Найти в Дзене
Анна, города и годы

Исчезающая сейчас Байкальская

между Трилиссера и Пискунова Мы с вами осенью гуляли по улице Байкальской как раз до начала Академического моста - улицы Пискунова. Настало время прогуляться тут в холодном и тёмном январе до вот такого бравенького домика: Помните, я о нём даже видео снимала? Начинаем нашу прогулку от остановки "Трилиссера", где под снос готовят вот такой домик: Вечер был морозный, тёмный и такой... возвращающий в детство. Почему-то в такие ночи, когда чёрное небо дышит ледяным космосом, очень легко представить себя ребёнком, когда едешь на санках, полозья скрипят, можно открыть рот и ловить снежинки ли, звёзды ли... отставить руку в варежке и собирать снег по сугробам цвета кофе с молоком... слабое беспокойство возникнет перед дорогой, т.к. сперва один бордюр и противный скрежет полозьев по асфальту, присыпанного щебнем, а потом - бах! - второй бордюр и там иногда приходится просто вставать, т.к. вверх - это вам не вниз... ещё интересный вариант, если дорога нечищенная и покрыта ледяной коркой наста -

между Трилиссера и Пискунова

Мы с вами осенью гуляли по улице Байкальской как раз до начала Академического моста - улицы Пискунова. Настало время прогуляться тут в холодном и тёмном январе до вот такого бравенького домика:

вот из ВК сообщества Типичный Иркутск
вот из ВК сообщества Типичный Иркутск

Помните, я о нём даже видео снимала?

Начинаем нашу прогулку от остановки "Трилиссера", где под снос готовят вот такой домик:

Вечер был морозный, тёмный и такой... возвращающий в детство. Почему-то в такие ночи, когда чёрное небо дышит ледяным космосом, очень легко представить себя ребёнком, когда едешь на санках, полозья скрипят, можно открыть рот и ловить снежинки ли, звёзды ли... отставить руку в варежке и собирать снег по сугробам цвета кофе с молоком... слабое беспокойство возникнет перед дорогой, т.к. сперва один бордюр и противный скрежет полозьев по асфальту, присыпанного щебнем, а потом - бах! - второй бордюр и там иногда приходится просто вставать, т.к. вверх - это вам не вниз... ещё интересный вариант, если дорога нечищенная и покрыта ледяной коркой наста - тоже грязно-коричневого цвета порой... на ней могут быть чёрные "булыжники" льда, торчащие "шишечками", а могут быть плавные горбы намёрзшие - если будешь переваливать через них, то можно издавать какие-нибудь звуки - будет смешной звук!..

в детстве я здесь больше любила проплывать важно в синем троллейбусе
в детстве я здесь больше любила проплывать важно в синем троллейбусе

Вы уже поняли, что я та ещё боярыня Морозова, да? - любила кататься на санях с комфортном. До двенадцати лет меня возили, а то и до четырнадцати - вечерами, чтоб народ не пугать (да, надо отметить мою юношескую субтильность, а то звучит как-то издевательски):

автор канала в двенадцать лет и в Анапе (удивительно, что без шляпы, но тогда был короткий период в жизни без них!)
автор канала в двенадцать лет и в Анапе (удивительно, что без шляпы, но тогда был короткий период в жизни без них!)

До четырёх лет я рассекала в коляске и пела:) ходить не особенно хотела. Только в Крыму на меня напал "стих", и я побежала на крепких коротких ножках. Зато заговорила в девять-десять месяцев без промашек почти. Нет, какие-то смешные казусы были всё детство... "набекрень" было слово, которое я никак не могла выговорить правильно - даже в начальной школе могла ляпнуть "на кребень", "амазонское окно" вместо "венецианского", "заяц-трусак", а ещё "скраб" вместо скарба, но однажды он у меня и во взрослом возрасте вылетел на уроке, - чем привёл в восторг моих учеников.

прибавим таинственности!..
прибавим таинственности!..

Кстати, про таких детей учителя из началки и дошкольного образования часто говорят "ребёнок-чупа-чупс" - когда тельце субтильно, а голову себе наел... как скафандр у космонавта. Понятно, что ничего хорошего в этом нет, т.к. всё должно развиваться гармонично и равномерно. Что, понятное дело, бывает редко...

Ладно, оставим работу (я честно занялась приведением рабочих программ в порядок!). Вернёмся на Байкальскую, где мы были осенью и любовались закатом:

Мы сейчас здесь:

Автор: Васильев Александр Георгиевич, 1965
Автор: Васильев Александр Георгиевич, 1965

Узнали? И правильно. Места эти так изменились, то тут только вышку парашютную в парке ЦПКиО и в дали можно опознать... если честно, то я даже сомневаюсь - снимали из санэпидемстанции? Или из здания архива, которого ещё, возможно, и не было... Не знаю.

Это как на таком фотоснимке "улица Байкальская" мы все безошибочно узнаём лишь водонапорную башню, ибо она почти_вечная:

фото от Рамиля Мухометзянова
фото от Рамиля Мухометзянова

Так, всё... закончили ностальгировать. Знаю я себя... статья будет километровая, и платформа дзен скажет: "вы превысили лимит фотографий на статью".

Очень хочется ещё продлить ощущение праздника, Нового года, зимней таинственности:

-8

Что в общем и в целом удаётся. Конечно, несколько по-русски и с налётом декадентства, но если поднапрячь воображение, то вполне можно:

как видит эти дни автор канала, если подключает воображение
как видит эти дни автор канала, если подключает воображение

Что он видит утром, если вдруг рано нужно на работу:

-10

Кстати, видите слева лиственницы? - их слабые чёрные очертания за белой оградой? - это метеостанция, где мы с вами гуляли весной:

Все знают, что утром, обычно, как пьесе "Как я съел собаку":

"будят тебя утром... и даже не то что бы будят, а ты сам просыпаешься - буквально за минуту до того, как тебя должны разбудить, а тебе лет не много, учишься в классе шестом.

Вот ты просыпаешься... что бы точнее почувствовать.....ты просыпаешься а зима, а за окном темно ну потому что зима и утро,и до ближайших каникул ещё... ну потому что предыдущие только что закончились, и вот так проснулся и спишь и не спишь, прислушиваешься что там дома происходит. Слышишь как родители уже ходят на кухне, что то делают, звякают посудой,воду открывают, закрывают, хлопают холодильником,радио включили эти утренние песни радостные такие. И так думаешь они там занимаются чем-то вот и отлично пускай занимаются может они забудут сегодня меня разбудить, а слышно не забыли. Идут будить. А идти главное не далеко,но ты успеваешь приготовить свое самое жалкое лицо ну вот такое лицо ну вот такое лицо ну такое лицо которое говорит:

-Это спит ангел его будить нельзя. Иначе улетит.

А они зашли не посмотрели на лицо, не посмотрели на крылья которые аккуратно лежат за спиной,просто включили свет и ушли. Весь этот свет электрический вот так на тебя рухнул и сквозь веки хоть веки и закрыты но проникает же и вот так вот....а потом ты открыл глаза и все на тебя навалилось вот это ещё во всех подробностях вот эти обои, шкаф полированный на полировке следы твоих пальцев и царапины, лампочка отражается в полировке и это хуже всего. А там дальше письменный стол, тут окно, шторы не до конца задёрнуты и там в эту щель между шторами видно что там за окном темно, там зима, там утро и где -то там школа.

И хочется сказать мамочка милая можно я выключу свет и в темноте оденусь? Или так сказать мама как же я мог забыть сегодня же первых двух уроков то нет!!! Или мама что то как то прихватилоой... Ничё не сказал ничего, встал и пошёл умываться, и идешь так вот мимо кухни.

Зашел в ванную, Закрылся,открыл кран, и стоишь вот так.....и струю теребишь ну они же должны слышать что ты там что-то с водой делаешь потом сделал вот так (мокрой рукой провёл по лицу) и пошёл одеваться.

И вот тут вот когда приходишь одеваться в свою комнату и садишься на кровать вот тут наступает такое короткий чудесный нежный и неуловимый наверняка чуть ли не лучший момент дня, то есть, ты берешь штаны, начинаешь натягивать одну штанину,натянул стал натягивать другую и вот так и замер.

И как бы тебя нету, то есть нет никаких желаний, не хорошо тебе не плохо вот так отлично просто, на самом деле оставили тебя в покое так бы себе и жил слава тебе Господи, но они так:"Ну-ка быстро!"и ты быстро-быстро так, раз-раз, пришёл на кухню, выпил остывающий чай, что-то съел и пошел в прихожую одеваться.

Делаешь все медленно медленно, шапку натянул,пальто или куртку взял портфель, сменку... Постоял, потом это поставил, стал надевать ботинки, а ботинки влажные такие ещё со вчерашнего дня не просохли на них такие полоски соли и шнурки скользкие и холодные,но справился опять взял все это и пошел вниз по лестнице.

Ты спускаешься вот дверь подъезда тугая пружина,открываешь ее и стоишь вот так на пороге, а там зима, там утро и где-то там, где-то там в дали, школа, и ты вот так постоял перед всем этим как космонавт перед открытым космосом... и - у-у-у-у!"

Евгений Гришковец "Как я съел собаку"

-11

Мы идём с вами от 58-ого дома до 74-го по улице Байкальской:

-12

Не пугайтесь, что у нас тут, в Иркутске, деревня, кошмар, мрак и ужас. Нет. Скоро всё будет так красиво, как с нечётной стороны или, вот, на пересечении с 4-ой Советской просматривается улица 25-го Октября:

чем это не условное Подмосковье? - там всё примерно такое... или не Красноярск? Омск? Новосибирск? Уссурийск? Владивосток? - выбирайте, что нравится!
чем это не условное Подмосковье? - там всё примерно такое... или не Красноярск? Омск? Новосибирск? Уссурийск? Владивосток? - выбирайте, что нравится!

Да, здесь мы тоже гуляли летом, но кажется, что это было не с нами и в другой жизни: 4-ая Советская/4-ая Иерусалимская:

посмотрите, как красиво ветка светится над дорогой - будто золотая!
посмотрите, как красиво ветка светится над дорогой - будто золотая!

Напротив всё прилично, - говорю ж... ну да это моя проблема, знаю.

Давайте о том, что было: очень вкусный дым от трубы поднимается... топят сосновыми хорошими дровишками:

-15

После того, как мы перешли 4-ую Советскую (кстати, тут на углу долго-долго светилось окошко в торце домика... иногда там даже новогодняя гирлянда слабо мерцала и... столько лет на свет этого окошка мы с мамой шли вечерами!). А сейчас оно заколочено, и я не стала снимать, т.к. грустно.

Далее идёт пустырь, огороженный бетонным забором, который здесь так много лет, что я не помню о том, что было до... пустырь зарастал диким бальзамином, к августу превращался в непролазные джунгли...

Сейчас я подниму камеру повыше и сделаю "сказочный" кадр сперва:

-16

А потом - реалистичный: да, это я снимаю с дороги... так сильно она возвышается над этими огородиками...

спускаемся по Байкальской, чтобы потом опять подняться - уже к "завязке" на Академический мост:

-18

Здесь остались лишь 78-ой дом и 82-ой... но между ними - остатки садов-огородов... когда-то это всё было закрыто заборами, а сейчас бесстыдно оголилось, стоит всё нараспашку...

-19

И чем-то напоминает зимние пейзажи:

Владимир Юрьевич Жданов: «Вечер на святочной неделе. Гатчина»
Владимир Юрьевич Жданов: «Вечер на святочной неделе. Гатчина»

Ну или если убрать живость и прелесть человеческого жилья, то как здесь:

Клевер Юлий Юльевич. «Закат в зимнем лесу», 1904
Клевер Юлий Юльевич. «Закат в зимнем лесу», 1904
-22

Не все дома заколочены насмерть, есть очень симпатичные окошки ещё:

-23

Тут так часто упоминают какого-то Севку, что я сразу начинаю вспоминать того, который Севка Глущенко:

"В деревянном старом доме стояла тишина. Но не сильная, не до звона в ушах. За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка – четвероклассница Римка Романевская. Она учила правила по русскому языку. Эти правила она целыми днями долбила. Один раз Севка пошел в уборную в конце двора и слышит из-за дверцы: «Мягкий знак после шипящих согласных в конце слова ставится у существительных женского рода… Мягкий знак после…» Севка стоял, стоял, переминаясь с ноги на ногу, а потом не выдержал: – Эй ты, существительное женского рода! Скоро вылезешь? Мне тоже надо! Но нахальная Римка сказала, что не скоро, и Севке пришлось идти за угол… Кроме Римкиного бормотанья слышался очень далекий и приглушенный голос тети Даши Логиновой. Это уже не в доме, а на дворе. Тетя Даша ругала сына, первоклассника Гарика, и, конечно, грозила выпороть. Но это не страшно. Пока тетя Даша кричит, от беды далеко. А вот когда она становится молчаливой и решительной – держись, Гарик. Отчетливо щелкали ходики, а в комнате Ивана Константиновича еле слышно играло радио. Эти звуки не прогоняли вечернюю тишину, а вплетались в нее, и тишина делалась спокойной и доброй. И всё было хорошо. Жаль только, что мама придет еще не скоро...

-24

Севка вытащил шест и положил его концами на спинки широкой маминой кровати. Потом накинул на него старый полушубок и свое одеяло. Подоткнул края под матрац. В таком шалаше хорошо придумываются всякие приключения. Но сейчас придумывать не хотелось. Не такое было настроение. Севка достал из «Пушкинского календаря» маленькую мамину фотографию и с ней забрался в свое укрытие. В той части шалаша, где крышей служил полушубок, стояла теплая мохнатая темнота. А вытертое одеяло просвечивало, и мелкие дырки сверкали, как электрические звездочки. Севка пристроил фотографию во вмятине подушки и сделал в шалаше щелку, чтобы луч от лампочки падал на мамино лицо. И получилось, что он вдвоем с мамой. Было немножко грустно и все-таки хорошо. Севка будто даже мамин голос услышал. Как она поет песню о тонкой рябине. Севкина мама часто пела, когда что-нибудь делала дома. Чистит картошку, или зашивает продранные Севкины штаны, или белит известкой печку-плиту – и поет. Но это негромко, для себя. А иногда (правда, это нечасто бывало), если приходили гости, мама пела для всех, и все ее хвалили. А в давние времена, еще до войны, когда Севка был крошечным и они жили в Ростове, мама пела на концертах. За это ей однажды подарили книгу «Пушкинский календарь». Там на гладком листе было написано черными чернилами: «Татьяне Федоровне Глущенко за активное участие в художественной самодеятельности. Нач. кл. Сергиенко». «Нач. кл.» – значит начальник клуба моряков. В сорок первом году, когда эвакуировались из Ростова, мама взяла «Пушкинский календарь» с собой. Потому что Севка очень любил эту книгу. Гладкие белые листы в начале и в конце книги он изрисовал разными картинками (очень уж хорошая была бумага!), с удовольствием разглядывал портреты и рисунки, узнавал на страницах знакомые буквы и цифры. А потом по стихам Пушкина мама учила его читать. Тяжелый календарь в твердых коричневых корках был самой давней семейной вещью у Севки и мамы. Самой своей. Да еще большой потрепанный чемодан, с которым Севка и мама приехали в сибирские края. Все остальные вещи появились потом, постепенно: кровать, старый сундук, стол, две табуретки, рассохшийся фанерный шкаф, зеркало, посуда и всё другое, что необходимо людям, когда они живут на одном месте".

Владислав Крапивин: "Сказки Севки Глущенко"

это я просто сняла то, что вижу слева... посмотрите, как высоко над нами пролетают машины, маршрутки, троллейбусы-автобусы... впрочем, час был поздний - никаких троллейбусов не видно...
это я просто сняла то, что вижу слева... посмотрите, как высоко над нами пролетают машины, маршрутки, троллейбусы-автобусы... впрочем, час был поздний - никаких троллейбусов не видно...

Идём дальше!.. смотрите, какая справа странная штучка на "домике" забора!.. не знаю, зачем она...

-26

Подумала: ставни ещё помню, как нужно закрывать, т.к. на даче этот ритуал постоянно соблюдали, а вот с какими-то деталями уже затрудняюсь объяснить - что и для чего? Это как мои ребята изо всех сил стараются соблюсти всё, когда рисуют, но иногда дома обрастают странными и неведомыми конструкциями...

Видите - тут довольно много ещё домов (с 78-го по 82-го), но, видимо, уже выведенных из реестра, т.к. на Яндекс-карте их уже и нет...

В каком-то смысле на Байкальской я и сама мысленно поставила крест, когда снесли самый красивый домик между остановкой общественного транспорта "Трилиссера" и бывшей усадьбой Антипина, которая тоже стоит заколоченная, но... она, хоть и двухэтажная, но не такая нарядная, как домик по

мой любимый несуществующий дом под номером 58
мой любимый несуществующий дом под номером 58

Знаете, как он красиво светился из ворот метеостанции? - там ведь свободный проход... поэтому мы, жители этих мест, там частенько гуляем... он был похож на розовый пряник с какой-то рождественской дореволюционной ярмарки. Теми пряниками ещё ёлки наряжали, и малыш Павлик их все понадкусал в повести "Белеет парус одинокий"... потрясающе смешная сцена!..

-Я думал они вку-у-усные, а они для госте-е-ей! - всхлипывал маленький буржуй Павлик (комизм ситуации в том, что родные его рассеянные, милые и честные интеллигенты! но... в каждой семье случается свой Павлик:)

-29

Раз уж, кстати, я залезла в карты, то посмотрим, как здешние домики ещё выглядят в 2ГИС:

-30

И как сейчас, в декабре 2025-ого:

Поднимаемся наверх:

-32

Сейчас будем любоваться огнями города с перекрёстка Байкальская-Пискунова:

вдали светятся красные ягодки огней телевышки
вдали светятся красные ягодки огней телевышки

Здесь, конечно, совсем другие ощущения - мы подходим к остановке Диагностический центр, в народе - Баргузин, но так далеко мы не... потому что вот наш домик на углу Байкальской и 6-ой Советской (у него два адреса - по Байкальской он 103, а по 6-ой Советской там что-то другое на старенькой табличке написано - в видео-ролике я об этом говорю). Такой... я честно не хочу писать вульгарное слово "облом", но что-то ничего другого в голову не приходит. Гирлянду ещё не включили:)

-34

Зашла во двор и сделала снимки садика N129, где есть гирлянды:

-35

Что, возвращаемся?

ул.Байкальская 106
ул.Байкальская 106

На обратном пути сделала три кадра, т.к. руки уже просто взвыли - каждый сустав в каждом пальце...

По Байкальской 80 ещё светятся окошки:

-37
цветочки фонарей почему-то тоже напоминают детские эскапады на санях во тьме...
цветочки фонарей почему-то тоже напоминают детские эскапады на санях во тьме...

Здесь мы с вами только что шли, но обратно всё ведь иначе... кстати, высокий дом с надстройкой типа "мезонин" это усадьба Антипина и... я понятия не имею, кто это такой - и вряд ли уже узнаю!..

Да, когда пришла домой и сравнила фотографии с мыльницы и с телефона, то испытала небольшое разочарование... могла всё снимать на телефон, вышло бы лучше, уютнее и светлее:

Но... как вышло - так вышло. Может, именно эта мрачность январская зачем-то и нужна была. Во всяком случае можно представить, что все кадры словно покрыты коркой речного льда - и это будет правдоподобно.

На этом наш вояж в прошлое и по улице Байкальской подошёл к концу. Всем желаю здоровья и благополучия! - это важно.