- Подобно любым частицам целого, слова способны сиять точно звезда на верхушке елки, а могут как забытая игрушка слиться в мешках и банановых шкурках на мусорной свалке. Нет четкой установки «зачем это слово тут нужно», и мы хватаем его как дурацкие кеды на танкетке в 2007-м, просто потому что их схватили другие. Вот так: встречаешь с виду вдумчивого, толкового человека, но тут он начинает говорить, и слова будто карусель берут в заложники твой вестибулярный аппарат в этом смазанном хороводе смыслов.
- Концептуальный
- Кор
Подобно любым частицам целого, слова способны сиять точно звезда на верхушке елки, а могут как забытая игрушка слиться в мешках и банановых шкурках на мусорной свалке. Нет четкой установки «зачем это слово тут нужно», и мы хватаем его как дурацкие кеды на танкетке в 2007-м, просто потому что их схватили другие. Вот так: встречаешь с виду вдумчивого, толкового человека, но тут он начинает говорить, и слова будто карусель берут в заложники твой вестибулярный аппарат в этом смазанном хороводе смыслов.
Концептуальный
Это слово, произошедшее от латинского conceptus, начало активно употребляться в конце 60-х — начале 70-х годов XX века в контексте популярного тогда в Европе направления постмодернизма — концептуализма, главная цель которого заключена в передаче идеи.
Смысл слова «концепт»… в смысле. Называя вещь «концептуальной», мы имеем в виду, что в ней есть особая задумка, и ее значимость доминирует над внешним образом предмета.
Сегодня мы достигли точки, где концептуальным называют все, что имеет слегка экстравагантную внешность. Сразу рисуется в сознании любое типовое кафе с приглушенным светом, фоновым эмбиентом и, возможно, подачей десерта с искусственным паром. Концептуально! Или банально? А может теперь эти слова — синонимы?
Кор
[в контексте стилей: барбикор, офискор, мермейдкор, славиккор, балеткор]
Первичное значение слова «core» — сердцевина, центральная часть. В беседе моде слово «кор» — запчасть, которую можно прилепить к любому слову, чтобы получить название нового направления. И тут речь не об офорленном, детализированном стиле, а скорее о тематике косплея в облегченном формате. Надела девушка розовое платье — нате барбикор. Намазюкала веки тенями с блестками — мермейдкор. В шубе сегодня? Ну тут славиккор — никак иначе. Из-за такой высокой липкости «кора», бесприципно сочетающегося с любым другим словом, оно скатилось в разряд речевых атавизмов.
Эра
[в контексте жизненного этапа, чаще всего — ассоциирующегося с конкретными внешними экспериментами]
«Эра» происходит от немецкого Ära (← лат. aera «число», «срок», «исходный момент летоисчисления»). Но теперь это слово стало применимо почти к любым жизненным «этапам». Вы подстригли челку? У вас эра челки! Решили впредь носить платья макси? Само собой, настала персональная эра макси. Настолько абсурдное употребление такого величавого слова, призванного захватывать крупные временные блоки в жизни цивилизаций, выглядит как шарик для пинг-понга в пашотнице Фаберже.
От слова «совсем»
[в значении «абсолютно»]
Это что вообще за зверь этот «совсем»? Выражение набрало популярность в 2022-2023 годах и продолжает царствовать в лексиконе россиян. Примитивный способ согласования слов в конструкции и «навязчивая» универсальность уже сейчас позволяют отнести фразу в разряд новейшей просторечной лексики. Она сидит на одной подъездной ступеньке с «не суть важно» и «имеет место быть».
Кейс
[в значении опыта]
Cегодня у всех есть кейс, особенно — у зумеров. Часто под многозначным и, что немаловажно, «концептуальным» словом скрывается не только серьезный личный опыт, но и косвенно касающийся рассказчика проект. Например, продавец одежды, находившийся на смене, когда к ним в магазин заходил Юра Борисов, может сказать, что у него был «кейс стилизации образа для номинированного на Оскар актера». Самопрезентация — наше все.
«История»
[в значении слова «ситуация»]
«История» обуяла слишком крупное поле смыслов, так как сегодня им «затыкают» почти любую пробоину в словарном запасе. Например, во фразе «мне не близка эта история» — будь то обсуждение неподходящей вакансии, политики государства или фасона брюк.
«Вкусный»
[применяющееся ко всему понравившемуся, кроме еды]
Вкусная статья, вкусное выступление, вкусный фильм, вкусная песня. Одна большая, липкая, растекающаяся во все стороны вкуснитина! Такой карт-бланш в применении этого слова придает изначально милому подтексту пошлый и чрезмерно откровенный оттенок.
«Слушай»
[как вводное слово]
Наверное, этот заносчивый речевой выступ перед основным месседжем уже можно смело добавлять в словарик «мамкиных бизнесменов». Эта «прелюдия» часто имеет функцию сигнала, что далее прозвучит «экстремально экспертное мнение». Хотя нередко «слушай» — обычный паразит, проговариваемый, чтобы потянуть время, пока мозг формулирует основную мысль.
«Вайб»
[в значении слова «энергетика»]
Здесь примерно та же ситуация, что с «историей», только речь не о действиях, а о всецелых ощущениях от чего-либо. Есть и пример связок: «плюс вайб» (нравится) и «минус вайб» не нравится. Выражение легко встраивается в синонимичный ряд с более громоздкими «обаянием» и «флюидами». Бесспорно — оно удобное, но полнота значения сильно скудна.
Делаем вывод
Большую долю перечисленных слов можно охарактеризовать устойчивым сочетанием «Ни богу свечка, ни черту кочерга». Есть универсальное правило: когда часть предложения можно убрать и оно не утратит своего богатства, а возможно обретет смысл глубже, то нечего громоздить пятую ножку к стулу.
Но совсем избежать временами прорывающихся «кейса» и «вайба» получится не у всех и в этом нет великой беды. Люди — существа социальные, стремящееся к выживанию, к единению с обществом, а разговорная лексика — материал, из которого строятся мосты от человека к человеку. Однако куда прекраснее использовать все цвета, когда в твоем арсенале есть богатая палитра под названием русский язык.