«Жигули» - самый массовый автомобиль в стране
Автогигант в Тольятти выходит на проектную мощность. Автомобиль «Жигули» становится самым массовым автомобилем в истории страны. За весь период производства выпущено 17,6 млн. машин.
6 августа 1966 года в Москве подписывается соглашение с итальянской компанией Fiat о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей, и строительстве автозавода на территории СССР. Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны уже в апреле 1970 года.
Соглашением определялись и сами модели планируемые к выпуску: два автомобиля с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа базовой модели был определён «Fiat 124», получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Летом 1966 года происходит первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний выявляется ряд проблем с долговечностью кузова, тормозами, отоплением салона, отсутствием проушин для буксировки и др. Все замечания советских специалистов были учтены и доработаны итальянскими конструкторами в окончательном варианте автомобиля.
С «Жигулей» счет личному транспорту в СССР идет на миллионы.
Чтобы не утверждали недоброжелатели, в СССР благосостояние населения медленно, но год от года повышается. Относительно свободно автомобиль продается первые 2-3 года. Но потом 5 – 6 тысяч рублей становятся доступной суммой для многих семей, спрос начинает опережать предложение и автомобили превращаются в дефицит.
Любимую семейную вещь – автомобиль украшают в соответствие с тюнинговыми веяниями того времени: шкуры на сиденья, оплетка руля, подвески игрушек на зеркале заднего вида, аэродинамические прижимы на щетки стеклоочистителя, прозрачная ручка с цветком на рычаг переключения передач.
«Жигули» экспортируют не только в страны третьего мира, но и в некоторые страны Запада. За границу «Жигули» отправляют с более удобным для произношения иностранцам именем - «Лада» («Lada»).
Новый год – главный календарный праздник
С этого года первое лицо страны с экрана телевизора поздравляет граждан страны с Новым годом. С экрана звучит именно поздравление, а не речь или доклад, как на другие официальные национальные праздники.
Только Новый год народ отмечает всю ночь до утра. Отмечают, как правило, в два захода. Первый заход начиная 31 января примерно с 23-00, и до того кто сколько сможет выдержать. Второй заход 1 января в 13 – 14 дня, когда все проспятся.
Всю новогоднюю ночь по телевизору идет «Голубой Огонек» - на экране чокаются, поют вместе находящимися по ту сторону экрана телезрителями.
На столе обязательно бутылки с шампанским, неповседневный алкоголь, салат оливье, шпроты, холодец, селедка под шубой, домашние соленья. На горячее фирменное блюдо от хозяйки.
Обязательный атрибут праздника, запрещенная до середины 30-х годов, зеленая елочка, украшенная игрушками. Свежесрубленные елочки продают на елочных базарах. Но во многих семьях предпочитают искусственные елки, меньше мусора от опавших иголок, и выбрасывать елку по окончанию праздников не надо.
Для детей все зимние каникулы проходят детские «Елки». Билеты распространяют по месту работы родителей. После представления, по отрывному талону от билета, маленьким зрителям в коробке-сумке вручают новогодний подарок: конфеты, маленькая шоколадка, пачка вафель или печенья, и обязательно 2 мандаринки.
Леонид Енгибаров – грустный клоун
Леонид Енгибаров - Советский клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун».
Он коверный – трагик, а не коверный-комик.
Интермедии Енгибарова, на резком контрасте с остальными цирковыми номерами, сразу узнаются и принимаются публикой.
В одном из номеров он держит, под аплодисменты публики, рекордный баланс на 5 катушках. И вдруг выворачивает все свои карманы, и в каждом висит большая блестящая медаль. Многие видят в этом политический намек, и аплодисменты усиливаются в разы.
Его цирковая карьера прекратилась в 1971 году. Енгибаров уходит из Государственного цирка, когда его партнеру запретили международные гастроли. Вместо этого он создает Театр эстрадной пантомимы. Официально ему запрещено называть свою компанию “театром”, и разрешается использовать только термин «труппа». Он успевает поставить всего одну пьесу “Звездный дождь” до своей безвременной кончины от обширного сердечного приступа.
Магазины самообслуживания
В крупных городах появляются магазины самообслуживания. Советская торговля переходит на новый, прогрессивный вид работы.
Магазины самообслуживания не могли не появиться. В крупных городах покупка чего-либо превращалась в утомительную процедуру. Торговля в основном была представлена небольшими специализированными магазинами.
При посещение гастронома советским хозяйкам надо было за товаром сначала выстоять очередь в какой-то отдел. Необходимые товары продавец брал с полок, отрезал, взвешивал и заворачивал в бумагу. Покупателю сообщали его стоимость, и тот спешил в кассу, где опять приходилось стоять в очереди, чтобы оплатить покупку. Процедура отоваривания занимала много времени, и часто делать все это приходилось после работы.
Магазины самообслуживания стали отличным решением.
Главное преимущество магазинов без прилавков – расфасованный и упакованный товар. Сыр, колбасу, масло, творог, крупы обслуживающий персонал магазина взвешивает, заворачивает, маркирует в торговом зале за перегородкой. Товар выкладывают на прилавки или просто вывозят сложенный в корзину на колесиках. Покупатели набираю расфасованный товар и идут на выход к кассе.
Безусловно, и тут не обходится без проблем. Продавцы грубят, кассиры обслуживают медленно, тележек не хватает, постоянно большие очереди к кассам. Но, несмотря на все недостатки, это было намного удобней существовавшей тогда системы торговли.
В районах новостроек возводят отдельные здания Универсамов – прообразы современных супермаркетов.
Часы театра Образцова – час волка
После остановки строительства здания театра им. Станиславского на Садовом кольце по адресу Садово-Самотечной улице дом 3, в новое здание, после переоборудования, въезжает и открывается театр кукол имени Образцова.
Символом театра является эмблема – ладонь, на указательном пальце шарик.
На фасаде здания установлены оригинальные часы размером 3х4 метра, быстро ставшие одной из московских достопримечательностей.
Каждый час под музыкальное сопровождение, на циферблате из окошка-домика появляется один из сказочных персонажей. Порядок появления героев сказок по часам следующий: 1:00 – осел, 2:00 – сова, 3:00 – попугай, 4:00 – заяц, 5:00 – лиса, 6:00 – обезьяна, 7:00 – кот, 8:00 – баран, 9:00 – бобер, 10:00 – коза, 11:00 – волк, 12:00 – поросенок.
В 11-00 на часах в окошке появляется Волк. «Одиннадцать дня» для советских людей знаковое время, т.к. спиртное разрешается продавать в магазинах только с 11 часов. Народная молва тут же окрестила это время «часом волка». – время начала официальной продажи спиртных напитков крепостью выше 30 градусов.
24 съезд КПСС – начало эпохи «застоя»
В 70-х годах стало ясно, что провозглашенный Хрущевым на 22 съезде КПСС курс на построение коммунистического общества оказался несостоятельным.
Поэтому официальная идеология выдвигает концепцию построения «развитого социализма».
В работе 24 съезда принимают участие 4963 делегата, из них: 4740 — с решающим голосом и 223 — с совещательным голосом.
На съезде была утверждена, представленная Брежневым Л.И., «Программа мира».
Съезд утвердил Директивы 9-й пятилетке (1971-75 гг.), главная задача которой состояла в том, чтобы «…обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа…».
Цель благородная, но на деле в обиход входит слово «дефицит» на любой более-менее качественный товар: одежда (импортного производства), мебель, автомобили, деликатесные продукты и др.
Как продолжение цепочки «дефицита» в обиход входит слово «блат» - знакомство с нужными людьми, которые могут достать дефицитный товар.
Тем ни менее жизнь обывателя входит в стабильное, спокойное русло. Гарантирован минимум товаров и услуг, стабильная работа, люди получают бесплатные квартиры. Власть государственного насилия не практикует.
Расцветает жанр политических анекдотов, особенно их много про Брежнева.
Существующий спокойный порядок вещей кажется стабильным, вечным и нерушимым.
Советское шампанское
В этом году в стране отмечают 100-летие отечественного шампанского.
Бренд «Советское шампанское» появляется в 1937 году, после создания упрощенного метода резервуарного брожения.
Единственное в мире шампанское не из Шампани, вызывает недовольство французских виноделов.
Вместе с коньяком шампанское образует элитную нишу отечественного алкоголя. Шампанское дороже водки и вдвое дороже обычного сухого вина.
Алкоголики презрительно называют шампанское – «шампунь».
Пить шампанское, своего рода, подтверждение высокого социального статуса человека.
«Шампанское-торт-цветы» - лучшая бессловесная рекомендация молодого человека при знакомстве с родственниками будущей супруги.
Умение открывать бутылку шампанского с громким выстрелом пробки в потолок, не пролив при этом ни капли сильно газированного напитка – одно из качеств современного крутого мужчины.
Даже пустые бутылки от шампанского стоят дороже остальных пустых бутылок – 18 копеек, правда, принимают их не в каждом пункте приема стеклотары.
Французские духи. Сближение с Францией
В продаже появляются французские духи – «Клима», «Фиджи», «Шанель №5».
Немного ранее, бесплатная реклама «Шанель №5», в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука», сделала их известными и знаменитыми на весь Советский Союз.
Наступает период сближения СССР и Франции, не только в сфере парфюмерии.
На экранах кинотеатров массово появляются французские фильмы. Приезжают на гастроли эстрадные звезды.
Имена французских модельеров Кардена, Коко Шанель, Кристиан Диор на слуху у советских модников. Хотя сама модная, брендовая одежда от французских Кутюрье в СССР не импортируется.
Почтовые индексы
Теперь на конвертах кроме почтового адреса надо еще указывать и «индекс адреса получателя».
В левом нижнем углу конверта располагаются пунктирные прямоугольнички, в которые по определенным геометрическим правилам надо вписать цифры.
Образцы написания цифр на том же конверте, на обороте.
По разъяснениям Министерства связи, индекс ускоряет обработку корреспонденций.
Т.к. в индексе зашифрован адрес получателя, то теперь его считывает и сортирует письма машина.
Бригадный подряд
Внедряется новый метод хозяйствования – бригадный подряд.
Суть его в следующем. Коллектив заключает договор на строительство объекта и сам контролирует бюджет. Если объект построен в срок, и удается сэкономить часть выделенных средства, то большая часть этих средств выплачивается коллективу в виде премии.
Самая известная бригада, работающая по новому методу – бригада Героя Социалистического труда Николая Злобина из Зеленограда.
Метод кажется очень перспективным, но на практике порождает больше вопросов, чем ответов.
Многое зависит от того, как составлена смета на объект, какие в ней заложены материалы, технологии, нормы прибыли…иначе не понятно на чем можно экономить? Зачем тогда будут нужны коллективу на бригадном подряде вышестоящие структуры – строительные управления, тресты, главки?
Развитию бригадного подряда мешает плановая экономика и отсутствие рынка стройматериалов и транспортных услуг.
------------------------------------------------------------------------------------------
p.s. Если вам интересна данная тематика, и Вы хотели бы увидеть продолжение статей, можете дать Автору знать об этом поддержав Донатами.