Найти в Дзене
На 5

Тренировочное задание

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9 (1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало меня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я ходил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда заключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходительны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло…(10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную работу: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руководителю, имел н

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) Когда я вернулся с фронта и поступил в университет, меня приняли без экзаменов. (2) Тихое восхищенное «ура» сопровождало меня по университетским коридорам. (3) Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (4) Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь. (5) На лекции я ходил редко: все было как-то некогда. (6) Меня не наказывали. (7) На всех торжественных вечерах я выступал с воспоминаниями о том, как мы воевали, и это шло в зачет. (8) И главная беда заключалась не в том, что люди, преисполненные радости победы, были чрезмерно снисходительны к одному представителю победившей армии, а в том, что все это я принял на свой личный счет. (9) А как принял, так оно и пошло…(10) Кое-как доучился, кое-как написал дипломную работу: что-то там такое насчет Маяковского, на сорок страниц, натянул, отделался общими фразами. (11) Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить: боюсь, что со знаками препинания у меня не все в порядке…(12) Говоря о моей работе, он сказал, что работа превосходная, только со знаками препинания не все в порядке. (13) Я понял, что он ее не читал. (14) Меня хвалили, поздравляли, что вот, мол, несмотря на бывшее ранение, все же написал, поработал, использовал множество литературы (библиографический список я скатал из энциклопедии). (15) Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, полный, как это говорится, всяческих радужных надежд, выехал я в небольшой областной городок. (16) И оказалось, на мою беду, что в этой области я первый человек с университетским образованием. (17) На меня смотрели с интересом и даже с благоговением.

(18) Вот какой человек приехал в область!

(19) Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе принялись обсуждать судьбу замечательного гостя. (20) Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведовать кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. (21) Но об этом не было ни слова. (22) Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло. (23) Вместо этого заведующий облоно сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.

(24) Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе мое место, ибо мне…предстоит серьезная работа над диссертацией, наполовину уже сделанной, которая без городской библиотеки невозможна…

(25) Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову именно в этот трагический момент. (26) Раньше я об этом почему-то не думал.

(27) – Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь!

(28) – Мы гордимся вами!

(29) – Но у меня диссертация на выходе!

(30) – Какая же тема вашей диссертации?

(31) – Именительный падеж в творчестве Лермонтова!

(Булат Окуджава)

*Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) — советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хвалили дипломную работу главного героя?»

1. Потому что после победы в войне с фашизмом все хотели сделать приятное человеку, недавно вернувшемуся с фронта.

2. Потому что это была действительно замечательная работа, которая заслуживала серьезной похвалы.

3. Потому что герой, работая над дипломом, изучил много научной литературы и приложил к работе большой библиографический список.

4. Потому что герой выбрал для работы очень интересную тему – творчество Маяковского.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «захудалый» (предложение 20).

1. обедневший 2. плохой, незначительный 3. невежественный 4. неблагодарный

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Передавая работу своему руководителю, имел наглость пошутить

2. Улыбки и комплименты обволакивали меня и убаюкивали. (предложение 3)

3. Да, я ведь фи-ло-лог, а не учителишка какой-нибудь! (предложение 27)

4. Вот какой человек приехал в область! (предложение 18)

A4 Укажите ошибочное суждение.

1. В слове РЕДКО два глухих согласных звука.

2. В слове ОБЛАСТНОЙ есть непроизносимая согласная.

3. В слове РАНЬШЕ один мягкий согласный.

4. В слове БОЮСЬ букв больше, чем звуков.

A5 Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1. предполагал 2. (с) дипломом 3. трагический 4. писатель

A6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она означает присоединение?

1. препинания 2. представителю 3. приобщая 4. преисполненные

A7 В каком слове правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения глагола, от которого это слово образовано?

1. торжественных 2. преисполненные 3. уважаемый 4. сделанной

B1 Замените разговорное слово «скатал» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «смотрели с интересом», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

B4 Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при при вводном предложении и (или) вводном слове.

Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, (1) полный, (2) как это говорится, (3) всяческих радужных надежд, (4) выехал я в небольшой областной городок. И оказалось, (5) на мою беду, (6) что в этой области я первый человек с университетским образованием.

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.

B8 Среди предложений 19-25 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

B9 Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.