В предыдущих статьях я рассказала о некоторых племенах северного Камеруна, коих в стране насчитывается более 240. Все эти этносы живут своими локальными диаспорами, соблюдая вековые традиции ведения хозяйства и досуга. Страна разделена на 10 регионов, место нашего путешествия - Крайнесеверная провинция, со столицей в городе Маруа, где мы заночевали.
С утра пораньше двинулись по почти приличной асфальтовой дороге в сторону границы с Нигерией, чтобы познакомиться с жителями горно-равнинной части Мандара ( вулканический горный хребет, простирающийся вдоль северной части границы Нигерии и Камеруна).
Крайнесеверная провинция - житница Камеруна. Вдоль дороги виднелись сельхозугодия с колосящимися растениями. Даже было замечено стадо крупного рогатого скота, хотя, как гласит статистика, большие проблемы при их разведении доставляют мухи цеце, заражающие животных трипаносомозом.
Пейзажи по дороге не вызывают уныние, все время встречаются каменные останцы причудливой формы. В результате длительного выветривания горные породы могут принимать самые невероятные очертания.
По Крайнесеверному району мы ездим с очень серьезной охраной. Это бойцы отряда быстрого реагирования, т.е. спецназ. Комплектуют вооруженные силы Камеруна - по найму, берут молодых 19-24 лет. Боевая подготовка в ВС ведётся с помощью французских инструкторов.
Территория, по которой мы путешествуем, очень беспокойная. Здесь орудует террористическая организация Боко Харам из Нигерии. А мы все по границе ездим. Кстати, Нигерия- самая страшная страна Африки. Жду, когда там успокоятся, тогда и поеду. А пока я под присмотром профессионалов. ))
Цель нашей поездки - деревня Румсики, где живет племя капсики. Путь туда неблизкий, но очень занимательный. Вполне себе оживленный, если измерять в масштабах Камеруна.
С 11 века, когда мусульманские купцы и ученые из Северной Африки и региона Сахель установили торговые пути в регионе, то с ними сюда стал проникать ислам. Местное население не особо его жаловало и уходило от проповедников все дальше в горы, оставаясь язычниками. И сейчас в сельской местности без традиционных обрядовых мероприятий община не представляет своего существования.
Так, по дороге, мы увидели некое интересное сооружение, остановились посмотреть. Эта глиняная штука нужна для жертвоприношений. В отверстие обычно бросают что-то из продуктов. Слева изображен бог урожая.
Местному дедуле не понравилось наше нашествие, он стал выражать свое негодование, пришлось нам ретироваться.
Близость пустыни Сахары ощущается на пейзаже, панорама горных останцов размыта из-за песчаного марева. Временами на зубах хрустел песок.
Дорога очень тяжелая, серпантин, да и асфальт уже давно закончился. Время от времени появляются "пальцы дьявола"- так называют здесь одиноко торчащие скалы.
До второй мировой войны, когда север всей Африки и часть Камеруна были французскими, некоторые персоны французской богемы любили путешествовать по этим краям. Французский классик (второго эшелона) Андре Жид несколько раз посещал горы Мандара в начале 20 века, высоко оценив эти, почти лунные ландшафты. Может, этот писатель не стал бы сильно знаменитым на мировом уровне, если бы в 1947 году не был удостоин Нобелевской премии по литературе «за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».
А по Камеруну он проехал со своим, как бы выбрать эфемизм помягче, другом Марком Аллегре. Ладно, не друг он был, а горячо возлюбленный уже зрелым писателем по фамилии Жид. Классик был нетрадиционной ориентации, хотя имел жену, но у них была чисто платоническая любовь (высокие отношения). Но, что интересно, после посещения африканских племен, на которых в 20-е годы прошлого века не было одежды в принципе, Марк понял, что женщины ему милей, и он покинул лагерь однополых отношений. ))
Про Андре Жида я прочла все, что было в интернете и даже взяла его семитомник из национальной библиотеки. Отмечу, что в 30-е годы Жид постепенно приобретает марксистскую политическую ориентацию, а в 1932 году восхвалял коммунизм, отчасти потому, что Ленин отменил уголовное преследование гомосексуализма. Однако поездка в СССР в 1934–1935 годах развеяла его иллюзии до такой степени, что он перестал симпатизировать коммунистическому строю. По итогам путешествия по Советскому Союзу у Жида вышли две книги: "Возвращение из СССР" и "Поправки к моему возвращению из СССР", которые страшно не понравились вождю всех народов Иосифу Виссарионовичу. С того момента Андре Жид стал нерукопожатым в СССР, не издавался вплоть до конца 80-х годов.
Но как бы то ни было, Андре Жид отметил, что окрестности деревни Румсики - это лучший пейзаж на планете.
Мы добрались до места сегодняшней ночевки-села Румсики. Сакральное место для румсичан- скала Зибу. Если у пары долго нет детей, то супруги вместе с шаманом и козлом идут к горе. У подножия горы совершаются 3 половых акта: с шаманом, с мужем и с козлом. Потом довольному козлу перерезают горло, пьют кровь, а остаток наливают в кувшин. Женщина должна босиком по острым камням обойти вокруг скалы с кувшином на голове. Если она это сможет сделать, то беременность наступает. Осечек пока не было)))
В деревне Румсики проживает около пяти тысяч человек, серьезный населенный пункт. Впечатляющий фон деревне придают остатки давно потухших вулканов, отшлифованные ветром и дождем.
Местный гид провел нас по селу. Показал главные достопримечательности. Под этим деревом решаются все проблемы, возникающие в селе между соседями и родственниками. Это, так сказать, Лобное место.
Сарафанное радио сообщило, что "насары" приехали. Так в Камеруне именуют бледнолицых.
Понятно, что жители ждали туристов, поэтому, готовились встретить нас на высшем уровне с обязательными атрибутами гостеприимства. В первую очередь, капсики варят алкоголь. Это традиционный ритуал, практически, каждодневный для всех африканцев, где бы мы не были.
Напитком угощали щедро и полновесно, из одной посудины все должны были отпить. К чему санитария? Алкоголь не может быть заразным. ))
Совершенно случайно показали мастер-класс труженицы прядильного цеха по производству нитки из хлопчатника.
Что было в тазиках у местных кумушек - загадка.
Подтянулись вездесущие мальчишки с любопытными взглядами.
А вот и девочки, весьма симпатичные и нарядные. Кстати, о волосах. То, что у африканцев копна кучерявых волос - это отчасти миф. Обычно у них, практически, не растут волосы, а если растительность и появляется, то она похожа на короткие, ломкие волосы-холмики, которые отрастают не более чем на 10 см. Женщина с лысой головой считается особенно привлекательной.
Дети под руководством старшего спели хором какую-то песенку. Возможно, это был гимн Камеруна, где есть такие строки:
"О Камерун, обитель наших предков,
Что, защищавши родину, славны, -
Как будто солнце, знамя твоё светит,
Как знак горячей веры всей страны.
И Юг, и Север – все твои мы дети,
Восток и Запад – любим мы тебя.
Служить тебе – важней всего на свете,
Тебя храним мы, Родина, любя."
А в это время, пока мы развлекаемся, наши доблестные бодигарды несут нелегкую службу, все-таки, до границы с Нигерией всего 3 км!
Самый главный аттракцион- гадание на крабе. Этим занимается очень старенький дедушка. В одном кувшине (справа) у него сидит краб, в другом (слева) всякие черепки, на основании которых шаман делает вывод.
Мы стали думать, какой бы вопрос задать. Учитывая, что команда у нас была интернациональная, решили задавать вопросы, интересующие всех. Первый вопрос задал Леня из Днепропетровска:" Когда вернется Крым на Украину?"
Кладет этого членистоногого в левый полукувшин и закрывает его крышкой.
Дедушка снял крышку и сказал нашему переводчику одно слово. "Никогда". Леня, товарищ с юмором, заявил, что краб коррумпированный. Все посмеялись. Второй вопрос задали наши белорусы:"Будет ли Белоруссия и Россия общим государством?" Краб ответил: "Всегда".
За небольшую денежку можно было задавать частные вопросы на радость гадателю.
Гуляя по деревне, увидели еще один вид ручного творчества. Изготовление посуды из глины. При нас мастерица делала плошку, которая получилась коричневого цвета. На вопрос, как же ее покрасить в черный, гид рассказал следующее. Посуду обмазывают экскрементами животных и оставляют на солнце- через неделю из нее можно есть и пить... Желание купить пропало, промоутер из нашего африканского гида тот еще.
Жилище румсичан представляет из себя круглую хижину, сложенную из камня. Конусовидная крыша делается из жердей, покрытых соломой. Постройки соединены по две проходом и образуют один дом, вокруг всей территории выложен невысокий каменный забор.
В Камеруне по статистике на 100 тысяч населения приходится 19 врачей. А в Румсиках есть больница! Здесь можно сделать прививку от полиомиелита.
На ночевку он отвезли на турбазу, что находилась на окраине деревни.
Когда-то Румсики были местом активного паломничества туристов. Но сейчас все загибается: в домиках нет электричества и воды.
Моя поездка проходила в начале 2020 года, прямо перед пандемией, за прошедшие 5 лет ничего не изменилось в этих краях. Как, впрочем, и за сто лет, с того момента, как здесь побывал Андре Жид с красивым Марком Аллегре. Не удивлюсь, если окажется, что именно на этом матрасе они ночевали.
Постельное белье отсутствовало, как класс. Но я не боюсь таких условий, т.к. езжу подготовленная. У меня пошит своеобразный спальный мешок с капюшоном (из старого пододеяльника и наволочки). Заворачиваешься в него, как в кокон, и не страшны ни москиты, ни антисанитария.
Организаторы включили генератор, нас накормили сытным ужином; даже удалось порелаксировать на атмосферном диванчике.
Смеркалось.
Вечером к нам в отель прибыла фольклорная группа из деревни (подозреваю, что она образовалась за час до этого), чтобы скрасить наш послезакатный досуг.
Они исполнили 2,5 песнетанца: свадебный ,похоронный и про любовь. Первые два не отличались друг от друга ничем. А третий взял за душу. Наш гид перевел. Либретто такое: парень с девушкой полюбили друг друга, поженились и родили троих детей. Но вот, однажды, жена подходит к мужу, лежащему в тени под акацией, и говорит, что уходит от него к другому, более работящему мужичку. На что ее муж оптимистично отвечает, дескать, иди, только оставь мне мешок с арахисом. А коварная жена и ушла!! Но бонусом к мешку с арахисом оставила папашке троих детей. Вот такая грустная история.
Последняя песня про любовь так захватила нашу группу, что один из активных товарищей впечатлил публику нижним брейком.
А по утру мы покидаем гостеприимных капсиков, пожелав им туристического бума.
Следующая остановка была у племени, что живет на горе в лабиринте. А заправляет всем хозяйством султан, у которого 50 жен.
Если моя статья понравилась, не забудьте, что надо поставить лайк, а еще лучше написать комментарий и подписаться.
Читайте также:
Камерун. Племя дупа и мбороро - контрасты черного континента https://dzen.ru/a/ZgHG6CKqByS1KWGQ?share_to=link
Камерун. Племя кома- жизнь без проблем https://dzen.ru/a/ZbvEZE19ITWQPEG5?share_to=link
Такая разная Америка https://dzen.ru/a/Y7VgD4I8AQfqrjjy?share_to=link
Топ-10 водопадов мира, очаровавших меня https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/61eee102b33656465c223371
Африканский наив и самая большая фреска континента https://dzen.ru/a/Y6x8X-YoOGZ5_3bQ?share_to=link
Креативные памятники знойного континента https://dzen.ru/a/ZLVeoP_1Ymc4sPYF?share_to=link
Многоликая Африка: от мыса Доброй Надежды до диктатора-людоеда https://dzen.ru/a/ZJbq6lpxoWduk03P?share_to=link
Африканское турне. Камерун. Яунде-столица. День первый. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/606744ce4e1bd50949573de6
Камерун. Столица Яунде-день второй. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6069f214608d5c207363b5ac
Камерун. Нгаундере- провинция Адамава. День третий. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/606ca297756f3356708aba2d