Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

Папина радость: на Шаляпинском ждут звезду Ватикана и лучшего певца 1998 года

«Фестиваль голосов» в Казани окончательно превратился в фестиваль одних и тех же голосов «Многолетнее прокатывание давнего спектакля кажется все-таки показателем архаичности», — говорят эксперты «БИЗНЕС Online», анализируя афишу 43-го Шаляпинского фестиваля, начинающегося сегодня в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля. Но стартует оперный форум все же с премьеры — хрестоматийной «Кармен» Бизе в версии итальянского режиссера Марко Гандини. За плечами постановщика нет громких авторских свершений, так что в Казани его представляют прежде всего в качестве «помощника Франко Дзеффирелли». О том, как самой ожидаемой певицей форума стала экс-супруга Ильдара Абдразакова, почему накануне своего 60-летия тенор Ахмед Агади споет на фестивале 6 раз и что за специалиста так не хватает Шаляпинскому, — в материале «БИЗНЕС Online». «Актуальный оперный фестиваль и отчетное мероприятие театра, гордящегося своими достижениями в виде ежегодно повторяемых постановок, — это не одно и то же», — констат
Оглавление

«Фестиваль голосов» в Казани окончательно превратился в фестиваль одних и тех же голосов

«Многолетнее прокатывание давнего спектакля кажется все-таки показателем архаичности», — говорят эксперты «БИЗНЕС Online», анализируя афишу 43-го Шаляпинского фестиваля, начинающегося сегодня в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля. Но стартует оперный форум все же с премьеры — хрестоматийной «Кармен» Бизе в версии итальянского режиссера Марко Гандини. За плечами постановщика нет громких авторских свершений, так что в Казани его представляют прежде всего в качестве «помощника Франко Дзеффирелли». О том, как самой ожидаемой певицей форума стала экс-супруга Ильдара Абдразакова, почему накануне своего 60-летия тенор Ахмед Агади споет на фестивале 6 раз и что за специалиста так не хватает Шаляпинскому, — в материале «БИЗНЕС Online».

   В этом году Шаляпинский фестиваль начинается в последний день января, а закончится уже в первых числах весны. В основной программе — 11 показов спектаклей и концертных представлений оперных шлягеров, а также два гала-концерта.   
Фото: Андрей Титов
В этом году Шаляпинский фестиваль начинается в последний день января, а закончится уже в первых числах весны. В основной программе — 11 показов спектаклей и концертных представлений оперных шлягеров, а также два гала-концерта. Фото: Андрей Титов

Архаика, возведенная в культ

«Актуальный оперный фестиваль и отчетное мероприятие театра, гордящегося своими достижениями в виде ежегодно повторяемых постановок, — это не одно и то же», — констатирует музыкальный критик Елена Черемных, размышляя о стартующем сегодня в Казани 43-м по счету Шаляпинском фестивале. В этом году он начинается в последний день января, а закончится уже в первых числах весны. В основной программе — 11 показов спектаклей и концертных представлений, а также два оперных гала-концерта.

«Мой опыт наблюдения за Шаляпинским фестивалем упирается в проблему показа одних и тех же постановок, — продолжает Черемных. — Например, перенесенная из Большого театра постановка „Бориса Годунова“ 1940-х замечательно подходит для ознакомления с образцовым „большим стилем“, но многолетнее прокатывание давнего спектакля кажется все-таки показателем архаичности. Архаикой, как мне кажется, отдает и концепция Шаляпинского фестиваля, которая сосредотачивает публику на выступлениях ведущих солистов из столичных театров. Но дело в том, что такой тип работы с приглашенными солистами примерно с 1990-х стал в театрах обычной штатной ситуацией, а вовсе не фестивальным феноменом».

Действительно, концепция смотра неизменна, в ее основе знакомый набор в виде репертуарных «Бориса Годунова», «Пиковой дамы», «Тоски», «Трубадура», «Мадам Баттерфляй» и более редкого гостя в афише фестиваля, «Сююмбике» Резеды Ахияровой. Хотя справедливости ради заметим, что и чего-то новенького больше, чем обычно. Помимо одной полноценной премьеры — это новая версия оперного суперхита всех времен, «Кармен» Жоржа Бизе, — представят концертную версию «Манон Леско» Джакомо Пуччини, а также «Реквием» Джузеппе Верди.

   Сцена из оперы «Борис Годунов». Фото: «БИЗНЕС Online»
Сцена из оперы «Борис Годунов». Фото: «БИЗНЕС Online»

«Любой оперный фестиваль мне видится событием, предъявляющим новые постановки, новые взгляды на известные сочинения, которые театры регулярно обновляют („Травиата“, „Риголетто“, „Евгений Онегин“ и т. д.), но, как правило, фестивалям нужны и „деликатесы“: либо забытые или редко исполняемые оперы, либо новые современные оперы, — продолжает Черемных. — Именно тогда зрители не просто „потребляют“ наизусть знакомую музыку, уютно расположившись в кресле, а в антракте пьют шампанское, но получают „интеллектуальный ожог“, приобщаясь к новому, неожиданному, чему-то небывалому, но отчего-то важному персонально ему. Ну кто станет ездить на Зальцбургский оперный фестиваль или в Пермь на Дягилевский фестиваль, если ему там будут десятилетиями показывать одно и то же или одних и тех же!»

Однако политика руководства Казанской оперы далека от попыток нанесения «интеллектуальных ожогов». И даже попытки как-то всерьез разнообразить программу форума выглядят не слишком последовательно. К примеру, в прошлом году в дополнение к спектаклям была целая серия концертов камерной музыки в ГБКЗ им. Сайдашева, включая замечательный вечер с некогда неудачно прослушивавшейся в театр им. Джалиля, а сегодня поющей в «Метрополитен-опера» Айгуль Хисматуллиной, исповедовавшейся в русских романсах, а также Артуром и Эльзой Исламовыми. На этот раз параллельную программу сократили до одного концерта «Искры современности», где в исполнении хора и артистов оркестра ТАГТОиБ прозвучат камерные опусы топовых действующих композиторов — Леонида Десятникова, Павла Карманова, Эльмира Низамова и др.

   «Вероятно, фестиваль будет интересен тем людям, которые купят билеты за хорошие деньги, сходят в театр и расскажут знакомым, что, мол, выбрались на Шаляпинский фестиваль».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Вероятно, фестиваль будет интересен тем людям, которые купят билеты за хорошие деньги, сходят в театр и расскажут знакомым, что, мол, выбрались на Шаляпинский фестиваль». Фото: «БИЗНЕС Online»

«Фестиваль неизбежно превращается в праздник формального типа»

«Когда же фестивальная афиша якобы концептуально неизменна, то фестиваль неизбежно превращается в праздник формального типа, — констатирует критик Черемных, много лет наблюдающая за оперной жизнью в столице РТ. — Вероятно, он будет интересен тем людям, которые купят билеты за хорошие деньги, сходят в театр и расскажут знакомым, что, мол, выбрались на Шаляпинский фестиваль. А на вопрос, что там произошло нового и что их потрясло, скажут: приехала хорошая Кармен из Петербурга или хороший Герман из Москвы».

Однако наша собеседница добавляет, что разговор об оперных спектаклях может быть куда более серьезным, чем обсуждение новых солистов в старых постановках. «Сейчас в Гамбурге Дмитрий Черняков поставил „Ариадну на Наксосе“ Рихарда Штрауса, — приводит она свежий пример. — Так вот, меломаны из Москвы и Европы буквально сорвались на эту премьеру, потому что, казалось бы, замороченное, оторванное от реальности либретто режиссер превратил в нечто необходимое нам сегодня, рассказав о разрушении жизни, катастрофизации семьи. Вот для чего существует оперный театр: чтобы, даже зная каждую ноту той или иной оперы, люди почувствовали связь этой оперы с их собственной жизнью».

Впрочем, имя самого знаменитого российского режиссера («БИЗНЕС Online» делал с ним большое интервью в 2016-м), способного стряхнуть пыль с любого оперного шлягера, — в его «Руслане и Людмиле» в Большом театре одну из своих самых знаменитых ролей сыграла Альбина Шагимуратова, а со «Снегурочки» в Парижской опере началась большая карьера Аиды Гарифуллиной — для Шаляпинского фестиваля скорее ругательное.

Скажем, в образовательной программе форума лекции и встречи почему-то проходят не в театре им. Джалиля перед спектаклями, а в Нацбиблиотеке РТ, словно рассчитаны на другую аудиторию, а не на зрителей Шаляпинского, есть выступление критика Александра Матусевича. Этот автор много лет последовательно критикует все постановки Дмитрия Чернякова в лучших оперных домах мира. Зато один из своих опусов о спектаклях в Казани назвал «„Ла Скала“ на Волге».

Итальянцы в городе

Впрочем, на этот громкий и подобострастный заголовок можно посмотреть и по-другому. Дело в том, что сегодня много говорят о кризисе оперных театров в Италии и о том, что сейчас за лучшими в мире спектаклями и голосами нужно лететь скорее в Париж или Мюнхен, чем в Милан. Символично, что именно в последние годы театр им. Джалиля буквально потянуло к итальянским постановщикам: опера «Севильский цирюльник» от Бепи Морасси, балет «Грек Зорба» от Лорки Мясина. И вот наконец «Кармен» от 58-летнего режиссера Марко Гандини, премьерные показы которой состоятся сегодня и завтра.

«В чем-то это даже демонстративный шаг, — сказала „БИЗНЕС Online“ музыкальный критик Юлия Бедерова. — Присутствие иностранного имени в афише показывает, что российское искусство не находится в изоляции. В этом сезоне многие отечественные театры пытаются пригласить иностранцев, так как многие российские режиссеры, работавшие в начале 2020 годов, сейчас недоступны. Кто-то уехал, кто-то не работает по разным причинам. Творческое поле заметно сузилось, поэтому театры пытаются разнообразить свои возможности».

Вообще, даже удивительно, что опера Бизе, одна из самых известных и популярных в истории жанра, а значит, хорошо продаваемых, несколько лет отсутствовала в репертуаре театра им. Джалиля, где хорошо умеют считать деньги. Хотя предыдущая казанская «Кармен», пестрый и малоинтересный спектакль, где в оперной режиссуре себя попробовал балетмейстер Георгий Ковтун, еще смутно присутствует в памяти.

Сделать новую версию ТАГТОиБ пригласил целую группу итальянцев. Над казанской «Кармен» Гандини работал со своей постановочной командой — сценографом Итало Грасси и художником по костюмам Анной Биаджотти. Причем режиссера в Казани позиционируют как «помощника Франко Дзеффирелли», словно работа с выдающимся мастером делает любого подмастерья ровней.

На декорации «Кармен», судя по сайту госзакупок, потратили 14 млн рублей, гонорар постановщика составляет больше 4 млн, не поскупились даже на художника по костюмам — 2,5 миллиона.

При этом послужной список Гандини гораздо скромнее, это типичный европейский режиссер третьего ряда со скромными амбициями и отсутствием собственного авторского почерка, в общем, как и любят в театре им. Джалиля. В его творческом багаже классические спектакли в провинциальных театрах Италии и Франции или, например, Национальной опере Эстонии. В 2012 году он поставил «Трубадура» Верди в московской «Новой опере». Эта постановка до сих пор идет в театре, но, судя по отзывам критиков, откровения не случилось. Эксперты назвали спектакль «по-хорошему традиционным», посоветовав вести на него «детей и ретроградов».

«Я бы ожидала от Гандини спокойного среднестатистического европейского нерадикального подхода с некоторой условной взаимосвязью между современностью и традицией, — прогнозирует Бедерова. — Сейчас такая манера в российских театрах становится доминирующей. А вот станет ли такой спектакль событием фестиваля, во многом зависит от взаимодействия между его участниками».

   Через месяц Агади исполнится 60 лет, и за тенора Мариинского театра можно просто порадоваться — ведь он до сих пор в строю.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Через месяц Агади исполнится 60 лет, и за тенора Мариинского театра можно просто порадоваться — ведь он до сих пор в строю. Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается состава солистов, то Кармен должны по очереди спеть Екатерина Сергеева из Мариинки, которая давно исполняет в Казани весь репертуар для меццо-сопрано, и солистка «Новой оперы» Анастасия Лепешинская, в ее скромном послужном списке работа в Красноярске и Челябинске.

Белкантовая партия Дона Хосе за знакомыми казанской публике египтянином Рагаа Эльдином и Ахмедом Агади. Через месяц Агади исполнится 60 лет, и за тенора Мариинского театра можно просто порадоваться — ведь он до сих пор в строю. А вот Эльдин, завсегдатай итальянских театров средней руки, на «Богеме» год назад в театре грешил неровным звуком и нестабильностью опоры.

«Партия Кармен требует огромного вокального и актерского напряжения, тесного взаимодействия музыкального руководителя спектакля, режиссера и солистов, — подчеркивает Бедерова. — Если оно случается, то „Кармен“ получится. Порой замечательный результат приносит процесс выращивания солиста в собственном театре. Например, в Перми выросла яркая, неординарная Кармен Наталия Ляскова. Когда в труппе растет свой солист, это зачастую интереснее, чем приглашение готового артиста, который на постоянной основе поет партию в другом спектакле с другим дирижером, в этом случае кубик Рубика не всегда сходится». За «кубик Рубика» на Шаляпинском отвечает опытный дирижер из Большого театра Антон Гришанин.

27 лет не срок

Если говорить о других спектаклях в афише, то стоит вспомнить, что Шаляпинский фестиваль позиционирует себя как «фестиваль голосов», хотя на деле давно превратился в фестиваль одних и тех же голосов. Достаточно сказать, что едва ли не единственным свежим именем для форума последних лет выглядит появление знаменитой Ольги Бородиной в партии Графини в «Пиковой даме». Но, на минуточку, экс-супруга Ильдара Абдразакова уже разменяла 7-й десяток.

В остальном же за редким исключением все те же и все там же. Например, бас Михаил Казаков появится в «Реквиеме», «Борисе Годунове», «Трубадуре» и двух гала-концертах. Уже упомянутая меццо Сергеева споет в «Кармен», «Сююмбике», «Жизни за царя» и двух гала-концертах. Почти 60-летний тенор Агади все еще незаменим в «Кармен», «Сююмбике», «Тоске», а также «Манон Леско» и двух гала-концертах. Как тут не вспомнить еще раз, что в биографии певца на сайте Мариинки указано, что он стал лучшим певцом Шаляпинского фестиваля в… 1998 году (тогда журналисты определяли своего лауреата). С того времени прошло 27 лет.

Еще одна нынешняя фаворитка руководства ТАГТОиБ — сопрано Светлана Касьян, заявленная в «Реквиеме», «Манон Леско», «Тоске» и финальных гала-концертах. Импозантная дама, получившая орден из рук папы римского (ее муж входит в команду папы Франциска), во время прошлогоднего дебюта на фестивале разочаровала в «Аиде» расшатанным вибрато, стреляющими верхами и невнятными низами.

И все же главная проблема Шаляпинского фестиваля, конечно, не в певцах или не в меняющемся из года в год пуле критиков, раздающих дифирамбы руководству Казанской оперы. Дело в отсутствии новых идей. «Связь между оперным искусством и окружающей нас жизнью может предъявить и современная, и консервативная постановка, если к ней по-умному приобщить талантливого режиссера/дирижера, а еще лучше — если ее поручить грамотному куратору, — говорит Черемных. — Куратор — тот, кто собирает команду постановщиков и исполнителей, придумав концепцию, своего рода точку зрения на спектакль. Конечно, нужен баланс между классическими и современными спектаклями. Необходимо понимать „инструменты“, с помощью которых в театр будет привлекаться не только возрастная, но и молодежная публика. Такого диалога Шаляпинскому фестивалю, очевидно, не хватает. Поэтому, наверное, стоит пожелать театру и его фестивалю современных креативных талантливых людей, способных вдохнуть в Шаляпинский фестиваль новую жизнь».

Анастасия Попова, Айрат Нигматуллин

Пение
3339 интересуются