомбинации и мутации культурного материала». И в жизни, и в литературной деятельности, в особенности в романе «Что делать?» Черны­шевский сознательно работал над построением новой модели чело­века, предназначенной для реализации в социальной жизни — он явля­ется и достойным, и удобным объектом для исследования по семио­тике поведения.

Интересный факт

Примечательно, что Дмитрий Каракозов выбрал для своего по­кушения на Александра II третью годовщину окончания Чернышев­ским романа «Что делать?» — 4 апреля 1866 года. Каракозов, по-ви­димому, вдохновлялся расчетами даты грядущей революции в кон­це романа.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Оказанное влияние Чернышевского на психологию масс невозможно переоценить. Его «учебник жизни», т.е. роман «Что делать?» стал настоящей «Библией» и настольной книгой для тех, кто пробовал себя в социальном движении, в революционной деятельности. Не случайно Владимир Ленин будет считать Чернышевского своим любимым автором – Ленин не был таким идеалистом, как его кумир, но суть была и не в его идеалистических представлениях о лучшем мире. Ленин более всех понимал, какую важную роль Чернышевский сыграл в формировании будущего поколения революционеров, готовых сломить существующий строй.

Что почитать на эту тему: Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма