Найти в Дзене
Кибернетик-почвовед

Так кто же все-таки открыл Мадагаскар

Огромный остров Мадагаскар, своего рода континент в миниатюре, долгие века оставался загадочным для обитателей других материков. Причина тому — удаленность от столбовых дорог мировой цивилизации и географическая изоляция. По площади: он уступает лишь Гренландии, Новой Гвинее и Борнео. С севера на юг остров протянулся на 1580 километров, а его площадь вместе с островами, объединенными с ним в административном отношении составляет 597 тыс. кв. км, что приблизительно равно территории Украинской ССР. Береговая линия (длина около 5000 км) слабоизвилиста. Наиболее крупный полуостров – Масуала. Вдоль восточного побережья протягивается полоса дюн, со стороны моря – лагуны, часть которых соединена искусственными каналами; вдоль западных берегов – коралловые рифы. На юге берега высокие, местами обрывистые, на северо-западе и крайнем севере – скалистые, сильно расчленённые, здесь расположено несколько удобных бухт и заливов. Сразу отметим, что выше упомянутые особенности географического положения

Огромный остров Мадагаскар, своего рода континент в миниатюре, долгие века оставался загадочным для обитателей других материков. Причина тому — удаленность от столбовых дорог мировой цивилизации и географическая изоляция.

По площади: он уступает лишь Гренландии, Новой Гвинее и Борнео. С севера на юг остров протянулся на 1580 километров, а его площадь вместе с островами, объединенными с ним в административном отношении составляет 597 тыс. кв. км, что приблизительно равно территории Украинской ССР. Береговая линия (длина около 5000 км) слабоизвилиста. Наиболее крупный полуостров – Масуала. Вдоль восточного побережья протягивается полоса дюн, со стороны моря – лагуны, часть которых соединена искусственными каналами; вдоль западных берегов – коралловые рифы. На юге берега высокие, местами обрывистые, на северо-западе и крайнем севере – скалистые, сильно расчленённые, здесь расположено несколько удобных бухт и заливов.

Сразу отметим, что выше упомянутые особенности географического положения острова, а именно его географическая изоляция как раз и явились причиной того, что, скажем, европейцы узнали об этом острове весьма поздно. И вообще, история заселения Мадагаскара достаточно туманна, как говорится, тайна сия зело велика есмь. И как бы ни парадоксально это звучало, история «Великого Острова» у берегов Африки, началась в регионах Тихого Океана – Полинезии, Индонезии, на Филиппинах.

Каноэ Маори
Каноэ Маори

Как пишет в своей книге Сергей Кулик, в Окленде в Музее Маори экспонируется каноэ огромных размеров. Такие каноэ могли взять на борт до 180 человек и находиться в океане до пятнадцати суток в автономном режиме, а в языке малагасийцев сохранились названия культурных растений такие же как и в Океании (таро, игнам и др.). Естественно встает вопрос: а не слишком ли смело пускаться в океан не имея соответствующего навигационного оборудования? Ответить на это поможет карта течений Индийского океана.

Карта  течний Индийского океана
Карта течний Индийского океана

Помимо жителей «восточных земель», ветрами и течениями умели пользоваться и арабы, которые называли Индийский океан морем Зендж («море черных»), совокупность островов у африканского побережья — Джезаир-эль-Кумр, а Мадагаскар – Большой Кумр. Слово «кумр», транскрибируемое также как «комр», то как «гамар», обычно почему-то связывается исключительно с луной. Действительно, «комр» или «гамар» по-арабски - «луна». Коморы даже сегодня многие именуют «лунными островами». Но причем здесь Луна? Тут полезно вспомнить, что словом «комр» арабы называли индонезийцев, и, соответственно, Джезаир-эль-Кумр, или более поздний - Джезире комор можно перевести как «остров индонезийцев», что может говорить об удивлении арабов, увидевших у берегов Черной Африки людей монголоидной расы и понявших, индонезийцы уже давно освоили «море черных».

Как складывались взаимоотношения между ними, сказать трудно. Однако до наших дней дошло, что на стыке старой и новой эры, когда Йемен временно утратил свое торговое могущество, «в Аден на кораблях прибыли жители Мадагаскара». Они оттеснили рыбаков-арабов в горы и стали править местностью, но впоследствии вымерли...

Но самое интересное, что очень сильное арабское влияние в те времена оказывалось на Мадагаскар с востока - с Суматры, где существовали могущественные арабские торговые колонии. Используя соответствующие ветры, арабы еще примерно в 300 году до нашей эры торговали и Мадагаскаром. Когда же в Индонезии появились мусульманские султанаты, торговля стала систематической, на Мадагаскаре возникают опорные пункты (поселения) населенные мусульманами. Арабский географ XII века Ал-Идриси пишет, о посещении жителями Суматры Джезаир-эль-Кумр. При этом они понимали язык его племен. Легенды и древние рукописи говорят о том, что ислам на остров принесли выходцы из Рамини, как когда-то называли северную часть Суматры. Именно раминии смешавшись с местным населением, положили начало ныне 255-тысячному народу антаиморо. В переводе с малагасийского означает «люди побережья». Они живут вокруг бухты Диего-Суарес лежащей на севере и на крайнем юго-востоке, между городами Манакара и Вухипену, то есть именно там, где торговали суматранцы.

Но все течет, все изменяется. Совершенно естественно мусульмане столкнулись с конкуренцией. В непосредственной близости от Мадагаскара существовали восточноафриканские города суахили – Килву, Момбасу, Маликди. Их жители, приняв ислам и обучившись у арабов судовождению, начали развивать торговлю с лежащими к югу от них землями, но были остановлены Мозамбикским течением, и прекратили свое продвижение вдоль побережья. В X веке суахили даже создали султанат со столицей на островке Мандза в бухте Махадзамба. В XII веке суахилийские купцы уже пользовались таким влиянием, что их язык в обиходе вытеснил арабский, а в торговых сделках даже заменил древнемалайский.

Ахмад ибн-Маджид - суахилийский лоцман в своей лоции упоминает Мадагаскар как место захода всех судов, плывущих из Басры, Сирафа, или Хормуза, через Сокотру к юго-восточному побережью Африки. О нем часто вспоминают такие арабские географы, как Якут, Ал-Идриси, Абу-ль-Фида, Ибн-Саид ал-Магриби.

Получается, что Мадагаскар открыли суматранцы, малайцы, арабы и суахили. Но не тут-то было.

Европа узнала о Мадагаскаре, а вернее, о той его небольшой части, которая была исламизирована и известна восточному миру от арабов. А Марко Поло, проплывая в 1294 году на арабском судне из Китая в Венецию прослышав о Мадагаскаре, сообщил, что жители его мусульмане «От Сокотры в тысяче миль на юг — остров Мадагаскар….- писал он.- Этот остров, знайте, самый славный и самый большой на свете».

Первые же европейцы в лице португальцев появились у берегов Мадагаскара в 1500 году. Вот что пишет Пьер Буато, работавший на Мадагаскаре в сфере фитофармацевтики. «Мадагаскар впервые становится известен в Европе лишь в XV в. из доклада Пьера Ковилема, которому португальский король Хуан II поручил выяснить, где произрастают пряности. Фактически остров был открыт португальцем Диего Диасом 10 августа 1500 г., в день св. Лаврентия, вследствие чего португальцы назвали его островом св. Лаврентия. Это была эпоха, когда различные авантюристы стремились получить от богатых буржуа средства, а от монархов - грамоты, позволяющие им создавать компании с целью безнаказанного грабежа открываемых земель. Первые описания Мадагаскара отличались весьма оптимистической оценкой богатств острова, и даже его размеров. Тогда же остров был объявлен «величайшим в мире», а историограф курфюрста Саксонского Иеронимус Мегизер опубликовал в 1609 г. в Лейпциге «Подлинное описание... богатейшего, величайшего и знаменитого острова Мадагаскар, иначе называемого островом св. Лаврентия и слывущего в наши дни крупнейшим островом в мире». А англичанин Уолтер Хемонд в своей книге «Мадагаскар — богатейший и плодороднейший остров в мире» в 1643 году без каких-либо колебаний написал: «Этот остров принесет самые большие прибыли колонистам, которые там поселятся, так как на нем производятся продукты, не встречающиеся больше нигде. Прекрасный климат и плодородные почвы сулят плантатору здоровье и радость... Одним словом, этот остров можно сравнить с раем».

Совершено естественно остров вызвал интерес в Европе, и не только в Европе. Даже в Петербурге, столице страны очень далеко отстоящей от Мадагаскара проявили к нему интерес. Первый русский император Петр I готовил экспедицию на этот остров, но по разного рода причинам, сорвалась.

Что же касается того как португальцы «открыли» Мадагаскар, то случилось так, что корабль, которым командовал Диогу Диаш, был отнесен ветром на восток, где случайно и «наткнулся» на огромный остров. Случайно!! И это притом, что арабы уже во всю торговали с островом. Диогу, брат знаменитого Бартоломеу Диаша, проплыл вдоль всего восточного побережья острова, и 10 августа 1500 года, в день святого Лаврентия, корабль вошел в бухту, размеры которой, как записал в своем дневнике капитан, «не идут ни в какое сравнение с ранее виданными». Далее уже в 1506 году, на берегу бухты появилась «цивилизаторская миссия», которую возглавлял Фернанду Суарес (вернее, Суариш). В результате между малагасийцами и европейцами произошло вооруженное столкновение. «Цивилизаторы» сожгли несколько деревень антаиморо и взял в плен 20 мужчин и женщин, которые стали первыми малагасийскими рабами в Европе. «Цивилизаторство» получило продолжение в 1543 году, когда там же высадился третий португальский «герой», носивший имя первого и фамилию второго своего предшественника. В результате бухта стала называться Диегу Суарес. Сейчас это город Анцеранана. Вот так «просвещенные» европейцы приписали лавры первооткрывателей Великого острова португальцам. Хотя на самом деле остров был открыт как минимум за двести лет до них, а может и гораздо раньше.

Об авторах использованных изданий

Пьер Буато учился в Версальском сельскохозяйственном училище, затем служил во французской армии и в 1932 году был отправлен на Мадагаскар. С 1934 года Буато собирал гербарий растений Мадагаскара. С 1935 года он работал в зоопарке и ботаническом саду Тсимбазаза в Антананариву, в совершенстве знал малагасийский язык, издал несколько публикаций о малагасийских названиях растений и об использовании растений в традиционной медицине Мадагаскара. В 1947 году вследствие антиколониального восстания на Мадагаскаре Буато вернулся во Францию, где вступил во Французскую коммунистическую партию, работал в химической лаборатории Парижского медицинского училища. С 1949 по 1958 Буато был членом совета Французского Союза, возглавляя коммунистическую группу в этом собрании.

Сергей Фёдорович Кулик - советский и российский журналист-международник, политический обозреватель ТАСС, писатель-африканист, путешественник, автор 14 книг, множества очерков и статей о странах Восточной и Южной Африки. Основное направление научных исследований — этнография и экономика стран Восточной и Южной Африки. Кандидат экономических наук. Владеет английским, португальским и суахили языками.

Литература

1. Буато Пьер Очерки по истории мальгашской нации. М.: Изд-во восточной литературы 1961 г.

2. Кулик С.Ф. Когда духи отступают. М.: Изд-во «Мысль» 1981

3. Энциклопедия ЭДШ https://externat.foxford.ru/polezno-znat/wiki-geografiya-okeanicheskie-techeniya