Члены экипажа стратосферного аэростата «Осоавиахим-1»
В 1933 году группой инженеров Ленинградского отделения ОСОАВИАХИМ был разработан и построен стратосферный аэростат, для покорения рекордных для того времени высот.
Для проведения научных опытов и наблюдений стратостат «ОАХ-1» оснастили лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, часть оборудования подготовили в Радиевом и Физико‑техническом институтах.
Первоначально старт «Осоавиахима-1» был назначен на 30 сентября 1933 года, но был отложен из-за неблагоприятных метеоусловий до весны 1934 года.
По иронии судьбы в этот же день в подмосковной Коломне был произведен запуск стратостата «СССР-1», который установил рекорд высоты подъема в 19 000 метров.
Вскоре после рекордного полета командир экипажа «СССР-1» Георгий Прокофьев заявил, что в ближайшее время они планируют новый рекордный полёт в холодное время года.
В ответ на это заявление командир «ОАХ-1» Павел Федосеенко подал рапорт в центральный совет Осоавиахима с просьбой разрешить в конце января 1934 года полёт посвящённый XVII съезду ВКП(б).
28 января 1934 года «Осоавиахим-1» был доставлен к месту старта в Кунцево.
30 января 1934 года с 8:00 до 9:00 прошла завершающая предполётная подготовка «ОАХ-1» и было произведено окончательное взвешивание стратостата. Согласно окончательным расчетам, была определена максимально допустимая высота подъема 20 500 метров.
По окончании предполетной подготовки стратостат «ОАХ-1» с тремя членами экипажа на борту начал подъем.
Члены экипажа:
Федосеенко Павел Фёдорович (1898 -1934)
Военный пилот-аэронавт. Командир экипажа стратостата «Осоавиахим-1».
Первые полёты на воздушных шарах совершил ещё до Октябрьской революции.
С 1918 года в РККА. Во время Гражданской войны командир 9-го воздухоплавательного отряда. За отличие при штурме Перекопа был награждён орденом Красного Знамени. В 1932 году окончил Военно-воздушную академию и факультет дирижаблестроения Комбината Гражданского воздушного флота.
Васенко Андрей Богданович (1899 – 1934)
Советский инженер-аэролог, конструктор стратостатов, член экипажа стратостата «Осоавиахим-1».
Родился в Царском селе. Окончил гимназию. В 1918 году вступил добровольцем в РККА.
В 1922—1927 годах учился на факультете воздушного транспорта Ленинградского института инженеров путей сообщения. После защиты диплома был оставлен в институте на преподавательской работе.
Занимался вопросами аэрофотосъемки, а также конструированием стратостатов. Был одним из ведущих разработчиков конструкции стратостата «Осоавиахим-1».
Усыскин Илья Давыдович (1910–1934)
Ученый – физик, которому предрекали блестящее будущее в науке. Член экипажа стратостата «Осоавиахим-1».
Родился в Большом Селе Ярославской губернии. В 15 лет с отличием окончил пензенскую школу имени Белинского, но не был принят ни в один институт по возрасту. В 1927 году поступил в Московское высшее техническое училище, в 1928 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт на физико-механический факультет. Был одним из любимых учеников академика А. Ф. Иоффе. К 1932 году успел досрочно закончить институтский курс и аспирантуру. В возрасте 21 года занял должность доцента Ленинградского физико-технического института и одновременно возглавил его комсомольскую организацию. После начала работ над созданием стратостата «Осоавиахим-1» академик Иоффе возглавил разработку программы научных исследований, которые должны были быть проведены в ходе полета на недосягаемую ранее высоту. Илья Усыскин не только принимал активное участие в разработке и подготовке научного оборудования, но и был включён в экипаж в качестве научного сотрудника.
30 января 1934 года через два часа после старта на земле была получена радиограмма:
«Говорит „Сириус“! Время сейчас 11:16. Высота по альтиметру 20 500 метров».
Таким образом экипаж «Осоавиахим-1» установил новый мировой рекорд высоты подъема, причём сделал это в условиях первого в мире зимнего полета в стратосферу.
Затем было ещё две радиограммы:
«11:42. Говорит „Сириус“! Высота 20 600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…»
«11:49. Говорит „Сириус“! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей…»
после чего связь с была потеряна из-за сильных помех.
В течение 5 часов никаких сведений о судьбе «ОАХ-1» и его экипажа не было. Около 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги. Все трое стратонавтов погибли.
Из записей в бортовом журнале следует, что стратостат в 12:33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около двенадцати минут, после чего начал плавное снижение.
Комиссия, производившая расследование пришла к выводу, что при спуске в результате обледенения произошёл разрыв оболочки стратостата что привело к катастрофе.
2 февраля 1934 года на Красной площади прошли похороны отважных воздухоплавателей на котором присутствовали все делегаты XVII съезда партии.
Урны с прахом погибших несли Ворошилов, Сталин и Молотов.
Папанин Иван Дмитриевич (1894–1986)
Советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.
Родился в Севастополе в семье матроса Черноморского флота. После окончания начальной школы в 1909 году работал токарем в механических мастерских севастопольского порта. В1914 году был призван на службу в Черноморский флот. Активный участник революции и гражданской войны.
Служил в ЧК.
В 1922 году получил назначение в Москву в комиссаром хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел.
В 1923 году переходит на службу в Народный комиссариат почт и телеграфов.
В 1923—1925 годах проходил обучение на Высших курсах связи, после которых был направлен в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции в Томмоте.
С 1932 по 1935 годы был начальником нескольких полярных станций на Земле Франца Иосифа и на мысе Челюскин.
В 1937 году возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс 1». Все участники экспедиции были удостоены звания «Герой Советского Союза».
По результатам экспедиции 6 марта 1938 года был сделан доклад на заседании президиума АН СССР, по результатам которого все члены экспедиции получили научные степени «Доктор географических наук».
В 1939—1946 годах Иван Дмитриевич Папанин занимал пост начальника Главсевморпути.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Арктики и проявленный при этом героизм начальник Главсевморпути Папанин Иван Дмитриевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Он стал одним из пяти дважды героев удостоенных этой чести еще до начала Великой Отечественной войны.
С 15 октября 1941 года уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. В октябре 1943 года руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.
С 1949 до 1951 год был заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям. Возглавлял службу космических исследований мирового океана. С 1956 года директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Председатель Московского филиала Географического общества СССР.
Ушел из жизни 30 января 1986 года. Похоронен в Москве на 10 участке Новодевичьего кладбища.
На этом мои уважаемые читатели позвольте ненадолго прерваться Сегодня вечером я планирую ещё вспомнить замечательного актера Леонида Вячеславовича Куравлева, киносценариста Виктора Ивановича Мережко и популярных некогда киноактрису и певицу день памяти которых так же пришёлся на 30 января. Так что до скорой встречи