Поиск вдохновения и идей для своего сада иногда может завести садовника в творческий тупик, из которого он чаще всего выбирается благодаря фотографиям и видео из интернета. Для этого отбираются интересные решения в блогах, электронных журналах, создается подборка в Pinterest. Другими словами, мы выбираем очень быстрый и короткий путь готового решения за счёт «видового кадра» или кадрирования. Сам по себе этот путь не плох и не хорош. Он просто есть.
Однако пространственно-оптические возможности кадра все же ограничены и зачастую он является лишь частью композиционной картины. При этом от нас ускользают необходимые элементы для создания единства композиции сада, его пространственной формы.
Можно попробовать отступить на шаг от привычного и попытаться черпать идеи не из «сосуда», а из «источника». И это не только природа. Неисчерпаемым источником вдохновения для садовника, его опорой для самобытных идей может быть живопись.
С давних времен сады и живопись были тесно связаны. Об их исторических хитросплетениях и влиянии друг на друга можно говорить часами. Между тем главное, что их всегда объединяло – это общие законы построения композиции.
Такие как: идея (целесообразность), единство и соподчиненность, композиционный центр и равновесие, симметрия и асимметрия, перспектива, а также соотношение элементов композиции: контраст-нюанс-тождество, ритм, пропорции, масштаб и т.д.
Со школьной скамьи нас учили понимать сюжет картины и ее эмоциональный посыл, который собственно и определяет наше восприятие работы художника.
Тем не менее, для мастера сада важно видеть не только сюжет и эмоции, но и за счет каких приемов и композиционных решений получился тот или иной эффект. И на основе увиденного развить свою оригинальную идею. Присмотритесь к своим любимым картинам, обратите внимание как выстроена в них перспектива, какие элементы композиции помогают держать единство, как выстроен композиционный центр, и вы найдете много интересных решений.
Мне нравятся работы русских живописцев второй половины XIX – начала XX века. На мой взгляд, это было время наивысшего рассвета, где сказочное и историческое переплеталось с лирикой и реализмом, происходило удивительное слияние жанровых и пейзажных начал, рождались новые идеи. Именно эти работы всегда помогали мне пройти «извилистыми тропинками» к источнику вдохновения. К сожалению, формат статьи не вместит тот объем информации как в «неформальной прогулке» по музею, однако я постараюсь показать на нескольких работах приемы и композиционные решения, которые возможно станут опорой для ваших самобытных идей.
Начну с удивительной работы Поленова «В парке. Место Вёль в Нормандии».
В основе простой и понятный сюжет, однако история не раскрывается зрителю до конца, художник позволяет её додумать. Настроение и эмоциональные переживания зрителя помогают в этом, создавая в воображении разные истории от нежной и романтичной, до грустной и меланхоличной.
Благодаря осознанной «недосказанности» возникает завеса таинственности, которая удерживает внимание и рассуждения зрителя. Нам хочется заглянуть за закрытые ворота, увидеть парк и всадников, которые спешились и прогуливаются по его дорожкам.
Эта «тайна невидимого» буквальна соткана из элементов, которые создают целостность композиционной идеи. Посмотрите, как виртуозно это выполнено.
На переднем плане внимание зрителя притягивают лошади – гнедой и белой масти, в полной упряжи́ и с разными сёдлами: дамским и английским. Для усиления эффекта «присутствия» художник использует еще один штрих-мягкий симметричный контраст между темным и белым. А сам композиционный центр картины в виде двух лошадей смещает немного вправо, так, чтобы корпус гнедой слегка закрывал зрителю вид за воротами, тем самым подогревая его любопытство. Чтобы воображение об уединенности вело зрителя дальше, появляются подсказки в виде закрытых ворот и прикрытой сиреневой дымкой линии горизонта, которая неслучайно находится в нижней трети картины. Благодаря этому создается впечатление глубины изображенного пространства и рождает интуитивное ощущение загадочности.
Тихий ритм контраста светлых и темных тонов первого и второго плана сливается с мотивом холодного голубого неба и теплых оттенков листвы на нем. И реалистичной, практически осязаемой становиться воздушная перспектива этой работы.
Видите, все объекты на картине гармонируют друг с другом и воспринимаются едино.
Как же зачастую этого не хватает нашим садам. Обычно в начале пути мы помним об этом, но в процессе создания теряем из вида. И все сводится к паре контрастных цветовых пятен с тремя повторами для связки.
Так из наших садов исчезает таинственность, которая затягивает зрителя, создает разнообразие впечатлений, стимулирует его воображение как на картине Поленова. Для этого важно помнить, что ландшафт не должен раскрываться сразу, сад должен разворачиваться по мере движения по нему, элемент за элементом, создавая иллюзию глубины и заманчивости. Для этого мы можем воспользоваться «подсказками Поленова» и вводить вертикальные акценты, с плавными переходами по высоте, задействовать частично перекрывающие друг друга объекты и конечно контрасты светлого и темного.
На последнем остановлюсь чуть подробнее, т.к. этот прием прекрасно воплощается в живописных полотнах и несколько корявенько в садах.
Когда мы решаем построить композицию на контрасте светлого и темного, важно соблюдать тональные группы и планы, иначе композиция потеряет организационную ясность. Каждый из планов может иметь небольшие тональные различия, которые в то же время не должны стирать различия между главными группами темного и светлого. И главное - реализуется это небольшой цветовой гаммой.
Примечание: Конечно, при создании такого контраста в саду необходимо учитывать освещение в разное время суток и времени года, но это тема отдельного рассказа.
Посмотрите, как продуманны тональные группы и планы в картине Бродского «Портрет жены Л.М. Бродской на террасе».
Это - поэзия и легкость. Доминирующий акцент темного и светлого виртуозен, как и у Поленова, он привлекает наш взгляд, стабилизирует его, позволяет ему отдохнуть и насладиться композицией. К слову, в своих садах мы порой так увлекаемся акцентами, что взгляд зрителя мечется между ними, вызывая внутреннее ощущение нестабильности и дискомфорта.
Когда композиция хорошо продумана, этого не происходит, наш взгляд будет двигаться именно так, как задумал мастер, выделив те элементы, на которые зритель должен обратить внимание и распознать основную идею.
Помните, как у Репина в картине «Негритянка». Сначала наш взор направлен на фигуру и лицо героини, уловив в них спокойствие и умиротворение. Мы подмечаем солнечные блики на ее лице и заманчивые переливы золота на длинных серьгах и ожерелье. Оно настолько реалистично написано, что рассматриваешь его бесконечно, хочется даже до него дотронуться.
Когда интерес к ожерелью слегка ослабевает, наш взор опускается вниз картины, притягиваемый отблеском золотого браслета и кольца.
Но эти элементы небольшие и уже отполированный медный кофейник овладевает нашим вниманием, восхищая рельефным рисунком чеканки. И последний штрих, словно колокольчик в симфонии №7 Шостаковича - яркий всплеск солнечного блика на позолоченном кантике маленькой чашки. И это лишь часть конструктивных связей, создающих композиционную целостность в этой картине.
Кстати, вы заметили, что расставленные акценты чередуются в своеобразном ритме, это делает внимание зрителя устойчивым, сохраняя его высокую степень интереса. Используя этот прием в композиции сада, можно не только работать с вниманием зрителя и улучшить композиционную структуру, но и добавить динамики в пейзаж с меняющимся сезонным эффектом, который можно усилить с помощью контраста текстуры, формы и цветовых пятен.
Контраст цветовых пятен очень притягателен для сада, но решив его применить, важно помнить, что в зависимости от светлоты, насыщенности и площади цветового пятна сила воздействия может меняться.
Для примера мы вновь обратимся к работе Ильи Ефимовича Репина «Портрет Н.П. Головиной».
Вернее, к одному из элементов портрета – это зеленый жупан с красными кисточками, в который одета девушка. Это классическое цветовое сочетание, только соотношение пропорций красного к зеленому не равное. Красный представлен в предельно минимальном количестве. Но несмотря на это, для зрителя небольшие штрихи-кисточки «звучат» сильнее и энергичнее, чем зеленый фон. Даже их количество визуально кажется больше.
В садовой практике это иллюзорное свойство цвета (симультанный контраст) может прийти нам на помощь, когда нужно небольшим количеством растений создать яркие и впечатляющие акценты.
Продолжая рассказ об особенности контраста цветовых пятен мы обязательно должны обратиться к работам Малявина. Он хорошо чувствовал соотношение размера цветовых пятен, их форм, очертаний, характера цвета и его интенсивность. Малявин умело создавал тонкое единство композиции благодаря контрастным уровням насыщенности одного оттенка, например, красного.
В его картине «Пляшущая баба» красный – доминирующий, мощный, экспрессивный и масштабный. В этой работе тоже присутствует контраст с зеленым, но в этом случае он не только усиливает насыщенность красного, но и участвует в создании иллюзии глубины и движения. Все благодаря двум контрастам: холодного тона с теплым и теплого тона с теплым.
Дело в том, что теплые оттенки красного цвета на фоне холодного зеленого создают ощущения «движения на зрителя», а на теплом оранжево-желтом красный наоборот «отступает от зрителя». И несмотря на то, что по всему полотну оттенки то увеличиваются по площади, то уменьшаются, изменяют насыщенность и яркость, эти эффекты сохраняются. Это благодаря их сочетанию мы видим пластику движения танца: наклон назад танцующей фигуры, изгиб ее талии, движение ткани.
Кроме того, здесь отчетливо заметна особенность нашего зрения -воспринимать большие области цвета более насыщенными, чем площади меньшего размера (речь о спектре в целом). А с помощью грубой текстуры «стремительного напора вихревого мазка» Малявина, интенсивность цвета сохраняется и на более дальнем расстоянии при рассмотрении.
В другой его работе «Портрет Александры Балашовой», посвящённой знаменитой балерине, он соединяет большие размашистые мазки с почти невесомыми линиями, легкими штрихами и ажурной прорисовкой деталей.
Тонкая текстура органзы палантина, струящееся шелковое платье изящно подчеркивают грациозность позы модели и имеют максимальную насыщенность, но лишь вблизи. Стоит нам отойти чуть дальше на расстояние, и мы начинаем замечать, что детали и цвет становятся расплывчатыми, менее яркими и глубокими, в отличии от выступающего вперед насыщенного контрастного фона.
Эта специфика визуального восприятия тонкой и грубой текстуры на расстоянии при создании цветовых пятен в саду должна уберечь мастера сада от ошибок. Например, для создания мощного ярко-розового пятна в глубине сада, лучше выбрать растения с крупными цветами и махровой формой. Растения с тонкой фактурой соцветий для этой задумки не подойдут, расстояние сделает их тусклыми и невыразительными. В тоже время, если по композиционному замыслу сада необходимо придать сильную эмоциональную ноту, как это сделано в портрете балерины, продумайте выгодные видовые точки для этого решения.
Главное, чтобы все выбираемые нами приемы, эффекты, контрасты были подчинены единому смыслу, композиционной целостности. Хочется, чтобы было меньше «клиповых садов», где много небольших композиций, иногда неплохих по содержанию, но абсолютно не связанных между собой, садом и архитектурой. Или шаблонных, однотипных, вызывающих безразличие, где сама идея сада тоже типовая.
Дерзайте, вокруг столько интересных идей!
Хорошего Вам настроения!