Французские комедии, несмотря на популярность штампов о неуклюжих героях, попадающих в нелепые ситуации, часто представляют собой более глубокие и оригинальные произведения, созданные известными европейскими режиссёрами. Такие авторы, как Квентин Дюпьё, Франсуа Озон, Мишель Гондри, Луи Гаррель и другие, выводят жанр комедии на новый уровень, сочетая в своих фильмах элементы абсурда, иронии и социальной сатиры. Эти фильмы редко следуют традиционным канонам, в отличие от банальных картин, и часто предлагают зрителям интеллектуальный и необычный юмор, который заставляет задуматься о более серьёзных темах. В этом обзоре мы расскажем о нескольких современных французских комедиях, которые точно заслуживают внимания и которые могут стать яркими примерами нестандартного подхода к жанру.
«Моё преступление» (2023)
Режиссёр: Франсуа Озон
артина от одного из самых продуктивных и известных французских режиссёров, который с каждым новым проектом неизменно радует зрителей своим мастерством в создании ярких, многослойных картин. «Моё преступление» — это экранизация одноимённой пьесы Жоржа Берра и Луиса Вернея, написанной почти сто лет назад. Сюжет рассказывает историю актрисы Мадлен Вердье, обвиненной в убийстве влиятельного продюсера. Однако вместо того чтобы мириться с обвинениями, Мадлен решает превратить судебный процесс в настоящее шоу, используя помощь своей подруги, адвоката Полин. С помощью своих уникальных умений актриса превращает дело в зрелищное событие, которое привлекает внимание всей страны.
Мадлен уверяет, что продюсер был насильником, и она убила его в целях самообороны. Эта лёгкая и веселая комедия с элементами водевиля прекрасно высмеивает как правосудие, так и искусственные механизмы успеха, демонстрируя, как смекалка и находчивость могут привести к славе и признанию, независимо от того, насколько честными были методы её достижения.
«Второй акт» (2024)
Режиссёр: Кантен Дюпьё
Эта картина, которая открывала Каннский фестиваль 2024 года, является ярким примером того, как можно спровоцировать зрителя на размышления о современном юморе и театре. Картина повествует о группе актёров, которые собрались в удалённом кафе «Второй акт», чтобы обсудить не только свою работу, но и более широкие вопросы современного искусства и шоу-бизнеса.
Персонажи фильма оказываются в сложных, порой комичных ситуациях, обсуждая такие важные темы, как «культура отмены» и амбиции артистов. Одним из центральных элементов является игра между реальностью и искусством, ведь актёры то выходят из своих ролей, то снова вживаются в них, заставляя зрителя постоянно сомневаться, что же происходит на самом деле. Эта работа обладает уникальной атмосферой абсурда, заставляя зрителей смеяться над глубокими проблемами современности.
«По правилам и без» (2022)
Режиссёр: Луи Гаррель
Это криминальная комедийная картина, которая сочетает элементы боевика, ромкома и драмы. Главный герой, экскурсовод Абель, переживает смерть своей жены и сталкивается с новым мужем своей матери, который недавно вышел из тюрьмы. Вместе они решают открыть цветочный магазин, но Абель уверен, что его отчим продолжает заниматься преступной деятельностью.
Фильм гармонично сочетает динамичные экшн-сцены с умело выстроенным комедийным элементом, создавая удивительную атмосферу, где невероятные повороты событий вызывают не только смех, но и напряжение. Гаррель мастерски использует юмор, чтобы исследовать темы семьи, доверия и личной ответственности. Комедия демонстрирует, как нелепые ситуации, в которых оказываются герои, часто скрывают более серьёзные проблемы, такие как страх, вину и амбиции.
«Шопоголики» (2023)
Режиссёры: Оливье Накаш и Эрик Толедано
Новый проект от известных французских режиссёров, которые ранее сняли фильм «1+1», ставший мировым хитом. Их комедия «Шопоголики» также не лишена социальной значимости и иронии. В центре сюжета находятся два мужчины, Альбер и Брюно, которые погрязли в долгах из-за своих необдуманных покупок и решают обмануть экозащитников. Альбер влюбляется в активистку, которая борется за защиту окружающей среды. Эти шопоголики начинают продавать свои ненужные вещи, пытаясь втереться в доверие к экоактивистам.
Однако фильм больше, чем просто о шопоголиках. Это комедия о мужской дружбе, испытанной долгами и любовью. А также о нашем обществе, которое в последнее время всё больше озабочено вопросами экологии и социального активизма. Авторов не интересуют объяснения мотивации их героев, и они не пытаются оправдать их поступки. Вместо этого они фокусируются на их взаимодействии и на том, как внешние обстоятельства, такие как долги и взаимоотношения с окружающими, влияют на их поведение.
«Сестра, действуй!» (2022)
Режиссёр: Лоран Тирар
Эта комедийная картина может стать открытием для зрителей, привыкших к более традиционным сюжетам. Четырём пожилым монахиням и одной молодой послушнице предстоит победить в велогонке с призом в 25 тысяч евро, чтобы отреставрировать дом престарелых. Фильм с лёгкостью высмеивает жанр спортивной драмы, где герои — это участники соревнований, а монашки — далеки от мира спорта. Смешно наблюдать, как эти героини, далекие от спорта и тренировок, вступают в борьбу с конкурентами, готовыми на всё ради победы.
Тирар умело использует контраст между неуклюжими персонажами и серьёзной спортивной атмосферой, создавая фильм, который становится веселым комментарием на многие жанровые штампы. «Сестра, действуй!» — это комедия о том, как важна дружба, решимость и сила духа в самых неожиданных обстоятельствах.
«Книга решений» (2023)
Режиссёр: Мишель Гондри
Мишель Гондри, известный своими необычными и визуально запоминающимися фильмами, возвращается после восьмилетнего перерыва с картиной «Книга решений». Фильм основан на опыте самого режиссёра и рассказывает о молодом кинорежиссёре Марке Беккере, который сталкивается с творческим кризисом. После того как его фильм не принимают продюсеры, Марк решает спрятаться в доме своей тёти, где с командой пытается закончить работу над своей картиной.
Гондри с присущей ему эксцентричностью показывает, как сложен процесс создания фильма, при этом не избегая иронии и самоиронии. Фильм пронизан темой творческого кризиса и остросоциальными моментами, что делает его особенно привлекательным для зрителей, интересующихся проблемами искусства и творчества.