Найти в Дзене
Газета.Ru

Свадьба, туалет в теплушке, золото и людоедство: живые истории сталинского «раскулачивания»

95 лет назад, 30 января 1930 года, советская власть приняла постановление о начале политики «раскулачивания» в рамках коллективизации. У зажиточных крестьян — «кулаков» — отнимали имущество и землю, силой и уговорами сгоняли в колхозы. Многие, впрочем, шли сдавать «излишки» имущества и вступали в колхозы добровольно. Споры об итогах сталинской коллективизации идут до сих пор. Потомки «раскулаченных» крестьян рассказали «Газете.Ru» истории своих предков — и страшные, и даже романтические. 30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Так началась эпоха «раскулачивания», признанного в 1991 году Верховным Советом РСФСР частью советских репрессий. «Кулаками» еще до Октябрьской революции в России называли зажиточных крестьян, которые занимались кроме сельского хозяйства еще и предпринимательством, а также могли быть ростовщиками. В 1918 году большевики начали проводить продразверстку, отнима
Оглавление
Члены рабочей бригады изымают скрытый кулаками хлеб. На основании постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», 1930 год / РИА Новости/РИА Новости   📷
Члены рабочей бригады изымают скрытый кулаками хлеб. На основании постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», 1930 год / РИА Новости/РИА Новости 📷

95 лет назад, 30 января 1930 года, советская власть приняла постановление о начале политики «раскулачивания» в рамках коллективизации. У зажиточных крестьян — «кулаков» — отнимали имущество и землю, силой и уговорами сгоняли в колхозы. Многие, впрочем, шли сдавать «излишки» имущества и вступали в колхозы добровольно. Споры об итогах сталинской коллективизации идут до сих пор. Потомки «раскулаченных» крестьян рассказали «Газете.Ru» истории своих предков — и страшные, и даже романтические.

Ликвидация кулака как класса

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Так началась эпоха «раскулачивания», признанного в 1991 году Верховным Советом РСФСР частью советских репрессий.

«Кулаками» еще до Октябрьской революции в России называли зажиточных крестьян, которые занимались кроме сельского хозяйства еще и предпринимательством, а также могли быть ростовщиками.

В 1918 году большевики начали проводить продразверстку, отнимая у крестьян «излишки» хлеба для городов, заводов и Красной армии. В ходе этой кампании тысячи человек были убиты, десятки тысяч стали жертвами массового голода в начале 1920-х — кроме неурожая и войны, его причиной стала и продразверстка.

   Плакат периода коллективизации, 1930-е / Михаил Филимонов/РИА Новости
Плакат периода коллективизации, 1930-е / Михаил Филимонов/РИА Новости

Владимир Ленин, выступая за продразверстку, называл зажиточных крестьян-кулаков «самыми зверскими, самыми грубыми, самыми дикими эксплуататорами».

«Если кулак останется нетронутым, если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист», — говорил он.

Большинство крестьянских хозяйств России были разорены или уничтожены в ходе Гражданской войны. В годы НЭПа, однако, произошло постепенное — и довольно быстрое — восстановление сельского хозяйства. Продразверстку заменили продналогом — платить его было не так тяжело. У многих крестьян появились хлеб, деньги, скот.

В 1927 году кулацкими считались почти 4% крестьянских хозяйств СССР. Больше всего их насчитали в Сибири — 6,7%, а также на Северном Кавказе — 5,8%.

В том же году большевики на XV съезде партии взяли курс на коллективизацию. Причиной была заявлена необходимость обеспечить советские города сырьем и продуктами — чтобы реализовать планы по индустриализации. А деревни хотели централизованно обеспечивать техникой. Но этому «мешали» зажиточные крестьяне — далеко не все хотели сдавать имущество и вступать в колхозы. Однако до 1930 года мишенями для критики и политического давления были лишь те «кулаки», кто избегал уплаты налога или нарушал, по мнению советских властей, законы о земле, ее аренде и найме работников.

Тем не менее Сталин собирался перевести сельское хозяйство страны полностью в общественную собственность. А крестьян принудить или убедить вступить в колхоз — коллективное хозяйство, сельскохозяйственную артель, в которой вся земля принадлежит ей. Были еще совхозы, государственные сельскохозяйственные предприятия, где работники были наемными и получали зарплату — а не являлись формально совладельцами предприятия, как в колхозе.

Советская власть объявила о намерении ликвидации «кулака» «как класса». Имущество зажиточных крестьян должно было быть либо изъято, либо же они должны были добровольно вступить в колхоз.

   В доме, раньше принадлежащем кулаку, поселилась семья бывшего батрака, 1930 год / Макс Альперт/РИА Новости
В доме, раньше принадлежащем кулаку, поселилась семья бывшего батрака, 1930 год / Макс Альперт/РИА Новости

Были разработаны — из-за нежелания десятков тысяч крестьян расставаться с нажитым добром — репрессивные меры. ОГПУ предложило 60 тыс. человек направить в трудовые лагеря, около 150 тыс. человек выселить. В необжитые местности выслать запланировали около 170 тыс. семейств. У подлежащих высылке конфисковывали имущество, разрешая оставить на семью только 500 рублей. Сберкнижки у кулаков также изымали. Фактически высылаемые «раскулаченные» оставались без средств к существованию.

Многие крестьяне сопротивлялись коллективизации и «раскулачиванию» — в СССР в начале 1930-х развернулась, по мнению ряда историков, вторая Гражданская война.

При этом четких критериев «кулака» установлено не было, и на местах открывался «неисчерпаемый простор» для массовых злоупотреблений. Например, в 1933 году близ села Назино на севере нынешней Томской области несколько тысяч человек погибли от голода. «Раскулаченных» высадили в глуши без еды, инструментов и запасов — всего более 6 тыс. человек. За три месяца умерло и было убито около 4 тыс. человек, задокументированы десятки случаев людоедства.

Одна свадьба, золотой крест и теплушки

Одно из последствий советской политики репрессий — это полустертая коллективная и частная память о трагедии. Впрочем, кое-что люди помнят и передают из поколения в поколение. Потомки репрессированных «кулаков» рассказали «Газете.Ru» истории своих предков.

В Харьковской области, поделилась своей историей Елена, жила ее бабушка — она была единственной дочерью в зажиточной крестьянской семье.

«Свое хозяйство, жили очень хорошо — что такое голод она не знала. Продукцию сдавали на реализацию, сами не торговали (считали стыдным). Обязательно полуденный сон и деньги пачками в доме. Однажды бабушка увидела, как к их двору подходит военный «с пистолем» на боку и спрашивает — мол, чьих она будет. Бабушка повела парня к отцу. Поняла, что пришел раскулачивать, но тут что-то пошло не так. Оба молодые, даже юные — лет по 18. Военный влюбился и попросил ее руки. Быстро поженились. Больше их никто не беспокоил».
   Проводы рабочих-двадцатипятитысячников, уезжающих на работу в село для организации колхозов и совхозов, 1930 год / Владимир Минкевич/РИА Новости
Проводы рабочих-двадцатипятитысячников, уезжающих на работу в село для организации колхозов и совхозов, 1930 год / Владимир Минкевич/РИА Новости

У Сергея в Астраханской области раскулачили прабабушку.

«Прабабушка — зажиточная крестьянка, нанимавшая для работы мужиков, — поверила в коммунизм, отдала почти все фамильное золото добровольно. Дед мне говорил, что она отдала под 20 кг золота сама. Потом ее пришли раскулачивать и раскулачили до нищеты. Единственное, что осталось от фамильного золота, — золотой крест с камушками весом в 2,5 кг, фамильная реликвия».

Семья прабабушки Павла жила также в Астраханской области, и в теплушке — вагоне для скота — была отправлена в Сибирь.

«На дворе была зима. В село пришли красные и по указке местных бедняков начали репрессии. Аргументировано это было тем, что дом семьи прабабки был большой, новый, а строили его якобы батраки — хотя они позвали помогать родственников, когда переехали. Никаких доводов красные слушать не стали и отправили всю семью с грудным ребенком на вокзал, где они провели около трех дней в ожидании эшелона. Потом их загрузили с кучей других таких же «раскулаченных» в один из вагонов, предназначенных для скота. Народу было настолько много, что можно было только стоять. И везли их на станцию Тайга».

По словам Павла, в туалет сходить можно было лишь в углу теплушки. А места освобождались во время коротких остановок поезда и быстрых похорон умерших от тягот дороги людей.

   «Красный обоз» колхоза «Восход» на сдаточном пункте, 1932 год / РИА Новости
«Красный обоз» колхоза «Восход» на сдаточном пункте, 1932 год / РИА Новости
«Сесть с грудным ребенком на пол моя прабабушка смогла только на вторые сутки пути, когда место освободилось. По приезде на полустанок их вывалили из вагонов посреди леса, где они жили в собственноручно сделанных землянках несколько лет, пока не услышали о стройке в городе Верхнеудинске (сейчас — Улан-Удэ). До него они добрались пешком и начали жизнь заново», — добавил Павел в разговоре с «Газетой.Ru».

В Московской области, под Серпуховом, жила семья Олега. По его словам, родные о том времени говорили мало.

«В нашей семье было девять детей. Дед держал небольшую лавку, продавал нитки, ткани. У деда лошадь была. Умная, работящая, послушная, кормилица семьи, все ее любили. Но лошадь страдала запорами. И дед помогал ей облегчиться. Руками. Забрали лошадь в колхоз. Через неделю она сдохла. А деда раскулачили, отобрали лавку».

Лидия рассказала, что ее отец, живший на севере Вологодчины, сам в начале коллективизации отвел скотину в колхоз — потому что истово поверил в коммунизм.

«Он верил каждому слову коммунистов, даже матери моей отрезал косу — чтобы та носила красную косынку. Сам пошел в колхоз и сдал лошадей, коров. Нашу семью — а у нас много детей было — не раскулачивали, потому что сами все сдали. Осталась там одна корова, и ту потом тоже сдали сами. Репрессий особо не было — только мама очень жалела нашего священника, его куда-то увезли. А в храме белокаменном сделали МТС (склад материально-технических средств)».

Колхозы существовали в СССР вплоть до распада Советского Союза.

   Кулаков выселяют из деревни, 1930 год / Макс Альперт/РИА Новости
Кулаков выселяют из деревни, 1930 год / Макс Альперт/РИА Новости
«В упадок деревни пришли после войны, когда все, что было — облагалось налогом: куры — сдай яйца, ягодные кусты растут — сдавай ягоды, поросенок есть — отдай мясо и шкуру, овцы есть — отдай шерсть и мясо, корова — сдавай молоко. Заставляли брать облигации. А оплата была трудоднями. Косить траву для личного пользования не разрешали. Искали везде по кустам. Народ стал все бросать, уезжать, а кто оставался — избавлялись от животных. Было очень тяжело», — добавила Лидия.

«Коллективизация обескровила русскую деревню»

«Население в это время у нас в основном жило в сельской местности, в городах жителей еще было очень мало, но и страна была аграрной, как и прежде. В 1927 году власти решили провести индустриализацию страны. Для этого провели коллективизацию — насильственно. Людей записывали в колхозы, изымая у них птицу, скот», — рассказал «Газете.Ru» историк, специалист по советской истории Александр Черемин.

Он отметил, что главными итогами коллективизации стали голод 1932-1933 годов. Кроме того, многих активных деятелей сельского хозяйства или расстреляли, или отправили в лагеря.

«СССР получил рабочую силу для заводов, но сельское хозяйство по сути уничтожили. По сравнению с XIX веком коллективизация не улучшила в сельском хозяйстве ничего», — добавил эксперт.

Альтернативой Черемин назвал фермерские хозяйства по примеру США, где земля принадлежала фермеру. В условиях частной собственности выращивали то, что можно было продать, и для результата старались работать. А в колхозах выращивали по разнарядке, по требованию сверху – поэтому для показателей и разбавляли молоко, и выращивали непригодные для климата культуры, вроде кукурузы.

Другой вариант, полагает историк, это технологическое насыщение деревни – например, как в Голландии, где высокие урожаи при малоземелье достигали с помощью техники и науки, например, строя теплицы.

«Важно помнить, что крестьянство — хоть большевики и провозгласили себя партией рабочих и крестьян — воспринималось советской властью как враг. Вспомним крестьянские восстания в Тамбовской губернии или Сибири. Сам термин «раскулачивание» — пропагандистский, «кулаками» большевики называть начали просто крепких хозяйственников, работавших от зари до зари, трудолюбивых и предприимчивых людей с мозолями на ладонях. Коллективизация же просто обескровила русскую деревню, уничтожив ее главные силы», — резюмировал Черемин.

Историк, создатель Telegram-канала Russian Economic History Евгений Белокуров в разговоре с «Газетой.Ru» указал, что урон, который коллективизация нанесла русской деревне, был огромен.

«Например, поголовье крупного рогатого скота с 1929 по 1933 годы сократилось почти в два раза, а вместе с ним сократилось производство продуктов животноводства. Потребление мяса даже в начале 1950-х годов было все еще ниже, чем в годы НЭПа. Что еще хуже, коллективизация подрывала стимулы к труду, и этот негативный эффект не смогли перевесить даже поставки селу тракторов и минеральных удобрений. В результате урожайность зерновых вплоть до начала 1950-х годов оставалась практически такой же, как и в 1920-е годы».

Белокуров добавил, что заметное улучшение продовольственного положения СССР произошло уже при Хрущеве, за счет распашки целины. Он подчеркнул, что именно коллективизация была главной причиной неэффективности советского сельского хозяйства, и положение не исправили даже огромные затраты на сельскую инфраструктуру и мелиорацию, сделанные в годы брежневского застоя.