Первая за долгое время режиссерская работа Джонни Деппа создала ощущение, что прошедший скандал позволил творцу погрузиться в те занятия, которые ему больше по душе и которые дают ему свободу самовыражения, но которые он откладывал из-за высокой востребованности как актера: теперь он занимается музыкой и дает концерты, он рисует и организовывает выставки, он сел в режиссерское кресло и снял картину "Моди: Три дня на крыльях безумия".
Как режиссер Джонни, ровно как и актер, отдался своей интуиции и творческому видению. Сколько раз он противоречил продюсерам и студиям, которые заставляли сыграть персонажей определенным образом, но он всегда делал так, как чувствовал. Даже знаковый Капитан Джек был награжден его видением безумия этого героя, хотя представители студии были в ужасе, когда увидели, что творит Депп.
Депповское безумие
В одном из своих интервью Джонни рассказывал о том, как обнаружил свое безумие еще в детстве, даже читал книги по психоанализу, что в последующем считал ужасным решением. Тем не менее он нашел способ выхода этому безумию сначала через музыку, а после через персонажей в кино.
Собственно, в режиссуру он вложил свой опыт в киноиндустрии и свое видение творческого процесса.
И хотя критики высказались о его работе крайне не лестно, назвав ее "хаотичной", "небрежной", "ленивой", лично я считаю "Моди" очень честной и настоящей с точки зрения творческого проявления автора.
Наконец-то мы видим биографичный сюжет без захлестывающих страданий, нытья и ущемленности, которые преобладают в фильмах последних лет.
Такое ощущение, что Депп послал все положенные стандарты современных "успешных" фильмов, которые обычно восхваляются критиками, и снял картину так, как сам это видит и чувствует. Здесь нет никакой повесточки, нет заявлений, какими должны быть мужчины, женщины, кошки и собаки в условиях нетоксичного и толерантного мира, нет вечной ущемленности меньшинств всех форм и размеров.
Шикарный кастинг, юмор в депповском стиле, забавная игра с приемами съемки.
Он решает не вести сюжетную линию от начала до конца жизни художника, не рассказывать, что, почему и как, он намеренно дает три дня из жизни Модильяни, передавая настроение и атмосферу творческой бесшабашности, в которую стоит погрузиться на чувственном уровне.
Депп не раз говорил о том, что многими творцами руководит их собственное безумие, и передал это не по ожидаемым правилам "как должно быть". Как Модильяни в его фильме послал коллекционера, так и он сам послал критиков, которые лишь "пишут об искусстве, а не создают его".
Настроение картины явно можно назвать, обладающим биполярным расстройством: на протяжении всего хронометража нас бросают от смеха к фрустрации, от богемной кладбищенской романтики к эзотерическим галлюцинациям, от детской беззаботности к взрослым проблемам, от ощущения безнадежности к гордости, от бессилия и разочарования к творческому двигателю.
И этот эмоциональный хаос скорее олицетворяет то, что испытывают творческие люди, которых кидает из крайности в крайность.
О картине говорят, что нам не дают сопереживать Модильяни, или что его история как художника не раскрыта.
Но почему мы обязательно должны сочувствовать людям, которые терпели неудачи? Ощущение, что выдавливание слез - обязательное условие. Но все же даже инвалиды в большинстве своем не хотят жалости к себе.
Потому что как верно заметил персонаж Аль Пачино "Страдание не делает человека исключительным или гениальным".
Великие люди, даже с тяжелой судьбой, были людьми, которые не только страдали, но еще и веселились, пили, гуляли, дружили, любили, голодали, придумывали, как продать свои работы, выкручивались, бредили, тонко чувствовали окружающий мир, гордились, эпатировали - и все это было показано в фильме, который охватил всего три дня из жизни художника.
Что же отразил фильм?
Нам дали картину, которую можно прочувствовать на кончиках пальцев.
Нам не показали, что единственную выставку Модильяни прикрыли спустя несколько часов после открытия, потому что его картины были слишком скандальными, но нам показали, что для него мазок кисти приравнивался к ласкам любимой женщины.
Нам показали, его эзотерическое чувствование мира, ощущение, что из-за его болезни смерть идет за ним по пятам в виде чумного доктора и ужасно пугает его. В период войны он чувствует смерть и страдания солдат, что отражается в депрессивных настроениях картин.
В его снах он слышит, будто с небес толпы людей восхищенно скандируют "Модильяни", но на самом деле, люди начнут скандировать на земле, когда сам художник окажется на небесах. Его любовь Жанна Эбютерн сказала их друзьям "Вы просто не понимаете - Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все обязательно это поймут".
Свои картины он продает в ресторане, говоря о себе как о мертвом художнике, чтобы набить цену работам, что является еще одной отсылкой к тому, что его слава ждет его по ту сторону жизни.
Мы видим персонажей, которые как будто сошли с картин Модильяни: от друзей художника Мориса Утрилло и Хаима Сутина, его музы Беатрисы и владелицы кафе Розали Тобиа до девочки в голубом платье.
Нам показывают его дружбу и любовь в богемной среде, где эпатажные художники гипнотизируют куриц, а с любимой женщиной можно цитировать Бодлера и Данте на кладбище.
Критика критиков
А сцена с коллекционером стала изюминкой "Моди".
Нам показали бунтарский характер Модильяни, который жаждет признания, но который не готов продаваться, потому что еще больше он хочет честности и любви к искусству в глазах смотрящего, чем вычурности в высказываниях.
Только настоящий почитатель искусства, по его мнению, может по достоинству оценить его творчество, а не напыщенный коллекционер или английский претенциозный критик.
Это напоминает сцену из фильма "Трасса 60", где О.Ж. Грант придумывает галерею поддельного искусства, где выставлены замаскированные словами подлинники великих мастеров, которые за много лет так и не были проданы.
Для Модильяни лучше, чтобы его работа лежала на дне реки, чем будет находиться в руках невежды.
И конечно, финал истории воодушевляет и отражает тот смысл, который, прежде всего, хотел донести Джонни Депп, судя по напутственным словам в адрес своего фильма: что истинный художник, даже испытав отчаяние, все равно возвращается к своей работе, несмотря ни на что. У творца нет выбора, он делает, потому что не может не делать.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете оставлять по ссылке здесь.
Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.