Найти в Дзене
История с Интересом

Рецензия на книгу: Даниил Мордовцев Великий раскол.

Украинофил обвинивший в церковном Расколе Хохлов и любимец Романовых Дании́л Луки́ч Мордо́вцев (7 [19] декабря 1830, Волгоград — 10 (23) июня 1905, Кисловодск; похоронен в Ростове-на-Дону) — русский и украинский[2] писатель, историк и публицист. Автор популярных в своё время исторических романов на темы из казацкой истории XVII—XVIII веков. Помимо русского, писал также на украинском языке. Причем он даже не был рожден на Украине. То есть писал на неродном языке. С целью пропаганды? В целом Мордовцева называют украинофилом. Мордовец сейчас практически забыт и непопулярен. А вот в 1800-е Мордовцев был очень плодовитыми писателем и писал на историческую тему и во второй половине своей жизни жил только за счет творчества. Был очень популярен и ценился. И дальше мы поймем почему. Так что даже в петербурге в 1905-м широко отмечали 50 летие творчества писателя. Мордовцева два раза упоминает Горький в своем эпохальном полотне Клим Самгин. В то время как другой деятель искусства - композитор
Оглавление

1. Описание статьи (рецензия)

Украинофил обвинивший в церковном Расколе Хохлов и любимец Романовых

2. Кто такой Мордовцев (почетный автор)

Дании́л Луки́ч Мордо́вцев
Дании́л Луки́ч Мордо́вцев

Дании́л Луки́ч Мордо́вцев (7 [19] декабря 1830, Волгоград — 10 (23) июня 1905, Кисловодск; похоронен в Ростове-на-Дону) — русский и украинский[2] писатель, историк и публицист. Автор популярных в своё время исторических романов на темы из казацкой истории XVII—XVIII веков. Помимо русского, писал также на украинском языке. Причем он даже не был рожден на Украине. То есть писал на неродном языке. С целью пропаганды? В целом Мордовцева называют украинофилом. Мордовец сейчас практически забыт и непопулярен. А вот в 1800-е Мордовцев был очень плодовитыми писателем и писал на историческую тему и во второй половине своей жизни жил только за счет творчества.

Был очень популярен и ценился. И дальше мы поймем почему.

Так что даже в петербурге в 1905-м широко отмечали 50 летие творчества писателя.

Мордовцева два раза упоминает Горький в своем эпохальном полотне Клим Самгин.

Максим Горький "Клим Самгин"
Максим Горький "Клим Самгин"
Максим Горький "Клим Самгин"
Максим Горький "Клим Самгин"

В то время как другой деятель искусства - композитор Мусоргский умирал в забвении как бездомный, с полным запретом своих опер на государственных царских театрах (а других и не было тогда).

3. Немного о книге премии и регалии

Роман был впервые опубликован в 1878 году, а отдельным изданием — в 1881 году. Впоследствии он неоднократно переиздавался, и информация о количестве частей («в двух частях», «в трёх частях») была необязательной.

Кстати мордовцев еще занимался Благотворительным обществом издания общеполезных и дешёвых книг, известного продвижением украинской литературы. На украинском языке могли печатать только такие произведения, «которые принадлежат к области изящной литературы»

4. Краткий сюжет книги

Книга описывает причины, по мнению автора Мордовцева, церковного раскола на Руси в 1600-е. Описывает жизнь боярыни Морозовой, патриарха Никона и протопопа Аввакума и царя Алексея Тишайшего, вскользь показан Степан Разин и неожиданно украинский гетман. Книга заканчивается смертями Морозовой и Аввакума. Интересно описание общения Никона и Разина друг с другом. Интересны сексуальные приключения уже довольно пожилого Никона. Наверное, это для того, чтобы показать байку о том, что Петр Первый — это незаконнорожденный сын Никона.

5. Мое мнение о тех событиях

Церковный раскол 1600-х на Руси — очень сложное, противоречивое время. Безусловно, очень интересное в плане искусства и истории. Грубо говоря, в это время казнили и убивали, если человек молился по-старому, двоеперстием. Такого человека мучили, отрезали ему язык, пальцы, и если он продолжал молиться так, как он считает нужным, то его казнили. Самая известная старообрядка — боярыня Морозова, запечатленная Суриковым. И на эту тему можно сделать очень сильные художественно-исторические произведения. И поэтому многих авторов это время вдохновило на произведения. Но также этот период очень хорош для политической и другой разной спекуляции и манипуляции с данными.

Суриков "Боярыня Морозова"
Суриков "Боярыня Морозова"

6. Минусы книги (просто подлизывание Романовым) и принижение Морозовой и вообще всех раскольников (поцеловала навоз)

Когда писалась эта книга, в России правила династия Романовых, к коим относился и Алексей Михалыч Тишайший, царь, при котором и начался раскол. Возможно, поэтому Мордовцев буквально подлизывается перед Тишайшим и постоянно упоминает его «добрые глаза», «не ведает, что творят его подчиненные», «добрый голос царя». Причем эти фразы чередуются с фразами про установили сруб, чтобы сжечь Морозову, перебили всех, казнили за царя.

А розысками и казнями раскольников у Мордовцева занимаются «никониане!» - хотя Никон уже давно был в отставке, а приказы казнить, пытать и убивать давал царь Тишайший.

При этом Мордовцев показывает Морозову и Аввакума дураками, психопатами, которые могли бы уступить и жить себя хорошо и богато, но нет, по своей глупости и упертости идут на свою гибель.

Некоторые моменты вообще странные - например, как Морозова поцеловала руку юродивому, пахнущую навозом. Это что, исторический факт? Вот прям чем рука пахла, откуда Мордовцев знает? Даже чтец (я слушал аудиокнигу), когда читал это место про навоз, заикнулся и усмехнулся - настолько нелепый момент.

Мордовцев "Великий Раскол".
Мордовцев "Великий Раскол".

7. Во всем виноваты хохлы

В книге буквально говорится, что в расколе виноваты хохлы. И это в книге 1881 года!

Например, такие фразы героев упоминаются:

«Троеперстное сложение -- еретицкое: его выдумали хохлы с турскими наемниками да арапами!»

Книга заканчивается фразой: «От дурни москали!»

8. Мнение Мордовцева о причинах раскола

И если обвинение хохлов, сказанное художественными героями книги Мордовцева, еще как-то приемлемо. Но и сам автор неожиданно начинает размышлять на странице художественной книги и называет причину раскола: печатный станок, который привезли ХОХЛЫ. Мол, стали печатать книги - ну так надо всё к общему виду привести. Поэтому стали править всякие законы и обряды старины. На мой взгляд, да и на взгляд старообрядцев, я думаю, это, конечно, полная ерунда. Что ж это было настолько важно, чтобы на костер людей отправлять? Какие-то ошибки и опечатки в книгах?

Клином, расколовшим русскую землю и русскую мысль надвое, был просто типографский станок -- это величайшее измышление человеческого ума, -- станок, привезенный в Москву теми, которых батюшка Аввакум называл "хохлами". - Нам всем, православным христианам, -- говорили эти сторонники аза, -- подобает умирать за один аз, его же окаянные враги (это "хохлы") извергли из символа там, идеже глаголется о Сыне Божием Иисусе Христе: "рожденна, а не сотворенна": велика зело сила в сем азе сокровена.

9. Люди в Москве, элита и царь разговаривают у Мордовцева на чистом современном русском, так, вперемешку с двумя-тремя устаревшими словами. А украинцы ... на чистом современном украинском (ну времен Мордовцева, конечно)!

Причем, понимая, что это немного странно и неестественно, Мордовцев все-таки вставляет письма той эпохи дословно. Ну как дословно, тоже более или менее адаптированные под современную русскую речь. А украинские письма той эпохи адаптируются под современный украинский язык.

Самое интересное, что Мордовцев писал свою книгу еще до отмены старорусской азбуки в 1917 году коммунистами - тогда в русском алфавите были и i, и другие буквы из украинского алфавита, и яти, и даже z - по сути, украинский алфавит и русский были одинаковыми, с одинаковыми буквами и даже произношением букв. Поэтому украинский во времена Мордовцева записывался общим русским алфавитом. Но и современная версия уже с современным русским алфавитом, в книгу Мордовцева украинскую речь записали только русскими современными буквами.

Мне кажется, что заевлять, что тогда, в 1600-х, вот прям был русский язык, и прямо украинский - довольно странно. Ведь до 2000-х годов в украинских церквях все песни и молитвы говорили на старорусском языке, так же, как в наших церквях. Если мы возьмем эти адаптированные письма и указы русских царей, то тут и там будут встречаться современные украинские слова, те же «аки», которые у украинцев теперь звучат как «як».

В интернете есть послание Богдана Хмельницкого русскому царю, и тут всё вообще понятно, почти на современном русском написано.

-7

И заметьте фразу: «Приближена к современной украинской орфографии».

В то же время посмотрите на оригинал письма русского образованного Аввакума из его автобиографической книги.

-8

Непонятно практически ничего! Только пара слов. И даже здесь встречаются современные украинские слова типа «оцем». Яндекс-переводчик утверждает, что это означает «этим».

Потом «писати» — это на современном украинском означает «писать».

-9

Мы не знаем, как звучала речь в 1600-е. Аудиозаписей не было, можно только предполагать. Более того, не было телевизора, радио. Не было идеального примера звучания речи. Вообще было сложно представить, как отдаленные деревни разговаривали, учились писать. Не было станков печатных (во времена, описанные Мордовцевым, 1660-е, станок только-только появился), не было учебников и даже норм языка.

Я думаю, что Мордовцеву так разделять речь на русскую и украинскую было странно.

А если копать еще дальше и, например, получить оригиналы книги Аввакума, писем Тишайшего и украинских людей, то окажется, что в Москве говорили на языке, в котором было очень много современных украинских слов, а в том месте, где сейчас Украина, говорили на языке с большим количеством современных русских слов. То есть это будет примерно один язык.

Но идея со вставками реально существующих писем или отрывков из книг интересная. Такие места Мордовцев помечает кавычками. Опять же, он вставляет уже адаптированные под современную русскую речь.

Обратите внимание. Мордовцев одновременно и продвигает украинский язык, и он украинофил, и книги бесплатно на украинском раздает, и вставляет украинскую речь в свои книги, и одновременно восхваляет Романовых (то есть подлизывает российской власти), и одновременно для русских заевляет, что виноваты хохлы-украинцы, то есть разделяет, ссорит два народа. Делает так, чтобы его любимый народ, украинский, ненавидели, обвиняя его во всех русских бедах. Вот такая пропаганда и дело по разделению и ссорам двух братских народов велось еще при царской романовской власти. И обратите внимание, что Мордовцев был обласкан романовской властью, но так же спустя время он никому не нужен и о нем все забыли. А о Мусоргском знает и помнит весь мир.

10. Но не только минусы есть в этой книге! Перейдем к плюсам.

Плюсы — упоминание, что события со Степаном Разиным и Морозовой — это одно время. И более того, они даже друг с другом общаются! Разин общается с Морозовой и даже с Никоном! А в современных произведениях (например, сериале «Раскол») такое глобальное событие, как целые войны и уничтожение целых городов Разиным, игнорируются, как что-то незначительное. Хотят в сознании людей разделить эти исторические события.

11. Еще плюс:

Упоминается, что римляне (то есть католики) тоже троеперстием молятся! То есть в 1600-е старообрядцев упрекали: мол, смотри, цивилизованные страны троеперстием молятся давно, а ты отсталый, всё по-старому. И сразу напрашивается вывод, откуда это троеперстие пошло. И сейчас, если посмотреть, как держат пальцы католики при церковных обрядах, они могут делать это совершенно по-разному! Нет четких правил! Почему бы и старообрядцам не разрешить так же молиться, как им хочется, не заставляя четко следовать новым правилам держать пальцы? (Троеперстием?) Это загадка.

и Римляне троеперстием молются.
и Римляне троеперстием молются.

12. Вывод.

Как Солженицын, вроде подлизывает правительству и вроде Морозовой руки с навозом целует. И тут же он популярен, достаточен, богат, знаменит, его юбилеи празднуют с размахом. Но при этом, из-за того, что писал он давно, сколько интересной информации Мордовцев нам передал. Сейчас события раскола забываются всё сильнее и сильнее, и произведения (типа сериала «Раскол») уже убирают, стирают ключевых персонажей типа Разина.