Найти в Дзене
Подвиги

Хасан Баиев – врач, всегда следовавший клятве Гиппократа

Этот человек известен во многих странах, он спас сотни жизней, помог тысячам людей. Он – лауреат международной премии «Врач мира», которая была присуждена ему американским медицинским сообществом. А всего несколько лет назад ему приходилось скрываться от преследований чеченских боевиков и российских властей: каждая сторона обвиняла его в пособничестве врагу. Не найдя понимания в своей стране, Хасан Баиев с семьей был вынужден переехать в США, в чем ему помогла международная организация «Врачи за права человека».

За границей его талант и опыт оценили по достоинству, и он наконец смог работать в нормальных условиях, приемлемых для человека его уровня. Казалось бы, он нашел свое место, его работа стала оплачиваться должным образом.

На его месте другой бы врач навсегда забыл о государстве и властях, которые не умеют быть благодарными, но Хасан Баиев вновь и вновь возвращается к себе, в Чечню, чтобы бесплатно оперировать детей и всех нуждающихся в Республиканской грозненской детской больнице. Вместе с ним прием ведут его иностранные коллеги – пластические хирурги высочайшей квалификации, которые считают медицину не только профессией, но своим призванием. Эти люди давали клятву Гиппократа и считают недостойным делом нарушать ее.

Став врачом в мирное время, он не отказался от своего призвания в годы чеченской войны. Пока его семья жила в эвакуации в Ингушетии, Баиев работал полевым врачом, оперируя всех, кто нуждался в его помощи. В книге, которую он написал об этом времени, описаны случаи, когда приходилось делать операции с помощью пилы и дрели. Баиев лечил не только чеченских мирных жителей, пострадавших во время перестрелок, но также чеченских боевиков, главарей бандформирований, русских солдат…

Во время первой чеченской войны Хасан Баиев лично прооперировал более 4 тысяч людей. Во время второй перестал вести счет раненым, потому что их было много, слишком много для одного врача. Русское правительство разыскивало его в связи с тем, что он оказывал медицинскую помощь Бараеву, Радуеву, Басаеву и многим другим. После серьезного ранения, когда пуля раздробила Салману Радуеву лицо, Баиев фактически «вылепил» его заново, сформировав нос и левую глазницу. Параллельно с этим, в одном и том же военно-полевом госпитале родного села Алхан-Кала хирург оперировал раненых российских солдат, за что его чуть было не расстреляли те же боевики, которым он спасал жизни. От казни его спас случай: помощь врача срочно потребовалась нескольким раненым, которых привезли в госпиталь.

В свои 47 Хасан Баиев видел столько, что хватило бы на несколько жизней. После войны он написал автобиографическую книгу «Клятва», в которой честно и беспристрастно рассказал обо всем, что происходило в Чечне, о своей работе, о людях, которых он встречал и спасал. Но «Клятву» не взялось печатать ни одно издательство в России. Хасан Баиев говорил об этом с горечью:

«Боюсь, что в России книга не выйдет, потому что моя трактовка войны понравится не всем. Здесь нет восхвалений в адрес военачальников, которые считаются чуть ли не героями. Я таких не встречал, тем более что в гражданской войне героев не бывает. Я также далек от героизации ичкерийцев и тем более их лидеров, которые привели к трагедии. Один из бывших деятелей Ичкерии, прочитав книгу, позвонил мне и сказал, что мне так удалось описать события, что ни одна из сторон не останется довольной. На самом деле этот человек сделал мне комплимент. Я не собирался оправдывать или идеализировать кого-то. Просто написал то, что видел».

В итоге книга была напечатана в Америке и стала бестселлером. Она переведена на несколько языков и вышла в двадцати странах мира. Жаль, что Россия не стала первой в этом списке.