Церковь Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске была построена в первой половине XVI века в то время в качестве собора Возмищенского мужского монастыря. В середине XIX столетия к древней церкви были пристроены колокольня и трапезная с Благовещенским и Знаменским приделами. История бывшего Возмищенского монастыря связана с началом монашеского пути преподобного Иосифа Волоцкого.
В "Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи" Зверинского приведены несколько вариантов названия Возмищенского волоколамского мужского монастыря: Николаевский-Рождество-Богородицкий-Возминский, Возмицкий (Вотьмицкий) или Зимитцкий. Обитель была названа по селу Возмищи, которое вошло в черту современного города Волоколамска. В этом монастыре, существовавшем еще в XV веке, "принял послушание" святой Иосиф Волоцкий. Подвижник основал впоследствии знаменитый Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь вблизи села Теряево.
В миру Иван Санин - будущий преподобный Иосиф Волоцкий - был уроженцем села Язвище под Волоколамском, а начало его духовного пути было связано с двумя волоколамскими мужскими монастырями: Крестовоздвиженским и Возмищенским. Обе обители входили в число пяти монастырей-острогов, окружавших вал волоцкой крепости. Таким образом пригородные монастырьки служили звеньями оборонительной цепи города.
В житии преподобного Иосифа Волоцкого сказано, что в возрасте семи лет будущий святой был отдан родителями для обучения грамоте в Крестовоздвиженский монастырь. Первым наставником Ивана Санина стал старец Арсений по прозвищу Леженка. Мальчик превосходил умом своих сверстников: за первый год он выучил Псалтырь, за второй – "все божественные писания". Иноки спрашивали друг друга: "Что отроча се будет?" Этот же вопрос задавали друг другу жители Иудеи, узнав чудесные обстоятельства рождения Иоанна Крестителя. В конце XVII века Крестовоздвиженский мужской монастырь был приписан к Иосифо-Волоцкой обители, а в 1764 году был совсем упразднен. Сегодня территория монастыря принадлежит мебельной фабрике, здание храма сильно перестроено, богослужения здесь не совершаются.
В Возмищенскую обитель Иосиф (тогда еще с мирским именем Иван) поступил сразу после окончания обучения в Крестовоздвиженском монастыре. При церкви Рождества Богородицы на Возмище Иван Санин жил в особой келье. Молодой подвижник приходил к началу службы раньше всех, а по окончании уходил в свою хижину последним. Именно преподобный, рассматривая текст псалма о жизни в миру, которая как пламень обращается в угли, затем в пепел, развеваемый ветром, юноша решил принять монашеский постриг.
Сам текст жития преподобного Иосифа, составленного Саввой Крутицким, был написан рукой архимандрита Возмищенской обители Вассиана – ученика волоколамского старца Фотия.
А в Послании Иосифа Волоцкого к митрополиту Симону мы встречаем упоминание Возмицкой обители в контексте противостояния святого с удельным волоцким князем:
Князь Федор Борисович, государь наш, почал обидити монастырь Пречистыя (то есть Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь)… старцев добрых хотел кнутием бити, а Возмицкому, государь, архимандриту велел на чернецов из монастыря подговаривати и наводити, и архимандрит Алексий подговорил десять чернецов на Возмище, да пять чернецов и увез, а те чернецы взяли с собой… книги да иную рухлядь монастырскую
Иными словами, князь волоцкий Федор вместе с архимандритом Возмищенского монастыря незаконно уводили из обители преподобного Иосифа Волоцкого иноков и забирали утварь.
Первое упоминание о Возмищенском монастыре относится к концу XIII века. В Воскресенской летописи говорилось:
Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переаславль.
Князь Дмитрий Александрович был сыном Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким.
Заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, в 1294 году Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С. М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей "отчины", а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре.
Монастырь на Возмище был упразднен в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Храм этот никогда не закрывался, за исключением нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе. Его главная часть была построена в 1530-1540-е гг., о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этого образа хранится сегодня в музее иконы им. Андрея Рублева в Москве. W