Бабушка улыбнулась:
- Да не переживай, Вадим, не всем же следопытами быть. Очень многие люди плохо ориентируются в лесу, особенно городские.
- Вы меня успокоили, - воскликнул Вадим. - А то я себя просто каким-то ущербным почувствовал - заблудиться почти рядом с деревней, это надо ещё постараться. Вот Ася, молодец, определила направление правильно, не то что я.
Бабушка хитро посмотрела на Асю:
- Она же сверху увидела, а ты так не можешь.
Вадим засмеялся:
- Ну, конечно, если бы я так мог! Но это хорошо, что хоть один в семье будет такой, тогда не страшно в любые дебри отправляться.
- А я так давно не ходила по грибы, не могу, давно уже ноги застудила. По деревне только и передвигаюсь, да на кладбище хожу, - она вздохнула, - там и простыла. А сейчас, видите, даже летом хожу в валенках. Но в доме пол холодный даже летом.
- Эх, бабушка, поехали бы вы с нами, у нас полы тёплые, не надо ходить в валенках даже зимой, - сокрушённо сказал Вадим, - жили бы вместе. А то вот Ася очень переживает, как вы тут одна останетесь, а нам ведь надо возвращаться.
- А вы на поезде или на самолёте? - спросила бабушка. - Надо ведь вам билеты заранее покупать, сейчас лето, народу много туда-сюда ездит.
- На самолёте, на поезде очень долго, - коротко ответил Вадим, покосившись на Асю. - Отцу сегодня позвоню, он купит, есть у него такая возможность.
Прошла неделя, настало время уезжать. Назар взялся их довезти до железнодорожной станции, с которой на электричке они собирались доехать до Екатеринбурга, а оттуда уже самолётом до Петербурга. Накануне днём сходили все вместе на кладбище.
И в этот раз Асе не удалось увидеть мать. Она пожаловалась бабушке, на что та ответила:
- Не надо её тревожить понапрасну, она теперь успокоилась.
Весь день из-за предстоящей разлукой с бабушкой у Аси глаза были на мокром месте. Вадим только вздыхал, глядя на жену.
- Ну что вы так расстраиваетесь, вот возьму и приеду к вам в гости на следующее лето, - воскликнула бабушка, - а зима быстро пройдёт. Я сейчас крепко возьмусь за своё здоровье, у меня же теперь смысл в жизни появился — захочется с вами увидеться, вот и внучку дождаться надо.
Вадим пристально посмотрел на неё:
- А вы не скажете, когда это будет?
- Нет, не скажу, но не так долго ждать, как твоей матери пришлось, Василиса. Ты у своих родителей очень долгожданная была. А когда у вас дочка родится, время полетит, что оглянуться не успеете, как год пройдёт.
Они приехали в аэропорт за три часа до вылета самолёта. Когда расположились в зале ожидания, Вадим, оставив Асю, прошёлся по зданию аэропорта, купил какие-то газеты и сел рядом:
- Красивый аэропорт, я здесь никогда не бывал.
- Я тоже впервые, - она засмеялась. - Представляешь, я полечу на самолёте в первый раз. Дожила до такого возраста, а на самолёте никогда не летала.
- Какие твои годы, успеешь ещё налетаться. Тем более, бабушка твоя живёт далеко, вот и будем туда-сюда летать. Детей в охапку и в полёт.
- Детей?! - удивлённо посмотрела на него Ася. - Ещё никого нет, а ты уже - детей говоришь.
- Конечно, - спокойно ответил Вадим. - Раз дочь у нас будет, так ей обязательно брата надо. Вот я один — чего хорошего в этом? А ты что, против?
Ася засмеялась:
- Совсем не против.
Они, разговаривая и смеясь, не обращали внимания на объявления, которые звучали в здании аэропорта. Только видели, как проходили мимо прилетевшие пассажиры, как радостно встречали их родные.
Вот какой-то мужчина громко крикнул:
- Аля, Аля, мы здесь!
Ася машинально посмотрела на него и увидела, как высокий мужчина лет сорока пяти с двумя мальчишками радостно машет рукой кому-то.
Ася перевела взгляд на незнакомую Алю и увидела молодую женщину, которая, улыбаясь, торопливо направлялась к мужчине. Ася отвела взгляд, но что-то снова заставило её более пристально посмотреть на эту женщину. Эта мягкая улыбка, светлые короткие волосы почему-то показались ей знакомыми.
Внезапно у неё перехватило дыхание — она узнала свою любимую учительницу, Алевтину Петровну. Ася вскочила и торопливо подошла к ней.
- Алевтина Петровна! Алевтина Петровна, здравствуйте, - дрогнувшим голосом воскликнула Ася. - Вы меня узнаёте? Я Ася, Василиса Морозова, помните?
Первое мгновение Алевтина Петровна молча смотрела на Асю, потом ахнув, порывисто её обняла и сквозь слёзы воскликнула:
- Господи, Ася, это ты?! Какая же ты взрослая стала, какая ты красивая, и волосы такие же.
К ним подошёл Вадим, молча встал рядом. Ася не раз рассказывала ему про свою учительницу, которая сыграла большую роль в её жизни.
- Асенька, как ты живёшь, как твоя жизнь сложилась? Я всё время тебя вспоминаю, вот и мужу про тебя рассказала, - волнуясь, торопливо говорила Алевтина Петровна.
Она подняла голову, помахала рукой:
- Серёжа! Серёжа, иди сюда.
Мужчина с мальчишками подошли к ним.
- Серёжа, это Ася, помнишь я тебе рассказывала про неё. Ася, а это мой муж Сергей и наши сыновья Саша и Лёня.
Ася взяла за руку Вадима:
- А это мой муж Вадим. Алевтина Петровна, представляете, у меня нашлась бабушка, моя родная бабушка, мы сейчас от неё едем. И знаете, я ведь родилась здесь, на Урале.
Вадим посмотрел на Асю:
- Давайте присядем где-нибудь, и вы поговорите спокойно.
Алевтина Петровна взволнованно спросила:
- Расскажи, как ты жила после того, как я уехала?
Ася обняла её:
- Как же вы мне тогда помогли, вы даже не представляете! Я ведь всё делала, чему вы меня учили, - она улыбнулась сквозь слёзы, - вот даже до сих пор волосы не обрезаю. И школу закончила, потом институт, сейчас работаю, замуж вышла. И самое главное — я нашла своих родных, правда, мамы уже нет, но моя бабушка жива. И я теперь знаю, откуда я родом, кто мои родители. Вот только осталось отца найти.
- А как же тебе удалось найти бабушку?
- Алевтина Петровна, это такая невероятная история, я вам потом расскажу. Надеюсь, мы встретились не последний раз.
Подошёл Вадим:
- Ася, объявили регистрацию на наш рейс. Нам пора.
- Ася, когда поедете к бабушке, обязательно заезжайте к нам. Мы живём здесь в Екатеринбурге. Давай обменяемся телефонами, чтобы не потеряться, - Алевтина Петровна обняла Асю. - Как же я рада тебя видеть!
Уже сидя в самолёте, Ася никак не могла прийти в себя от волнения:
- Вадим, а Алевтина Петровна, оказывается, совсем молодая. Я на неё смотрю, она почти не изменилась, а мне показалось, что прошла целая вечность.
- Так ей лет сорок или чуть больше. Она, наверное, сразу после института к вам в школу пришла. Думаю, она очень талантливый педагог, если к тебе подход нашла, - улыбнулся Вадим.
- Как же я ей благодарна, ты даже не представляешь! Не знаю, что со мной было бы... Как важно встретить такого человека в своей жизни, такая большая удача или везение.
Вечером они были уже дома. Вадим, зайдя в квартиру, воскликнул:
- Не знаю, как ты, а я как будто целый год дома не был. За такой короткий срок произошло столько событий, которых бы хватило на несколько лет!
- Точно. Мне кажется, что у нас с тобой теперь совсем другая жизнь будет. Всё то же самое — квартира, работа, но вот жизнь изменилась, или это мы изменились, не знаю.
- Ася, ты позвони бабушке, а я своим родителям, а потом пойдём спать, - решительно заявил Вадим. - Что-то я так устал.
- Вадим, помнишь, что бабушка сказала?
- Конечно, помню, не волнуйся, - кивнул он, - и про Олега помню, и про наши приключения тоже.
***
Продолжение: