Найти в Дзене
Люди в окнах

«Плод под запретом. Эдем во гневе». А зрители – под впечатлением

Оглавление

В новом спектакле Опен-театра «Плод под запретом. Эдем во гневе», как в хорошем детективе, у зрителя до самой развязки нет ответа на вопрос: зачем кто-то собрал семь незнакомых друг с другом героинь в одном времени и пространстве? По ходу пьесы клубок загадки постепенно и очень красиво разматывается. Но его ниточки тут же скатываются в другие клубки – вопросов зрителя к самому себе, своей жизни и мирозданию. Эти загадки каждому предстоит решать самостоятельно, но спектакль подскажет, откуда начать путешествие к истине.

Кто мы?

Чтобы понять, зачем они тут (и, кстати, где), героини спектакля решают познакомиться друг с другом и выяснить, что их объединяет. Может быть, это и есть ключ к разгадке?

-2

Первой представляется Ева (в исполнении Екатерины Абрамовой), которая берет на себя роль модератора необычной встречи. Нет, героиню не назвали в честь прародительницы рода человеческого, это и есть она – собственной персоной. И все остальные героини спектакля – тоже ожившие (или никогда не умиравшие?) легенды. Итак, Еве скучно. Невыносимо скучно! Предсказуемость ее убивает. Страсть, пороки – вовсе нет! Ску-ко-та – вот что толкает Еву поддаться искушению змея. Первая женщина на Земле надкусывает красное яблоко и навсегда лишает женский род скуки, а, соответственно, покоя. Она обрекает прекрасную половину человечества на вечную гонку за счастьем, на вечное любопытство, вечные страсти. Казалось бы – Ева, зачем, ну зачем!!? Но многие ли из нас согласились бы на блеклое предсказуемое существование?

Следующая эпоха – древний Египет и её ярчайшая представительница Клеопатра (в исполнении Светланы Суворовой), символ обольщения, интриганства, красоты! Мы видим её в моменте одержимости Марком Антонием и наблюдаем, как даже самые сильные царицы становятся рабынями, когда их захватывает любовь, а затем, когда покидает любимый, – отчаяние.

После на сцену выходит женщина в черном, это Наталья Павловна Разумовская (в исполнении Ларисы Марковой), вдова, которая хранит верность умершему супругу, пока неожиданно для себя не влюбляется в голландского подданного. Мы наблюдаем за танцем ее чувств и эмоций – от запрета на любовь и красоту до решения продолжить жить и чувствовать. «Хочу, чтобы он еще больше меня полюбил, со всей силой и страстью, которая только есть на белом свете, а, может, какой еще белый свет и не видывал».

Далее мы переносимся в начало XIX века и знакомимся с очаровательной графиней Екатериной Павловной Багратион (в исполнении Ирины Андреевой), которая всю жизнь обольщала сильных мира сего своим телом, остроумием, белизной кожи, но никто так и не обольстился ее душой. Екатерина Павловна всегда в центре светской «тусовки» Европы, ее жизнь сверкает, но сердце страдает от одиночества.

Графиня передает эстафету даме с мундштуком, и мы очень скоро понимаем: перед нами Мата Хари (в исполнении Зои Зарубиной). Мы узнаем, насколько ей горько от того, как несправедливо обошлись с ней мужчины, отправив на казнь, прикрывая свои политические интриги и грехи.

А теперь мы отправляемся в наше время и наблюдаем за Машей Ивановой (в исполнении Лидии Архиповой) – содержанкой, которая иногда приходит… на кладбище. Всей душой Маша предана мужу, свидания с которым теперь возможны только в форме ее монолога перед его могильным камнем. Но и Маша делает выбор в сторону жизни – она порхает от любовника к любовнику, изумляя каждого своей легкостью и даря свое тело. Но ее душа остается в прошлом, там, где любимый жив.

И, наконец, перед нами женщина, которую нам, казалось бы, понять невозможно – ведь она из будущего и даже зовется непривычно – Креативной душой 2124 года (в исполнении Лидии Гужелевой). Но каково же наше удивление, когда оказывается, что и через 100 лет мужчины по-прежнему хотят переделать женщину, а женщине это желание по-прежнему приносит боль.

Где мы, зачем мы?

Героини делают вывод: их объединяет то, что они женщины и по факту неживые — либо уже, либо еще. Они понимают, что находятся в необычном месте.

Возможно, реальность не так проста, и кроме видимого измерения существует скрытая материя, которая объединяет их всех. Возможно, миллионы, миллиарды женщин бесконечно перевоплощаются друг в друга, передавая по наследству свои мечты, ожидания, свою любовь и боль. Возможно, в каждой женщине скрыты гены одновременно всех — от Евы до Креативной души будущего.

Спектакль идет еще дальше, и последняя реплика, которую произносит мужской голос в записи, намекает на то, что каждая из этих женщин может воплотиться на Земле в образе мужчины. И если это так, то появляется надежда: мы все-таки можем понять друг друга, ведь мы — одно целое. Может быть героинь собрали вместе, чтобы они и мы, зрители, осознали свое единство, общность, увидели, что миром все-таки правит любовь, именно она поворачивает все жизни на новые дороги судьбы.

Это лишь одна из интерпретаций спектакля, каждый найдет свой ответ — зачем и где собрались семь героинь. Каждый распутает клубок по-своему и по-своему закрутит новые. Но вот, пожалуй, ответ на вопрос, кто же собрал этих женщин, может быть более однозначным.

Кто нас собрал?

А собрала героинь режиссер спектакля, руководитель «Опен Театра» Екатерина Максимова. Ей вновь удалось совершить абсолютное чудо – создать пьесу, от которой невозможно оторваться, над которой продолжаешь размышлять за пределами театра и к которой хочется вернуться. Вернуться, чтобы еще раз пережить эмоции, смеяться и плакать, сопереживать, удивляться, узнавать себя, находить ответы и задаваться новыми вопросами.

-4

Екатерина создала и воплотила «Плод под запретом. Эдем во гневе» в сотворчестве с непрофессиональными актрисами, для большинства из которых это был первый в жизни выход на сцену! Все костюмы создали сами актрисы, пять из семи монологов спектакля написаны ими же, а пьеса собрана и выстроена Катей. Кажется, что невозможно за несколько месяцев силами восьми людей создать такой шедевр. Но невозможное – возможно! И это еще один вывод, который делаешь, бурно аплодируя артисткам и режиссеру.

«Опен Театр» продолжает быть открытым каждому. Вы можете пройти курс актерского мастерства «Ключ Станиславского для жизни и творчества» и стать актером этого театра, соавторами пьесы, автором костюмов. Можете приходить как зрители на спектакли. Также у театра появился новый формат встреч – два раза в месяц вы можете посетить открытые занятия: принять участие в импровизациях, посмотреть отрывки из спектаклей, прикоснуться к творческой атмосфере и узнать больше о театре. Следить за новостями и анонсами вы можете на канале.

Приходите, играйте, открывайте! Как сказала одна из актрис спектакля, Лариса Маркова – «Пусть все всегда начинается», а с «Опен театром» может начинаться только прекрасное.