Этот ИЖ-2126 находится в полном стоке, но один его элемент – вернее, часть одной из систем – намеренно (и вынужденно) сделана нештатной. А именно – тормозная система... Во всяком случае, частично.
Мне очень не нравится штатная тормозная система Оды… Многое в ней сделано конструктивно неудачно или неудобно в эксплуатационном плане с учетом современных реалий… Единственное, к чему нет претензий – это к заимствованным от ВАЗ-2108/09 тормозным суппортам )) Поэтому при реставрации машины стояла такая задача – тормозную систему полностью обновить, но при этом переделать на иную «конфигурацию», на более доступные и распространенные компоненты. Однако неродные компоненты не должны бросаться в глаза и в идеале вообще не должны быть заметны.
Какие проблемы изначально, с завода, заложены в штатную тормозную систему ИЖ-2126? Их несколько.
1 - Вялая педаль с избыточным ходом из-за общеизвестной «неоптимальности» диаметров главного и рабочих цилиндров.
2 – Главный тормозной цилиндр от Москвич-412/2140, который трудно купить в нормальном качестве, ибо производят его 2-3 производителя с сомнительной репутацией.
3 – Постоянный геморрой с равномерностью распределения тормозных сил из-за ненадежного и нестабильного «колдуна» - проблема в его заведомо уязвимой конструкции (находится под брюхом и постоянно закисает), и в отсутствии качественных запчастей – выпускают «колдуны» для ИЖа один-два производителя, скорее всего «полуармянские».
4 – Сигнальное устройство – малополезный датчик, способный при этом доставить немало геморроя своими глюками.
5 – Задние тормозные цилиндры от Москвич 412-2141, которые опять-таки трудно купить в нормальном качестве, ибо производят их 2-3 производителя с сомнительной репутацией.
Чтобы победить эти пять проблем (пять явных + еще ряд второстепенных), я счел предпочтительным переход на тормозную систему ВАЗ-2101, что проделывал на ИЖах уже не единожды. А именно - сменить родную диагональную систему с «колдуном» на конфигурацию «перед/зад» без «колдуна», как у «классики».
Ставим от ВАЗ-2101 ГТЦ и вакуумник, а также задние тормозные цилиндры. Задний мост подключаем единым контуром через тройник. Выбрасываем «колдуна» и сигнальное устройство. Попутно ВСЕ тормозные трубки перепрокладываем заново медью. Про замену шлангов, наверное, говорить не стоит. Из штатного остаются только передние суппорта от ВАЗ-2109 – их мы не апгрейдим, а просто обновляем на аналогичные.
Это не самый лучший и не самый худший вариант – скажем, один из альтернативных вариантов-середнячков. Тормозная система такой конфигурации прекрасно работала и продолжает работать на миллионах заднеприводных «жигулей», а ИЖ-2126 практически идентичен с ВАЗ-2101/07 по колесной базе, массе и типу привода.
Меня такой вариант тормозной системы полностью устраивает по балансу двух вещей – достаточной эффективности тормозов и возможности замаскировать нештатную тормозную систему под штатную!
Какие запчасти от штатной тормозной системы ИЖ-2126 являются редкими и малораспространенными, но, тем не менее, их не имеет смысла менять?
Многие стремятся полностью перейти на компоненты ВАЗ на заднем мосту, и меняют помимо задних тормозных цилиндров тормозные щиты, барабаны и колодки. Это считается оправданным ввиду трудностей в покупке ровных родных барабанов, да и колодки вазовские купить можно везде и с широким выбором производителей, а штатные для ИЖа колодки от Москвич-412/2140 – не везде…
Но в моем случае делать так нельзя – вид машины должен быть сохранен стоковый, а через кованые или литые диски задние барабаны ВАЗ хорошо видно, ибо штатные от них сильно отличаются. Соответственно, и колодки/щиты мне менять на нештатные тоже не нужно.
О переходе на задние цилиндры от ВАЗ написано достаточно – там все просто: лишь пересверливание тормозного щита. Найти про это инфо – легко. Про установку вакуумника от ВАЗ – тоже все в интернете есть. Прокладка новых медных трубок, монтаж шлангов от Нивы, соединение цилиндров заднего моста в один контур с помощью вазовского тройника – опять же вопросы известные, прикладные и не содержащие в себе затруднений.
Поэтому перейдем к главному – маскировке!
Вакуумный усилитель тормозов от Москвич-412 и от ВАЗ-2101 визуально почти не отличаются, и маскировать их смысла нет. Разницу можно заметить, наверное, только если положить оба рядом…
А вот главный тормозной цилиндр М-412 (штатный для ИЖ-2126) и ГТЦ от ВАЗ-2101 – отличны… У первого тормозной бачок установлен сверху, прямо на штуцера, а выходы трубок на цилиндры – сбоку. У второго же бачок вынесен на резиновых шлангах, а выходы трубок на цилиндры – сверху…
С верхним выходом тормозных трубок мы ничего сделать не можем – это данность. Поэтому будем пытаться максимально закрыть вазовский ГТЦ от ВАЗ бачком от Оды.
Просто посадить бачок от Оды а на цилиндр от ВАЗа так, как бачок Оды сажается штатно на штатный цилиндр Оды – невозможно… Межцентровое расстояние совпадает, но, опять же, мешают выходящие сверху трубки, плюс разный тип штуцеров бачка. У ИЖа штуцера, как таковые, как известно, отсутствуют – вместо них в выходах ГТЦ сделаны особые внутренние фрезерованные выборки для установки в них резиновых переходников, входящих также в отверстия в бачке. А у вазовского ГТЦ – пластиковые внешние штуцера под резиновые трубки и выносной бачок…
В итоге было спроектировано такое решение. Тормозной бачок от ИЖ-2126 устанавливается на особом, специально изготовленном по месту кронштейне, над ГТЦ от ВАЗ. И от него идут две тонкие эластичные трубки к штуцерам цилиндра. Бачок максимально маскирует собой цилиндр, насколько это возможно. Да, если знаток ИЖ-2126 начнет приглядываться и засовывать голову, то нештатные компоненты он увидит. Но в целом для большинства наблюдателей никакого колхоза не будет.
Чтобы закрепить бачок, сделав его как бы «висящим над цилиндром», изготовлен вот такой кронштейн. Бачок к нему крепится винтами М3, сам кронштейн закрепляется на одну из шпилек, крепящих ГТЦ к ваккумнику. Конструкция сварена из нескольких элементов и покрашена «хаммерайтом».
Теперь берем две новенькие втулки ГТЦ М412/2140. Они же идут на Волгу ГАЗ-24 и еще куда-то… Номер 412-3505067.
Шлифуем их на наждаке, уменьшая высоту.
Вставляем их в бачок штатным образом, как они там и должны стоять…
А теперь вытачиваем на токарном станке два штуцера с фланцами, для установки их в резиновые втулки. Диаметр штуцеров со стороны бачка – на 1 мм больше, чем диаметр штатных распорных трубочек, что стояли в этих втулках, когда бачок был установлен на родном для него ГТЦ. С противоположной стороны – диаметр поменьше, поскольку там будут надеваться силиконовые трубочки от ваккумного опережометра зажигания…
Заворонил штуцеры в средстве холодного воронения «Грач»:
Вставляем штуцеры в уплотнители бачка:
…и соединяем металлические штуцеры с предварительно укороченными пластиковыми штуцерами вазовского ГТЦ двумя короткими отрезками эластичного силиконового шланга от вакуумного регулятора опережения зажигания на трамблере, предварительно обтянутыми черной термоусадкой, чтобы не бросались в глаза (на фото они еще не обтянуты).
Концы шланга закрепляем крошечными пружинными хомутиками диаметром 10 мм.
Давления в этих шлангах нет (по ним в ГТЦ идет самотеком тормозная жидкость из бачка, сообщающегося с атмосферой) и герметизировать там сильно не нужно – основную герметизацию обеспечивает эластичность туго надетых силиконовых шлангов.
...ПОСТЫ В ЭТОМ ЖУРНАЛЕ ПРОНУМЕРОВАНЫ, ДЛЯ ПОЛНОТЫ КАРТИНЫ ЧИТАТЬ ИХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО (ХОТЯ ЭТО И НЕ ТАК УЖ КРИТИЧНО) ПО ПОРЯДКУ, НАЧИНАЯ С НАЧАЛА...