Мы брали паузу в несколько месяцев, чтобы вновь вернуться к рубрике «Разоблачение мифов». Раньше у нас выходили тексты о прививках, антибиотиках и дальтонизме, а сегодня затронем тему неверного представления о собственных возможностях.
В начале XX века в популярную культуру проникла идея, что люди используют только 10% возможностей своего мозга. Её часто цитируют в фильмах, книгах по самосовершенствованию и мотивационных речах. Современная нейронаука полностью опровергает такое заблуждение, доказывая, что человеческий мозг гораздо более активен и сложен. Объясняем, откуда взялся этот миф и при чём здесь нейропластичность.
Рождение легенды
Считается, что утверждение про 10% распространилось в обществе после выхода книги американского педагога и мотиватора Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Даже те, кто не дочитал саму книгу, прекрасно запомнили предисловие. В нём приводилась цитата профессора Уильяма Джеймса из Гарварда, который утверждал: обычный человек развивает только около 10% умственных способностей. Откуда профессор взял именно это число, неизвестно, но читатели ему поверили.
Ранние исследования мозга только укрепили эту точку зрения. В 1930-х годах нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд проводил операции на мозге пациентов с эпилепсией в Монреальском нейрохирургическом институте. Он использовал электрическую стимуляцию коры мозга, чтобы определить, какие участки отвечают за движение, ощущение и восприятие. Во время работы Пенфилд обнаружил, что стимуляция определённых участков вызывала специфические реакции, в то время как другие области не давали видимого эффекта.
Учёный предположил, что некоторые части мозга не используются или неактивны.
В середине XX века, когда психология и нейронаука только развивались, многие популярные журналы и книги по самосовершенствованию начали распространять этот миф. Со временем идея стала всё более популярной, несмотря на отсутствие научного обоснования.
Секреты нейровизуализации
И всё же более поздние исследования мозга и методы нейровизуализации расставили всё по своим местам. Функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография позволили учёным наблюдать за активностью мозга в режиме реального времени. Они доказали, что практически все его области используются, даже когда мы находимся в состоянии покоя или выполняем элементарные задачи.
Разные части мозга отвечают за разные функции.
Например, затылочная доля обрабатывает зрительную информацию, лобная доля отвечает за принятие решений и рассуждения, а гиппокамп критически важен для формирования памяти. Каждая функция, будь то осознанное мышление, автоматическая регуляция жизнедеятельности организма или творческая активность, требует работы различных участков мозга в тесном взаимодействии друг с другом.
Болезни, затрагивающие даже небольшую часть мозга, могут иметь серьёзные последствия, например, жертвы инсульта могут терять способность говорить, двигаться или запоминать новую информацию. При использовании только 10% возможностей мозга таких эффектов не наблюдалось бы.
Новые нейронные связи
Одним из самых важных открытий современной нейронауки является концепция нейропластичности — способность мозга к перестройке благодаря формированию новых нейронных связей на протяжении всей жизни. Эта адаптивность позволяет мозгу компенсировать травмы, приспособиться к новым условиям и осваивать самые разные навыки даже в зрелом возрасте, например, сохранять способность к изучению иностранного языка или освоению музыкального инструмента.
Фактически, нейропластичность — это один из самых сильных аргументов против мифа о 10%. Благодаря ей мозг превращается в динамичную и адаптивную систему, постоянно работающую над обработкой информации, решением задач, улучшением наших навыков и способностей.
Узнать больше об анатомии человека можно на курсе нашей онлайн-школы для 9-го класса. Запись открыта до 15 февраля.
Остальные курсы по биологии и другим предметам доступны по ссылке. Изучайте расписание и планируйте обучение до конца года!