...потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Мф 13:13
Пожалуйста, будьте столь любезны поверить, что нет ничего таинственного в этом вопросе. Если бы это было легко, не должны ли были бы мы все быть Буддами? Вне сомнений, но явная трудность связана с нашей обусловленностью. Явная тайна… — это просто неспособность воспринимать очевидное благодаря условному рефлексу, принуждающему нас упорно смотреть в неверном направлении.
Вэй У Вэй (Терренс Грей)
У Майи и ее великого Дворца Заблуждений нет большего фаната, чем я. Совершив побег из темницы заблуждений, я могу по достоинству оценить ее силу и слабости. Ее самая большая слабость в том, что она невесома и бесплотна. Этого не существует, и чтобы убедиться самому, тебе придется посмотреть на это самому. Ее величайшая сила в том, что смотреть самому — это последняя вещь, которую людям хочется сделать, если они вообще могут.
Джед МакКенна - современный американский просветленный
Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.
Хилон – древнегреческий философ, один из семи особо чтимых мудрецов
Основа описываемого мной пути – то самое «Познай самого себя» (Know thyself – включите в браузере переводчик). Ещё это называют самоисследованием или самопознанием. Об этом почти ничего нет в современном европейском общественном сознании (далее я буду использовать термин с похожим, но менее «великим» смыслом – консенсусное мировоззрение (Consensus reality – включите в браузере переводчик)). А если и есть, то там накручено что-то очень «великое», мутное и нелогичное. Но если немного уйти с проторенных дорожек, то можно обнаружить, что этой теме уже несколько тысяч лет, и в «узких кругах» она весьма обсуждаема.
Проблема в том, что мы много чего, происходящего вокруг нас, не замечаем. И мы не замечаем почти ничего, происходящего «внутри» нас. Но при этом у нас нет никаких сомнений в «правильности» нашего восприятия мира и себя. Да и вообще процесс восприятия как бы маскируется, о нем почти не говорят, и его как бы и нет. Насколько я понимаю, большинство людей считает: «Есть я и мир, и я ничего не знаю о каком-то восприятии». Если же вам удастся рассмотреть то, что обычно не замечается, изучить процесс восприятия мира и себя, происходящий внутри вас, то вы сможете обнаружить очень неожиданные явления и прийти к весьма неожиданным выводам.
В этом разделе с помощью описания этого свойства «незамечания», о котором не принято говорить, и двух его весьма важных проявлений я попытаюсь плавно и максимально просто обозначить тему, которой посвящена эта моя книга. И я покажу, насколько «глубока кроличья нора», которая при этом обнаруживается. Если вы совсем «не в теме», то, вероятно, смысл написанного выйдет за ваши границы приемлемого в терминах «окна Овертона» и вызовет у вас когнитивный диссонанс. При этом ваш ум на какое-то время «остановится», а в паузах между мыслями и может произойти осознание. Правда, ваш ум может заблокировать осознание этой темы – перестанет переводить мой текст в образы, «дурака включит».
Для меня всё написанное в этом разделе вполне очевидно и логично, но на меня уже почти не «давят» границы приемлемого и очевидные догмы «здравого смысла». Просто внимание людей в эти темы обычно не заходит, им не приходит в голову идея посмотреть туда. А я предлагаю вам это сделать. С помощью образов из этой заметки я хочу пробить в вашем мировоззрении «дырочку» сомнения (пробудить у вас критическое мышление), а потом буду постепенно её расширять и укреплять.
Термины (слова) нашего языка и понятия из обычного консенсусного мировоззрения, которое сформировали подавляющему большинству из нас, совсем не подходят для обсуждения этой темы. Поэтому для объяснения часто используют аналогии понятных всем образов с некоторыми их изменениями. И с помощью образного мышления вы сможете достичь осознания написанного. Для этого вы должны представлять себе описываемое в образах и как бы «проживать» его.
Для иллюстрации того явления, о котором я хочу рассказать в этом разделе, лучше всего взять образ из «детской» сказки о голом короле. Смысл её в том, что всё перед вами, прямо «перед носом», но вы это не видите из-за своих «твердых убеждений», или это почему-то не попадает в фокус вашего внимания. Для случая самоисследования работают оба варианта одновременно: вы не можете посмотреть «внутрь себя» (не идет туда внимание), а если как-то сможете, то ваше «знаю» не даст вам увидеть. И таких королей у вас «перед носом» достаточно много. По ссылке несколько описаний этого образа:
С помощью абстрактного, понятийного или концептуального (столько разных терминов для одного явления придумали) мышления вы не определите то, что король без одежды. Это можно сделать только с помощью внимательного восприятия внешнего вида короля. «Голость короля» прячется следующим образом. Общеизвестно, очевидно, все вокруг так говорят и всё такое, что король должен быть одет в королевские одежды. Это шаблон восприятия короля. Если же король голый, то возникает несоответствие воспринимаемого и шаблона восприятия, общепринятой концепции, «консенсусного знаю». И обычно наше «знаю» при восприятии имеет преимущество перед «вижу». Если возникает несоответствие, то такое «вижу» просто игнорируется, а подставляется «знаю». А чтобы определить, что король без одежды, надо убрать влияние вашего «знаю» о том, что он должен быть одетым. И тогда вы увидите «как есть», а не «как должно быть». И для этого надо: «Забудь все, что ты знал о жизни и просто раскрой глаза...» – слоган к х/ф «Ванильное небо». Забудь, каким должен быть человек в короне, которого все называют королем, и просто внимательно посмотри на него. Если в терминах философии, то надо от рационализма перейти к эмпиризму, сенсуализму.
Попробую побыть в роли такого мальчика. Говорят, и из моего маленького опыта следует, что пока человеку «не пришло время просыпаться» или пока он в «зоне комфорта», то можно обкричаться, но человек не признает того, что на голом короле, который считается одетым, нет одежды. А ещё и агрессия к «мальчику» у такого человека может вылезти. Типа, отвлекает всякой фигней. А вот кому «пора просыпаться», то, вероятно, жизнь их из зоны комфорта надолго выбьет и не будет давать строить образы «счастливого» будущего. Сейчас, например, для этого «благоприятная» внешняя ситуация. И отчаяние некоторое должно у них образоваться от невозможности стандартными для них путями найти выход из этого состояния и вернуться в зону комфорта. Должна образоваться готовность уже и нестандартными путями идти, например, самому меняться. И тогда, может быть, человек, наконец, будет всё-таки готов заняться фигней: зачем-то внимательно рассмотреть одежду короля, про которого все говорят, что он одетый. Хотя это совершенно неинтересное и бессмысленное действие.
Не так просто начать сомневаться в концепциях консенсусной реальности. Когда парочку значительных «голых королей» разглядите (в этом разделе как раз парочка основных описывается), то дальше процесс легче пойдет. Но ещё проблема существует. Вначале это как озарение «врывается в ум», а потом очень активно пытается забыться. Ум как бы не готов поменять свое мнение по базовым вопросам. Тогда же ему всё мировоззрение надо будет перестраивать или в ещё одно двоемыслие «впадать». А двоемыслий и так уже много…
Я разложу этот процесс «невосприятия отсутствия одежды» на 3 этапа и ниже дам их расшифровку и рекомендации. Не претендую на исчерпывающее описание процесса, это просто иллюстрация того, как это может быть:
1. Внимание. Эти «голые части короля» просто не попадают в фокус вашего внимания.
2. Они распознаются, но отбрасываются. Типа «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». А в голове «сидит» образ (ярлык, шаблон) «одетого короля», «так все говорят». И как только распознается король, то сразу восприятие короля заменяется описанием шаблона «одетый король» из ума, а ум взял его из консенсусного мировоззрения (все так говорят, это очевидно).
3. Скачущий «ум бешеной обезьяны» (Monkey mind) тут же уводит ваше внимание на «другую ветку» и не дает возможности даже усомниться во мнении, что король одетый: «Нечего его рассматривать, дела поважнее есть». В психологии похожее явление называют «вытеснением».
В итоге вы вроде посмотрели и даже вывод сделали, но король у вас всё равно остался одетым.
И сейчас мир уже явно «с ума сходит», и эти голые части совсем уже «под нос» запихиваются. Совсем уже для невоспринимающих.
А теперь подробнее:
1. Если вы немного понаблюдаете за собой, то сможете увидеть, что глаза ваши как бы широко смотрят на мир, но замечаете вы что-то в очень узкой области. Это тот самый фокус внимания. Вероятно, многие верят, что они всё воспринимают, замечают и всё такое. Очень рекомендую посмотреть хотя бы первую серию из первого сезона популярного сериала от National Geographic Игры разума (2011) — Brain Games (поищите в результатах поиска рабочую ссылку, их периодически удаляют, или с торрентов скачайте). Я думаю, вы будете удивлены насколько у вас (и у меня) «всё плохо» с этим самым восприятием «голых частей короля» и «мира» вообще. Вы не знаете, куда надо смотреть, и просто не видите их. А уж если вас отвлекают и агитируют смотреть совсем в другую сторону, то у вас просто нет шансов. Ваш «прожектор внимания» их просто «не подсвечивает». А ещё можно немного задуматься на тему: «А кто вообще управляет моим вниманием?». И понаблюдать за этим. Что можно попытаться с этим сделать – развивать навыки управления своим вниманием (концентрация, удержание), отслеживать свое внимание (где оно находится в каждый момент).
2. Если всё же внимание «подсветило» голую часть короля, то включается: «Этого не может быть, поэтому этого нет, показалось. В школе это проходили, и все вокруг так говорят, король – одетый». Это проблема тех людей, которые уверены (от слова «вера», вера у них такая), что они многое знают. Я вот, например, уже давно уверен, что я «ничего не знаю». Как и Сократ с Демокритом: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» и «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Или ещё мне попалось: «Я знаю, что я ничего не знаю, но это я знаю точно». Т. е. проблема в том, что если человек знает, что король одетый, то ему очень тяжело увидеть, что король голый. Ведь если он увидит это, то что же будет с его мировоззрением, самомнением…, это как бы очень опасно для его эго. И этот процесс происходит, как говорят, на неосознаваемом уровне сознания. Вы даже не замечаете это «отбрасывание восприятий голых частей». Это та проблема, о которой говорил сталкер в фрагменте из фильма про гибких и черствых (использована цитата Лао-цзы).
Слабость и сила. Сталкер
И Иисус говорил: «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Что можно сделать — попытаться начать сомневаться в своей вере в свои знания о мире и себе, больше самокритичности к своему уму, самонаблюдения и самоанализа. Ваша «твердость» и «взрослость» будут вам сильно мешать на этом пути.
3. Ну а скачущий ум «бешеной обезьяны» — это вообще классика. На востоке часто сравнивают поведение ума человека с обезьяной, которая постоянно скачет по разным веткам (темам). Если бы на предыдущем этапе ваш ум не спешил сломя голову прыгнуть на следующую ветку, то у вас, возможно, и могло бы возникнуть сомнение: «Вот же часть тела, которая мне что-то напоминает, она очень похожа на голую. Может, с королем всё же что-то не так?». Но ваша «бешеная обезьяна» не дает вам такого шанса на сомнение и несет ваше внимание зачем-то в какие-то дали… Что можно сделать — об этом много написано. Надо хотя бы попытаться замедлить «свой» ум. Ну, раза в полтора-два медленнее хотя бы тогда, когда пытаетесь понять что-то важное, а не просто «по веткам прыгаете». А лучше — наблюдение за собственными мыслями, понимание, что там у вас эта обезьяна прыгает примерно по одному и тому же маршруту много раз за день. И смысла в этом прыгании нет никакого. Потом практики замедления и остановки ума, не давать ему сразу «вешать ярлыки» и подменять восприятия, оставаться как можно дольше в состоянии «изучающего», а не «знающего». А если бы ещё и осознать, что «думанье мыслей» и «их осознавание» (слова мышление и осознавание часто считают синонимами) — это совсем разные процессы (явления)… И король сможет предстать перед вами во всей своей «голой красе», но небыстро это. А первый «проблеск» осознавания можно весьма быстро получить.
И не сваливайтесь в частности. Какая-то маленькая голая часть может быть воспринята нормой. Типа, сейчас мода такая, а так он же одетый… Смотрите широко на всю ситуацию (расширенным вниманием)… Но вначале надо части внимательно изучить сконцентрированным вниманием, не навешав при этом на них ярлыки…
И хорошо бы ещё посмотреть на него с разных точек зрения, чтобы попытаться скомпенсировать у себя своё «знаю / верю». Пока вы «знаете», вы один из «слепых» из притчи «Слепые и слон» (Blind men and an elephant).
А надо от знания перейти к восприятию. И попытаться понять восприятия других слепых, которые на его основе рассказывают истории, отличающиеся от ваших. Возможно, так вы поймете, куда надо внимательнее посмотреть, чтобы увидеть то, что вы не замечаете. Слепых со своими разными «знаниями» (историями) много, а слон то один.
А иначе будет, как в «утином тесте»: «Если это выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка». Если человек в короне, все говорят, что он король, значит, он король. А король должен быть одет в королевскую одежду. И нечего изучать его одежду. Всё, прыгаем на следующую тему. И таким образом вы никогда не выйдете из навязанных концепций и не распознаете голых королей.
Например, в популярном фильме «Не смотрите наверх» (2021) хорошо продемонстрировано, как «голый король» делается в консенсусной реальности «одетым». И как «народ» воспринимает его. Ещё в этом фильме показано, как популярный тренд на отбрасывание неприятной информации (вытеснение) дополнительно искажает восприятие и подталкивает к «навешиванию» на голого короля воображаемой одежды. Через видеообразы проще осознавать, чем через слова. Кстати, в приложении к моей книге есть раздел с перечнем популярных фильмов, которые я рекомендую посмотреть для лучшего осознания этой темы. К каждому фильму я привел свои рекомендации: на что обратить внимание при просмотре, чтобы не дать вашей «обезьяне» отбросить важные образы, сделать из них «голых королей».
Ссылки на файл с приложениями содержится в моей статье:
Продолжение: