Премьера оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина состоялась 25 декабря 1961 года в Большом театре под управлением Евгения Светланова. Это была первая работа композитора в оперном жанре.
В основу сюжета лег рассказа Сергея Антонова «Тетя Луша», который занимает всего 13 книжных страниц. При написании либретто имена главных героев были изменены: председатель колхоза Лукерья Ивановна, та самая тетя Луша, превратилась в Варвару Васильевну, а Саша Гаврилов стал Володей.
Антонов сам прошел Великую Отечественную войну от первого до последнего дня и своими глазами видел все тяготы послевоенной жизни – в стране почти не осталось мужчин, люди были измучены долгой войной, страна находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому женщинам пришлось глубоко спрятать свою хрупкость, нежность и желание любить за тяжелым физическим трудом.
«Она умела водить машины, тракторы, класть печи и принимать новорожденных», – так пишет о своей героине автор. Когда в колхоз возвращается семейство Гавриловых, перед Лушей встает тяжелый моральный выбор – дать себе призрачную возможность ощутить себя женщиной или же сохранить социальное положение, ради которого она трудилась 10 лет.
Главный конфликт произведения концентрируется в сердце Луши, ведь должность председателя колхоза накладывала на нее груз социальной ответственности – в советские годы роман с молодым парнем был бы ей совершенно непростителен.
Во взаимоотношениях Луши и Володи не происходит совершенно ничего, что могло бы выйти за рамки приличия: безобидный танец, безобидное чаепитие и безобидная рабочая встреча. Однако героиня настолько истосковалась по женскому счастью, что ее бросает в жар от одних лишь мыслей о том, что между ними может хоть что-то произойти.
Рассказ, как и основанная на нем опера, не содержит в себе активного действия, но наполнен огромным спектром эмоций и переживаний – от нежности, внезапно проснувшейся в главной героине, до ее страха перед этим чувством. От вспыхнувшего гнева до отчаянья и бессилия.
«Пишу колхозного «Евгения Онегина»
Так говорил сам Щедрин о работе над оперой «Не только любовь». И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра – подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы тесно переплетаются друг с другом.
Аналогию можно провести и в развязке произведений – музыковеды часто соотносят сцену объяснения Онегина с Татьяной и сцену с Варварой и Володей в конце спектакля.
Казалось бы, традиции классической русской оперы в комбинации с советской идеей о преобладании долга перед отечеством над чувствами не могли не увенчаться успехом. Однако «Не только любовь» стала одной из главных тем в дискуссии музыкальных критиков 1961 года.
После премьеры оперы в Большом театре предполагалось еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата». Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина, была преждевременной. Сам Щедрин видел причину провала в том, что его произведение опередило свое время. Советская публика не была готова видеть на сцене музыкального театра такой уровень интимности и демонстративности чувств. В то время как репертуар театров был пропитан идеями коллективизма и патриотизма, зрителю было чуждо видеть на сцене глубокие и искренние душевные порывы главной героини.
Практически вся опера Родиона Щедрина «Не только любовь» пронизана частушками и исконно русскими мотивами. И этому есть вполне убедительное основание. Во-первых, жанр частушки создает прочную связь спектакля с русской народно-песенной традицией, во-вторых, добавляет этому драматическому произведению ту комичность, за счет которой некоторые музыкальные исследователи вовсе относят жанр оперы к комедии. Частушка традиционно высмеивает различные явления и человеческие пороки, как бы смягчая тяжесть этих пороков, ведь смех над ситуацией всегда как бы понижает его значимость и драматичность.
Сам Щедрин, по словам музыковеда В.Н. Холоповой, намеренно выбрал жанр частушки, чтобы реформировать советскую оперу: «Ему хотелось уйти от принятых тогда на сцене Большого театра монументальных панорам с массовками и знаменами в камерную сферу, с ее волнующими переживаниями обыкновенных людей. Кроме того, это была живая область излюбленных им частушек и театрального комизма».
В этом и кроется ключевое значение частушки в этой опере – целью композитора было создать комический контекст, не дать обстоятельствам принять драматические формы посредством смеха сквозь слезы: «ухажеров у нас нет», — весело поют девушки о своем почти безнадежном положении. Частушка всегда предполагает иронию и преувеличение, и именно это свойство частушки дает возможность сочетать в опере спектакле «Не только любовь» жанр комической оперы и психологической драмы.
В МАМТ премьера оперы Родиона Щедрина состоялась в марте 2024 года. Спектакль поставлен режиссером Евгением Писаревым и дирижером Феликсом Коробовым. В 2025 году постановка выдвинута на соискание Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в пяти номинациях.