Баг`review
С судьбой по пути
Подойдет для:
Предыстория
Ранее я рассказывал про енисейский музей рубанка, который занесён в книги рекордов России и Гиннеса. Виталий Ислентьев, основатель музея, порекомендовал книгу, которую написал сам. В ней автор описывает свои подростковые приключения в Карском море.
Давайте рассмотрим это чтиво.
Сюжет
Он поделен на 2 части. В «Городе детства» Ислентьев рассказывает про своё раннее детство: как плавал на лодке, рыбачил, охотился, таскал отцу курево. Вторая часть «Северный морской экстрим» гораздо больше предыдущей. Здесь Виталию уже 14 лет, он отправляется помогать отцу ловить рыбу на Карское море. Они с остальными рыбаками следуют на лихтере по Енисею, дело было летом. Трудности были на пути и туда, и обратно. На месте нужно было ловить и засаливать много рыбы, например, селёдку и омуля.
Логика сюжета
Автор пишет: «Это был настолько богатый край, что рябчики нас не боялись и были они в таком количестве, что впрок мы их никогда не заготавливали», а ещё: «Если про ягоду говорить, то, наверное, нет такого названия, которого бы там не было. На берегах речки ветки от тяжести смородины прогибались до самой воды». Однако чуть позже Ислентьев жалуется: «Жизнь в то время была не из легких, и с питанием были проблемы, поэтому хотелось как-то разнообразить рацион за счёт богатства тайги». Вот и думайте сами: то ли герой голодал, «как-то» питаясь, то ли пировал, наслаждаясь природными дарами.
Иллюстрации и примечание
Книга издана в 2024 году, но по иллюстрациям так не скажешь. Картинки какие-то пиксельные, прослеживается неуклюжий фотошоп. Подписи к изображениям есть не везде, но и те плохо читаемы, особенно, при изменении фона. Графический рисунок тут всего один, но и тот обрезанный.
С примечанием тоже не всё так гладко: о нём нигде не было написано, я обнаружил его уже в самом конце, когда прочитал книгу, поэтому примечание оказалось бесполезным.
Создаётся ощущение, что Ислентьев сильно хочет показаться «своим» среди писателей, используя их фишки, но получается неказисто.
Пунктуация и орфография
Рассуждать насчёт этого можно бесконечно, прикладываю лишь часть ошибок, которые нашёл сам: тут и ться, и лишние запятые, и пропущенные пробелы. Стоит отметить, что книга издаётся в авторской редакции, однако на концевой странице указан корректор. Я считаю, это позор обоих.
Чванство
Основатель музея из книги рекордов Гиннеса при любом удачном случае выделывается и выдумывает. Приведу три примера.
Первый пример
Он взят из самого начала, в ней Виталий рассказывает про наводнение в Енисейске. На тот момент Ислентьеву 10 лет, а его брату 17 лет, им поручили перепилить приплывшие бревна. Автор пишет: «Пила ходит тяжело, туго. Спину ломит от напряжения, а попросить о передышке гордость не позволяет. А брат ждет, когда я попрошу отдохнуть. И так без передышки перепиливали семидесятисантиметровые бревна».
Рассуждения
Я так понимаю, что 70 сантиметров – диаметр бревна, так как для высоты этого слишком мало. А теперь вдумайтесь, мальчик, которому 10 лет, пилил не одно бревно, а брёвнА величиной с половину его роста без продыху. Вы в это верите?
Второй пример
Тут важно понимать контекст, поэтому процитирую несколько предыдущих и следующее предложения, между которыми вписался абзац.
Предыдущие предложения: «Получалось наше судно, кроме прямолинейного движения, попыталось двигаться вправо, влево, вверх и вниз и еще качалось с боку набок. Хороший был бы тренажер для космонавтов».
Следующее предложение: «Дальнейшее наше плаванье отличалось однообразием утомленности и новыми отрицательными факторами, присутствующими и действующими на нас, как следствие урагана».
А теперь центральный абзац: «Всю жизнь, работая шофером, я любил испытывать себя в экстремальных условиях, наверное, это последствие моего детства и юности. Являясь инструктором по автоспорту, чемпионом и призером соревнований по автоспорту, мне до сих пор нравиться ездить в гололед, в пургу, в ненастье. Однажды зимой, пообещав людям привезти на микроавтобусе груз из Красноярска в 30 градусный мороз утром на градуснике я обнаружил 43 градуса. Пообещал – сделай. И я поехал. За всю дорогу до Красноярска, это 350 км, я не встретил НИ ОДНОГО автомобиля. По дороге спас от неминуемой смерти двух женщин, стоящих, как снежные бабы, между деревьями».
Рассуждения
Ислентьев решил козырнуть своим напускным героизмом. Может быть, теперь каждый дальнобойщик будет гордиться, как ездил по работе в лютый мороз? Да и про неминуемую гибель слабо верится. Это не первый раз, когда сюжет так резко межуется случайными авторскими вставками. Возникает путаница.
Третий пример
«Я не буду подробно рассказывать о случае в гараже, когда все, боясь взрыва горящего ацетиленового и кислородного баллонов, разбежались, а я, проходящий мимо, начал срывать огнетушители со щита и заливать ими баллоны, пока они в огромной массе пены не заглохли. В такой момент у меня в голове была только мысль, как выполнить задачу».
Рассуждения
Абсолютно идентичный второму пример по части сюжета – автор вне контекста выпячивает свои великолепие и напускную отзывчивость. Ну а так, да, «я не буду подробно рассказывать».
На десерт
«Часто общаясь с людьми и слушая их рассказы о себе, я сравнивал со своей жизнью и замечал, как разнились и отличались наши пути, и насколько моя жизнь с детства была более насыщена событиями, происшествиями, случаями и приключениями».
Рассуждения
Как же мне повезло жить в одно время с таким великим Человеком! Это всё фарс и сарказм. Виталий в очередной раз себя восхваляет. Я думал, что достижения других в этих отрывках тоже признают, но нет. Здесь крутой только главный герой.
В книге перечислено ещё множество таких выпадов, но приводить их в пример мне уже скучно, а общее впечатление вы уже успели составить.
Живодёрство
«…чем старше я становился, тем меньше мне хотелось убивать» – нагоняет тремора, не так ли? Далее Ислентьев пишет: «Я лет с шести уже нормально обращался с оружием. Бывало, зимой, совсем еще маленьким, залезал на чердак дома с мелкашкой, заворачивался в тулуп и ждал добычу в любом виде. Вороны, сороки, даже собаки были моими трофеями. Сейчас это выглядит как-то жестоко, но я вырос в той обстановке, которая поощряла добытчика и снабженца семьи в трудное время, и конечно, можно, сделать снисхождение, учитывая мой возраст.»
Песец
«И здесь тоже, когда очередной песец отправился за рыбой к сети, у меня проснулся охотничий азарт, хотя он и никогда не засыпал, и я взял его на мушку». Далее, он, конечно, добыл «трофей». После этого отец главного героя заставил сына закопать «добычу».
Рассуждения
Напоминаю, дело было летом, а значит ценного меха у песца в то время не было, а Виталию было уже 14 лет, но азарт бездумно убивать животных у него до сих пор оставался.
Морской заяц
Затем идёт история про «морского зайца», что-то вроде моржа. Это животное потопило лодку с рыбаками. Как пишет Ислентьев: «Он не хищник, не охотник, он просто любопытный и добродушный житель морских просторов, и решил поближе познакомиться с теми, кто был в лодке», а ещё «говорили, что достаточно было поцарапать его ножом, не говоря, уже о ружье и он бы сбежал».
Затем главный герой обманом уговаривает своего товарища помочь с охотой «на нерпу». А теперь развязка с морским зайцем: «Шкура мне его не нужна была, поэтому я не боялся её испортить и продолжал пулями ставить на ней точки и тире».
После победы над морским зайцем Ислентьев так отзывается о своём товарище: «Толя постепенно пришел в себя, и я про это никогда не напоминал ему, но случись еще раз такое рискованное приключение, где от напарника может зависеть жизнь, я бы его с собой не взял, тем более в разведку».
Кстати, в своё оправдание Виталий отмечает: «Может быть, читатель подумает, я напрасно загубил животное, так я уже на этот счет отвечал, что при тогдашней нашей жизни каждая добытая на охоте и принесенная в дом любая живность была дополнением к нашему продовольственному рациону».
Рассуждения
Я считаю, что Виталий Ислентьев – живодёр и лицемер. Он думает, что раз он подросток, то он всегда добытчик, а все его выходки сойдут ему с рук. Этот горе-охотник сам пишет, что те животные были безобидны, но его азарт был сильнее, поэтому он убивает их, как только ему вздумается, невзирая на жестокость. Более того, Ислентьев отмечает, что морской заяц был ДОПОЛНЕНИЕМ к рациону, а значит необходимости убивать его не было. Кстати, Виталий наврал товарищу и подверг обоих риску бездумно лишиться жизни. Конечно, Толик растерялся, но автор не ощущает своей провинности, однако делает вывод, что в разведку такой напарник не годится.
Цена – 450 ₽
Вопрос цены
ЗА ЧТО ТАКИЕ ДЕНЬГИ??? За ч/б пиксельные картинки с убогими подписями? За ~90 страниц кривого крупного текста в «авторской редакции»? За красивую обложку фрегата, который никак не относится ни к сюжету, ни к эпохе? Может сам выпуск книги – это дорогое удовольствие?
Я не поленился и решил выяснить, сколько обойдется выпуск такой книги тиражом в 500 экземпляров в том же издательстве. Оказалось, это выйдет в 74 000 рублей. Очень грубо округлим до 80 000, чтобы учесть посредников. А если брать 500 экземпляров по цене в 450 рублей, то получается уже 225 000. От этой суммы отнимаем 80 000 рублей и делим на 80 000, а затем умножаем на 100 процентов. Итого выходит маржа в ~180%!!!
Слова самого Виталия
Он с удовольствием хвастался тем, что это уже 7 (!) издание его книги. По словам Виталия, люди ещё не успевают уехать из Енисейска, как уже прочитывают его произведение от корки до корки, а после советуют своим знакомым.
Я очень удивлен, что ни Ислентьев, ни корректор, ни издательство – никто не исправил множество пунктуационных, орфографических и прочих ошибок. Хотя зачем напрягаться, если народ всё равно восторженно берёт и хвалебно отзывается?
Итог
Я считаю, что Виталий Ислентьев – подросток в теле взрослого человека, которому 77 лет. Он жесток и самовлюблён, при этом считает, что ничего плохого в этом нет. Пытается самоутвердиться при любом удобном случае в ущерб повествованию. Это парадоксально, ведь он живёт в крохотном городке с населением 17 тысяч человек, где скромность в почёте. Более того, в Енисейске 3 церкви, собор и монастырь, поэтому удивительно, насколько большая гордыня у Ислентьева.
Виталию очень далеко до Виктора Петровича Астафьева, как по грамотности, так и по душевной простоте. Поэтому считаю, что книгу «С судьбой по пути» не то что покупать, даже читать не рекомендую.