В мире моды заимствования идей - не редкое явление, и здесь всегда очень тонкая грань между вдохновением и откровенным плагиатом. Бренды массмаркета, стремящиеся к максимальной прибыли и быстрому обороту, часто прибегают к практике копирования моделей от известных модных домов и люксовых брендов. Эта практика скрывает в себе множество нюансов и потенциальных рисков.
Дело в том, что прямое копирование – это не просто эстетическое заимствование, это плагиат, серьёзное нарушение авторских прав, способное нанести ущерб репутации бренда-нарушителя. В современном мире, где социальные сети играют ключевую роль, скрыть подобные заимствования практически невозможно. Даже крупные бренды, обладающие значительными ресурсами, стараются избегать откровенного копирования. Быстрая реакция общественности в соцсетях может мгновенно превратить потенциальную прибыль в репутационный кризис.
Однако грань между вдохновением и плагиатом чрезвычайно тонка. Дизайнеры часто используют фразу "вдохновлялся архивной коллекцией", чтобы завуалировать явное сходство с уже существующими моделями. Эта формулировка будто бы отодвигает обвинения в плагиате, представляя как собственную творческую разработку.
Поэтому вопрос о том, как модные бренды воруют идеи друг у друга, не имеет однозначного ответа. Грани между вдохновением, имитацией и плагиатом размыты. Рассмотрим несколько примеров, где предлагаю вам найти отличия между очень похожими моделями.
1. В новой коллекции Jean Paul Gaultier весна 2025 под названием «Кораблекрушение» всплывает из морских глубин платье-оммаж Ариэль из мультфильма «Русалочка». Образ очень запоминающийся, сложно не узнать эту перетягивающую платье веревку.
P.S. Оммаж- подражание, дань уважения творцу в любой области.
2. Ким Кардашьян на красной дорожке Met Gala в 2023 году в платье Schiaparelli и Tamara Ralph Haute Couture в новой коллекции весна/лето 2025. Те же жемчужные многослойные нити на шее и бедрах и корсет - узнаваемый образ.
3. Сара Бертон в новой коллекции Givenchy осень-зима 2025 продемонстрировала то, что уже когда-то было. Но плагиатом это вроде бы и не назовешь, так как отсылка на прошлые работы основателя бренда Юбера де Живанши. Это желтое платье в стиле babydoll - новый взгляд на аутфит из коллекции haute couture 1958 года!
4. В вышеуказанной коллекции Givenchy была скопирована не одна модель с архивных образцов 50-х годов. Вот такой скульптурный галстук-шарф нашелся в коллекции от кутюр Живанши 1952 года.
5. А также на февральском показе мод Givenchy повторил концепцию пальто, надетых задом наперед. Этот дизайнерский подход был использован Юбером де Живанши в конце 50-х и начале 60-х годов.
6. С этой же Парижской Недели моды в копировании (плагиате, черпании вдохновения) попала коллекция Харриса Рида для Nina Ricci. Меховая горжетка выглядела, как будто взятая из коллекции YSL осень-зима 2003, даже ленточка тоже синяя. И подобное совпадение вызывает вопрос, где граница между вдохновением и копированием?
7. И еще одна реинкарнация Saint Laurent 2003 года на недавнем показе Nina Ricci осень-зима 2025. Тот же цветной бархатный жакет приталенного силуэта, та же акцентная из контрастной ткани завязка на бант.
А следующее копирование может вызвать недоумение, ведь вдохновителем для многих Модных домов стало лицо без определенного места жительства, которого звали Славик (с 2013 года он исчез с поля зрения). Фотограф Юрий Дячишин во время случайных встреч наблюдал на улицах Львова бездомного, который почти каждый раз был в неповторяющейся одежде, что было очень странно для такого лица. Дячишин создал фотопроект в запрещенной соцсети Slavik's Fashion, где за 2011-13 года было показано около 100 фотографий модного бомжа Славика.
После того, как портреты Славика от Дячишина появились в сети, модные журналы, включая Vogue, обратили на них внимание. Эстетика уличной одежды Славика была непохожа ни на что, виденное ранее, смешивая секонд-хенд и самодельные вещи в авангардные образы, которые вдохновили подиумы высокой моды. В первую очередь обратил внимание модный дом Balensiaga.
8. Бренд Balenciaga осень-зима 2017- найди отличия!
9. Ох, сколько нелестных отзывов было о бомжеватой одежде Balenciaga - и мешковата, и грязновата. В коллекции весна-лето 2021 это явно демонстрируется.
10. Многослойный "бутерброд" из штанов - шорты и джинcы поверх штанов - какая прелесть! Все это есть у Balenciaga 2018.
11. Slavik's Fashion вдохновил многих дизайнеров (но не все в этом признаются). В частности, проект стал источником вдохновения и для Vetements при создании их первой мужской коллекции в 2016 году, о чем они упомянули в журнале Vogue Paris.
Slavik’s Fashion 2012 с изображенными героями "Титаника" на худи и Vetements весна-лето 2016 год.
12. И если в первый раз Vetements упомянули Славика в интервью журнала Vogue Paris, то в очередной коллекции, вышедшей под брендом VTMNTS 2022, они уже опустили эту ремарку. Но некоторые вещи словно копипаста из Slavik's Fashion.
VTMNTS весна-лето 2022 и Slavik's Fashion 2012
Удивительное дело, но проект «Мода Славика» - невероятная история, не имеющая аналогов, ведь она не только о моде и стиле, а пример того, как люди способны быть собой вне зависимости от условий жизни! Как говорил Славик, он всегда любил красиво одеваться...
Пишите, какое копирование вас больше всего впечатлило?
Заглядывайте в мой ТГ-канал о моде, стиле и шитье с эксклюзивными материалами.
Читайте также: