Найти в Дзене
Однажды в мае

Две Ребекки

«Ребекка» – один из самых известных романов Дафны дю Морье, постоянно кочующий по спискам лучших книг 20 века. Сюжет: богатый вдовец Максимилиан женится во второй раз – на скромной девице. Когда девица становится хозяйкой имения, она скорее испугана, чем рада: и муж оказался со странностями, и гигантские комнаты давят на нервы, и экономка вся в чёрном и не моргает. Призрак прежней миссис де Винтер, которая чёрт знает при каких обстоятельствах утонула, мерещится новой хозяйке за каждой шторой (бархатной, с кистями и ламбрекенами). «Ребекку» экранизировали много и с удовольствием, даже Болливуд приложился. Я посмотрела самую первую версию, хичкоковскую (1940) и самую последнюю (2020). Версия-1940 Оскароносное творение Хичкока преследовали скандалы: он ругался то с продюсером, то с актёрами, а исполнительницу главной роли, юную Джоан Фонтейн, совсем замучил, настроив против неё всю съёмочную группу. Мол, если актриса будет чувствовать себя так же неуверенно, как её персонаж, кино получитс

«Ребекка» – один из самых известных романов Дафны дю Морье, постоянно кочующий по спискам лучших книг 20 века. Сюжет: богатый вдовец Максимилиан женится во второй раз – на скромной девице. Когда девица становится хозяйкой имения, она скорее испугана, чем рада: и муж оказался со странностями, и гигантские комнаты давят на нервы, и экономка вся в чёрном и не моргает. Призрак прежней миссис де Винтер, которая чёрт знает при каких обстоятельствах утонула, мерещится новой хозяйке за каждой шторой (бархатной, с кистями и ламбрекенами).

«Ребекку» экранизировали много и с удовольствием, даже Болливуд приложился. Я посмотрела самую первую версию, хичкоковскую (1940) и самую последнюю (2020).

Того и гляди махнёт подсвечником
Того и гляди махнёт подсвечником

Версия-1940

Оскароносное творение Хичкока преследовали скандалы: он ругался то с продюсером, то с актёрами, а исполнительницу главной роли, юную Джоан Фонтейн, совсем замучил, настроив против неё всю съёмочную группу. Мол, если актриса будет чувствовать себя так же неуверенно, как её персонаж, кино получится. Прелестно, правда?

Но кино действительно получилось. Смотреть стоит, даже если не любите медленные фильмы. «Ребекка» не то чтобы нудная, но 1940 есть 1940. Там никуда не торопятся и утрированно изображают эмоции, складывая губы то трубочкой, то скобочкой. Драма – добротная, и изменённый Хичкоком финал в чём-то пошёл на пользу. Хороши и виктимная дева, и муж с чёрным поясом по абьюзу («Если ещё раз упомянете доброту, можете выходить из машины, открывайте дверь и убирайтесь… Ой, не плачьте, вот платочек», «Сделай мне кофе и положи две ложки сахару, я пью только так, запомни» и прочее). В роли мужа, кстати, сам Лоуренс Оливье: он на десяток лет младше своего героя, и молодое лицо в сочетании с сединой выглядит интригующе.

За секцию триллера отвечает инфернальная экономка в чёрном – с неё потом срисовали добрый десяток персонажей. Джудит Андерсон, её сыгравшая, прожила долгую жизнь и успела на закате дней сняться в «Санта-Барбаре» – вот как причудливо тасуется колода.

На лицо положительной героини направлен свет, на лицо отрицательной ложатся зловещие тени
На лицо положительной героини направлен свет, на лицо отрицательной ложатся зловещие тени

Плюс покойница Ребекка, которая ни разу не появляется в кадре, но призрак её живее всех живых. Очень интересно наблюдать, как Хичкок создаёт этот эффект присутствия: особая музыкальная тема, инициалы, вышитые на каждом клочке ткани, ветер в занавесках, моментально тревожные лица при упоминании имени. Кстати, как зовут главную героиню, мы не узнаем – гениальный ход дю Морье, повторенный Хичкоком.

Когда душа просит рюшечек и бантов, "Ребекка" придёт на помощь
Когда душа просит рюшечек и бантов, "Ребекка" придёт на помощь

В качестве триллера «Ребекке», конечно, с достижениями 21 века не тягаться, но если вы цените атмосферу больше, чем крики и потроха, может стать немножко страшно. А вот в чём она поборет современное кино одной левой, так это в вопросах эстетики. Книга написана в 1938 году, фильм снят всего двумя годами позже – в нарядах и интерьерах создатели знали толк. Покои покойной Ребекки (простите) очень хороши, очень. Какая необъятная кровать, а туалетный столик, а гардеробная с мехами, кружевами и шёлковыми сорочками, а розы, а вазы, милый Филя, ионического стиля. Роскошно.

Версия-2020

К сожалению, фильм горелый снаружи и сырой внутри. Диалог с хичкоковской «Ребеккой» – прочерк. Прочтение (не обязательное новое, хоть какое-то) романа – прочерк. Саспенс/психологическая драма/закрученная интрига – прочерк. Никому особенно эта Ребекка не нужна, ни режиссеру, ни актёрам, но тащат её за собой на верёвочке, как дохлую мышь. Остаётся только предельно вымученный, усталый фильм, невыразительная история любви, которую слегка придавила своими капризами экономка поместья.

И даже беретик кричит, что он акриловый
И даже беретик кричит, что он акриловый

На лице главного героя написано, что новая жена ему смертельно надоела ещё до брака, старая тоже, поспать бы и пива. С главной героиней ещё печальнее: невозможно поверить, что девушка обитает в 30-х. Проблема даже не в отсутствии девичьей наивности, не в крашеных волосах и поддутых губках – она безнадёжно современна абсолютно во всем, от мимики до походки. Экономка туда-сюда, но только если не сравнивать с эталонной хичкоковской мертвечиной в белом воротничке. Ни химии, ни физики между персонажами нет.

Ну и декорации соответствующие: заваливающийся набок картон. Вроде всё очень старательно – и усадьба, и платьица, и курорты, и машины, – но бескровно.

Мне кажется, тут завуч ругает старшеклассницу за накрашенные брови
Мне кажется, тут завуч ругает старшеклассницу за накрашенные брови

Бывает кино бездарное, однако с огоньком, есть за что поругать, а про новую «Ребекку» и этого не скажешь.