Окно способно стать украшением дома благодаря не только обрамляющей конструкции, например диковинному резному наличнику, но и красочному панно из стекла. Театр света, когда через цветную композицию проходят солнечные лучи, захватывает дух. Есть в этом даже что-то неземное. Витражи — не просто декор, а целое искусство, насладиться которым можно и во Владимире. «Ключ-Медиа» собрал пять точек на карте областной столицы, где находится хрупкая красота.
Примечательно, что по-настоящему старинных образцов нам отыскать не удалось. Экскурсовод Владимир Новиков объясняет, почему:
«Витраж во все времена являлся дорогим удовольствием и при этом непрочным. А в нашем климате еще и не практичным: обогреть комнату, где есть огромное цветное стекло в качестве окна, сложно. Так что оно не получило сильного распространения в Средневековье, да и в XIX веке редко встречалось даже в столицах.
Однако велика вероятность, что витражи в городе знали задолго до того, но крепко-накрепко забыли. Во время раскопок между Дмитриевским собором и Рождественским монастырем (территория бывшего сада дома губернатора, сейчас за забором ВГТРК. — Прим. ред.) нашли домонгольский культурный слой XII — XIII века, а в нем много чего интересного, — продолжает наш собеседник. — В том числе фрагменты цветных стекол. Это позволяет предполагать, что в древнем Владимире окна белокаменных храмов и княжеских палат были весьма яркими. Однако из-за того, что сохранились лишь очень небольшие элементы, ничего конкретного о сюжетах сказать нельзя».
Самый миниатюрный витраж
Цветные композиции пользовались популярностью в храмах, и во Владимире любопытный декор тоже нашелся в доме Божьем, а именно костёле. Рассматривая здание католической церкви святого розария Пресвятой Девы Марии, причем лучше изнутри, можно заприметить наверху небольшое круглое окошечко с красочным узором. Когда и как он там появился, точно сказать нереально, однако настоятель, отец Сергий Зуев, поделился с нами своим видением:
«Достоверных данных о существовании витража в храме до его закрытия в 30-е годы, к сожалению, нет. В тот период он перестраивался: звонницу превратили в ретрансляционную вышку, а общую площадь, где проходили богослужения, разделили балками на два жилых этажа. Наверху пробили окна: на это намекает более светлый кирпич по периметру всего здания, в том числе в апсиде, алтарной части, где находится цветная композиция.
После войны началось расселение, и в конце 70-х — начале 80-х постройка опустела. Горсовет решил использовать ее как концертно-выставочный зал. Балки убрали, окна наверху заложили. Можем предположить, что как раз в 80-е по государственному проекту и восстановили витраж, а дооформили уже в 1991 году, когда церковь передали общине».
В окошке не просто символ. По словам настоятеля, там лилия — знак непорочности Пресвятой Девы Марии. А солнечный луч, проникающий через панно, приобретает символическое значение.
Самый сказочный
Персонажи из цветного стекла поселились во Владимирском областном театре кукол, причем появились они там не так давно. Например, жар-птица приземлилась на окошко в 2011 году. По предположению сотрудников, волшебный зверь с круглым яблочком в лапке соотносится с образом двуглавого орла со скипетром и державой. Сравнение интригует! Найти красавицу можно на лестничном пролете.
А в коридоре над аквариумами расположились царевна и добрый молодец, играющий на гуслях, вероятно, сам Садко. В формате витража их поместили туда около восьми лет назад. Композиции красиво подсвечиваются изнутри.
Также декор из стекла украшает дверь по соседству. На ней изображен красивый летний сюжет с цветами и стрекозами.
Яркие орнаменты отыщутся и на окнах в уборных. Факт: такой декор способен преобразить любое помещение.
Самый средневековый
В музее «Старая аптека» есть на что посмотреть, но мы заглянули полюбоваться именно стекольными композициями. Их здесь много: буквально каждое окно и даже одна из дверей украшены картинами в технике росписи под витраж. Ее особенность в том, что полотно делится на фрагменты выпуклым контуром, по которому заливается краска. Автор сих произведений художник Дмитрий Холин, из чего следует, что орнаменты и сюжеты хоть и на средневековую тематику, но современные.
Как поясняет заведующая Светлана Беляева, вдохновением послужили в том числе работы в базилике Санта-Мария Новелла во Флоренции. Именно с ней сотрудничал владимирский музей на момент своего создания в 16 — 17 годах XXI века.
«Почему витражи были важны аптекам? Тогда они представляли собой богатые салоны с соответствующим антуражем, подобные композиции из стекла добавляли эстетики. Также они затемняли помещение, где хранились лекарственные средства, защищая их от прямых солнечных лучей. Кроме цветочных орнаментов у нас присутствуют сюжеты, посвященные временам рыцарей. Прослеживается классическая идея о средневековых аптеках в Западной Европе XII — XIII веков — ниточка, связывающая нас с итальянской базиликой».
Кстати, еще один занятный вариант имитации витража (при создании использовалась калька) спрятался в буфете, привезенном из Западной Европы. Светлана раскрыла для нас тайник, позволив взглянуть на любопытное украшение внутренности предмета мебели, подчеркивающее статус владельца.
Самый модерновый
Витражное стекло в Музее хрусталя воспринимается как вполне очевидная деталь. Где же ему еще быть! Хрупкая и изящная экспозиция предметов великолепно соотносится с цветными окнами необычной вытянутой формы под куполом здания (31 метр в высоту!). Впрочем, назвать данное решение классическим видом витража, наверное, все-таки нельзя. Тут настоящий модерн.
«Композиции появились во время ремонта здания, когда оно переходило в руки музея — это начало 70-х, — говорит старший научный сотрудник Ольга Гагина. — Тогда же приняли решение, что постройка остается, ведь после появления театра шедевр из красного кирпича хотели убрать с площади. Но вмешалась общественность, привлекли даже Владимира Солоухина. Возможно, даже близость к Золотым воротам повлияла на итог. В любом случае Троицкий собор сохранили, а 1 мая 1974 года в нем открылась первая выставка».
Скорее всего, в момент ее формирования и появилась композиция под витраж, правда, кто является ее автором, точно неизвестно.
«Сама Алиса Аксенова (директор ВСМЗ с 1960 по 2010 год. — Прим. ред.) была большой выдумщицей, прогрессивно смотрела в будущее, искала нестандартные ходы. Могла она предложить либо художник, который занимался первой экспозицией, — москвич Андрей Гравес».
Отказ от стилизации окон позволяет им выглядеть актуально и по сей день. Сейчас это яркая доминанта на белом фоне, причем со смыслом. Окно, выходящее на юг, заполнено более теплыми оттенками, в северном преобладает холодная гамма.
Самый масштабный
Коренные владимирцы наверняка хорошо осведомлены о главном украшении автовокзала: если свернуть у касс и пойти вниз по лестнице, обязательно наткнешься на витражное чудо внушительных размеров, да не одно. Увы, когда композиции там появились, не решается сказать даже экскурсовод Владимир Новиков. По его предположению, их сделали в момент постройки здания в 1991 году. На панно можно различить главные архитектурные символы Владимира, а также сцены ратных сражений. Жаль, что освещается в помещении лишь одна картина, остальные меркнут без солнечных лучей.
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк!
Подписывайтесь на telegram-канал «Ключ-Медиа» – интернет-журнала о жизни во Владимире без политики и происшествий.