По легенде, история торгового дома купцов Елисеевых началась с земляники. Крепостной садовник графа Шереметева вырастил в оранжерее поместья урожай земляники и … подал её в корзинке к Рождественскому столу! Граф и гости остались в полном восторге. Граф Шереметев решил отблагодарить за труд своего садовника и прямо спросил: «Чем тебя благодарить, Пётр?». Пётр Елисеевич Касаткин выбрал свободу, граф от щедрот еще добавил сто рублей (неплохая сумма по тем временам).
Покинув имение, Петр Касаткин с женой Марией Гавриловной и сыновьями Сергеем, Григорием и Степаном перебрался в Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге, в 1813 году, они начали торговлю фруктами на Невском проспекте, 18, в доме, где была кондитерская Вольфа и Беранже (сегодня – «Литературное кафе»). Сначала это были яблоки, потом добавились апельсины. А позже и другие экзотические фрукты, колониальные товары и шампанское.
За качеством товара усиленно следили: всё было свежайшее и красивое. Дворяне, заходившие в кондитерскую, потом заворачивали в лавку Елисеева за сладостями, фруктами и шампанским. Торговому обороту способствовало и то, что рядом находился порт, Адмиралтейство и морские слободки, а моряки, как известно, всегда любили выпить. Ассортимент расширялся, количество лавочек росло, вскоре Пётр, накопив неплохой капитал, стал купцом 3-ей гильдии и сменил фамилию на Елисеев, чтобы почтить память отца.
К сожалению, в 1825 году Петр серьезно заболел и скончался. Управление бизнесом продолжила Мария Гавриловна и сыновья. Сыновья купили несколько кораблей для доставки товаров в город. И еще они стали закупать виноград во Франции, Испании и Португалии, на месте его обрабатывали, делая заготовки и привозили в Петербург. В огромных винных подвалах на Васильевском острове из заготовок уже делали вино.
К 1839 году братья Елисеевы стали купцами Первой гильдии. В 1858 году дело возглавил Григорий Петрович Елисеев и учредил торговый дом «Братья Елисеевы». Дело активно развивалось, урожаи винограда в Европе скупали плантациями. Вино получалось настолько качественным, что его закупала даже царская семья. Вино отправляли на международные выставки, получая там признание и золотые медали.
В конце XIX века семейное дело стал вести Григорий Григорьевич Елисеев – внук того крестьянина Петра. В 1901 году он открыл магазин - «храм обжорства» (по словам Гиляровского) в Москве. А через 2 года, в 1902 (в некоторых источниках дата - 1903 год, но на настенной табличке - 1902) и в Санкт-Петербурге.
Магазин заинтриговал горожан еще на этапе строительства. Григорий Григорьевич приобрел для перестройки готовый дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы (тогда - Екатерининской).
Дом был скандально известен: в нем была кофейня, в которой часто собирались народовольцы, ведь оттуда было прекрасно видно Невский проспект. По проспекту часто проезжал император Александр II. Народовольцы сняли помещение в этом доме под предлогом открытия сырной лавки. А по ночам рыли подкоп, чтобы в середине Малой Садовой улицы заложить бом.bу. В назначенный день покушения император не поехал по привычному маршруту и ту ми.ну избежал. В тот день он поехал по набережной Екатерининского канала (Грибоедова), где его уже ждали Николай Рысаков и Игнатий Гриневицкий… Этого покушения император не пережил. На месте смертельного ранения теперь стоит храм Спаса на Крови.
Григорий Елисеев купил этот дом и приступил к перестройке, поручив ее архитектору Гавриилу Барановскому - крестному сыну Георгия Петровича. Дом огородили от любопытных глаз деревянными щитами, работы велись ночью, рабочие получали деньги за сохранение тайны.
В 1902 году магазин торжественно открыли и все присутствующие ахнули! Кроме того, на открытии, единственный раз в истории города – для освящения особняка вынесли икону Казанской Божией матери. Здание в стиле «купеческого модерна» поразило горожан!
Бетон, металлоконструкции, витражи, огромные окна в 5 этажей, высокие потолки. На фасаде скульптуры Адамсона: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
В петербургском магазине над торговым залом также находились театр и ресторан. Магазин братьев Елисеевых, по сути, стал первым торгово-развлекательным центром.
Внутри много бронзы, светильники, витражи, лепнина, растительные орнаменты. Свет слегка таинственно приглушен.
Елисеевы продавали в магазине привезенные из-за границы «колониальные товары»: свежие трюфели, устрицы, трюфели, сыры и необычные фрукты, вино, кондитерскую продукцию, кофе.
Каждый день продукцию осматривали на предмет свежести, если что не так, даже если малейшая трещинка на фрукте, его заменяли свежим. «Некондицию» (фрукты, ягоды, овощи, молочные продукты) разрешали съедать работникам, при этом из магазина ничего выносить было нельзя. Для работников была специальная столовая, лазарет, даже ветлечебница для питомцев.
В собственности Елисеевых было два автомобиля для доставки продуктов на дом. В ресторан заказывали посуду с именным вензелем.
В 1913 году по приказу Николая II члены семьи Елисеевых были возведены в потомственное дворянство.
Спустя примерно год случилось горе: супруга Григория Григорьевича, Мария Андреевна, покончила с собой из-за романа мужа с замужней женщиной Верой Федоровной Васильевой. Григорий Григорьевич женился на ней, менее чем через месяц после трагедии, и даже не пришел на похороны. Дети не простили отца, восприняв это как оскорбление памяти матери, отказались от дворянства и наследства.
В доме осталась жить лишь младшая дочь, четырнадцатилетняя Мария, но вскоре ей удалось сбежать с помощью братьев.
После этого семья погрузилась в депрессию и отошла от дел. В 1918 году все имущество, включая магазины в Москве и Санкт-Петербурге, было утрачено. Григорий Григорьевич переселился в Францию, где прожил до 84 лет, скончавшись в 1949 году.
Почти у всех его детей судьба была непростая, трагическая.
Григорий участвовал в Первой мировой войне, после нее работал хирургом. В 1934 году власти обратили внимание на его дворянскую фамилию и вместе с братом Петром сослали в Уфу. Брат Петр задолжал много денег в карты и был вынужден ради покрытия долгов жениться на некстати забеременевшей от великого князя Бориса Владимировича Зинаиде Рашевской в 1916 году. В 1937 году за ними пришли снова… В 1938 году расстреляли. В 1959 посмертно реабилитировали.
Самым удачливым оказался Сергей: он с детства увлекался востоком, учился сначала в Берлине, потом в институте в Токио (он был первым европейцем, получившим образование в Японии). Работал переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1920-м году его арестовали, но вскоре выпустили. Поняв, что лучше бежать, он нанял лодку и с семьей уплыл в Финляндию, оттуда переехал во Францию и работал при посольстве Японии переводчиком. Поработал он и в США, позже вернулся во Францию. Там и прожил до 1975 года.
Николай успел покинуть Россию и жил во Франции до 1968 года. Похоронен рядом с Сергеем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Александр остался в России, работал в разных НИИ, умер в 1952 году.
Мария. Тоже осталась в России, прожив здесь до 1997 года. Жила она в коммуналке, работала водителем.
Так завершилась история купцов Елисеевых.
После революции большевики переименовали магазин в «Гастроном номер 1». Но и тогда обеспеченные граждане могли купить здесь деликатесы.
Театр на втором этаже показывал веселые спектакли, водевили, порой весьма фривольного содержания. В 1929 году там обосновался театр сатиры, который сейчас называется Театр комедии имени Акимова. Театр не переставал работать и в блокаду. Труппа театра Акимова переехала в БДТ, а в доме на Невском проспекте давали представления Театр музыкальной комедии и Городской (Блокадный) театр. После ВОВ театр Акимова вернулся на историческое место.
Большие стеклянные окна в период ВОВ служили для размещения на них агитплакатов «Окна ТАСС».
В 80-е годы XX века магазин частично отреставрировали. Когда он вновь открылся после ремонта, некоторые люди припоминали, что в зале до ремонта висела золотая люстра (над тем местом, где сейчас пальма-ананас). Якобы перед тем как сбежать, Елисеевы переплавили свое золото и спрятали его в люстре, прикрыв хрустальными подвесками, чтобы позже спокойно забрать. Доказательств нет как существованию люстры, так и обратному.
В конце 1980-х мы с бабушкой ездили в Елисеевский, там можно было купить отличную колбасу. Бабуля всегда вспоминала ряды висящих колбас и их потрясающий аромат, сейчас такого, увы, не найдешь…
С 2000 по 2010 год магазин не работал. В 2010 году его арендовал Евгений Пригожин, в 2011 году начались реставрационные работы и с 2012 года магазин распахнул вновь свои шикарные двери. Был воссоздан интерьер 1903 года.
А за витриной поселились герои Щелкунчика, они двигаются. Расписывал их известный художник Михаил Шемякин.
В продаже по-прежнему необычные и дорогие деликатесы. Цены - за 100 г. Кто такой сарлык - не знаю.
Это озадачило.
Черной икорочки изволите?
В магазине большой ассортимент пирожных. Можно купить штучку и кофеёк, да и посидеть под пальмой. Листайте галерею.
И послушать, посмотреть и удивиться как работает само по себе механическое пианино.
На Малой Садовой улице, сразу за магазином купцов Елисеевых, в 2000 году поселился кот с символическим именем Елисей.
Прогуливаясь по Невскому, загляните в магазин купцов Елисеевых, насладитесь интерьером "купеческого модерна", выпейте чашечку кофе со свежим пирожным и почувствуйте атмосферу прошлого.