Найти в Дзене

Преподобные Кирилл и Мария. О современном браке

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы чтим память святых преподобных Кирилла и Марии – это схимонахи и родители преподобного Сергия. Суровые люди жили в суровые времена, и мы видим, что Церковь предлагает нам именно такие идеалы семейной жизни. Если мы обратимся к святым, которые ближе к нам по устроению жизни и порядку, мы их не найдем. В основном идеал семьи в Церкви – это люди, которые, даже если были облечены властью, как благоверные князья Пётр и Феврония, в конце жизни всё равно уходят в монастырь. И это святость, которая травмирует нас. Мы видим и понимаем, что либо мы никогда этого не достигнем, либо должны очень сильно потрудиться и от многого отказаться для того, чтобы пойти этим путём святости. Из-за этого мы чувствуем некую неполноценность от неспособности и невозможности повторения их подвига в семейной жизни. Это не случайно, потому что мы действительно не должны следовать этим путем. Не каждый путь святости предназначен лично для нас. И именно потому святых так много: ест
11 октября 2022
11 октября 2022

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы чтим память святых преподобных Кирилла и Марии – это схимонахи и родители преподобного Сергия. Суровые люди жили в суровые времена, и мы видим, что Церковь предлагает нам именно такие идеалы семейной жизни. Если мы обратимся к святым, которые ближе к нам по устроению жизни и порядку, мы их не найдем.

В основном идеал семьи в Церкви – это люди, которые, даже если были облечены властью, как благоверные князья Пётр и Феврония, в конце жизни всё равно уходят в монастырь. И это святость, которая травмирует нас. Мы видим и понимаем, что либо мы никогда этого не достигнем, либо должны очень сильно потрудиться и от многого отказаться для того, чтобы пойти этим путём святости. Из-за этого мы чувствуем некую неполноценность от неспособности и невозможности повторения их подвига в семейной жизни.

Это не случайно, потому что мы действительно не должны следовать этим путем. Не каждый путь святости предназначен лично для нас. И именно потому святых так много: есть страстотерпцы, мученики, благоверные, преподобные…

От Византии мы унаследовали два пути к Богу. Вернее, унаследовали только один, хотя их было два. Первый путь был аскетический – это был суровый путь для варваров, для тех, кто в общем-то не мог больше ничего понять и уяснить. Миссионеры, которые отправлялись на Святую Русь, ещё даже и не на Святую, и даже ещё не на Русь, что ещё могли дать? Только путь аскетики. Путь суровый, трудный, но спасительный. А вот второй, гуманистический путь, наши предки воспринять не могли… Он сопровождался мягкостью, интеллектуальностью, утонченностью.

И вот мы оказались в абсолютно симметричной ситуации: когда уже мы не способны воспринять тот путь святости, которым шли наши предки. Не потому, что они были лучше, а просто мы другие. И вот точно так же, как византийцы, не зная, как передать нам путь утонченной интеллектуальности, передали нам только аскетику, так и мы сейчас смотрим на путь аскетики Кирилла и Марии и не понимаем, как можно прожить 30, 40, 50 лет в браке, а потом оставить супруга и пойти в монастырь? Ну невозможно это. И поэтому такой путь для нас немного травмоопасен.

Какой же другой вариант? Если мы не имеем святых, примеру которых могли бы подражать, значит мы сами должны стать такими святыми! Мы должны понимать, что времена изменились. На сегодняшний день помимо аскетики и подвига мы знаем богословие, имеем возможность познавать Бога интеллектуально. Сформировавшаяся гуманистическая цивилизация во многом обязана христианству. И наше понимание добра и человечности родом из христианства. И именно те идеалы семейной жизни, которые кажутся нам идеалами светской культуры: любовь, согласие, взаимопонимание – это и есть тот второй путь святости. Тот путь, который был скрыт от нас, которым возможно заменить уход в монастырь и суровую жизнь. Но он является таким же равноспасительным и даже более удобным, и понятным нам сегодня. Поэтому не стоит чувствовать вину или собственную неполноценность за то, что мы не можем оставить своих супругов спустя 5, 10, 50 лет брака и уйти в монастырь. От нас этого никто не требует.

Мы можем помолиться святым Кириллу и Марии, чтобы они дали нам таких же прекрасных детей, как были у них, как преподобный Сергий, который стал светильником для земли Русской, но мы не обязаны им подражать. Это одна из главных и радостных новостей сегодняшнего праздника, что мы можем продолжать любить друг друга, быть интеллектуальными, быть возвышенными, гуманистическими и не чувствовать за это вину. Потому что ко Господу ведут множество путей. Путь добродетельной семейной жизни, где супруги верны друг другу, любят друг друга, живут в мире и согласии, не думают ни о каких монастырях – это тоже путь угодный Богу. И если Господь не явил нам пока ещё примеры святости, которым мы могли бы подражать, значит заложенный в нас духовный закон должен свидетельствовать, как нам выстраивать семейную жизнь. Строить её нужно с оглядкой на то, чтобы по ней наши дети ориентировались, какой должна быть святая семейная жизнь. Уже если мы ступим на этот путь и будем строить свою семью из понимания, что таким образом мы служим Богу, то вряд ли мы ошибемся. Скорее всего мы будем жить так, как угодно Богу, а Кириллу и Марии мы будем просто молиться, чтобы они помогали нам идти по пути неизвестному, непохожему, но такому же равноспасительному.

Помощи Божьей вам, дорогие братья и сестры, благодати в семейной жизни вам, вашим детям, близким и внукам. Аминь.