Тему кризиса трёх лет я выбрала не случайно. Моему младшему сыну почти 3 года. Конечно кризис наступает не ровно в три, а в промежутке между 2,5 и 3,5 годами и может развиваться постепенно. Завершается это период примерно к 4 годам. У одних детей признаки почти не заметны, у других же напротив. Негативизм, сопротивление и истерики врываются в размеренную жизнь словно вихрь.
Кризис трех лет - это период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту. В это время малыш психологически отделяется от значимых взрослых. Осознает себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями. Отсюда этот возраст ещё называют возрастом "Я сам". Ребенок пробует самостоятельность на вкус, осознает границы и пределы допустимого. Как итог у ребенка формируется самостоятельность, волевые качества и самосознание.
Важно относиться к кризису правильно. Это важный и значимый этап развития маленького человека, переход на новый уровень. Чтобы пережить его без последствий, ребенку требуется поддержка значимых взрослых.
Внешние проявления кризиса трёх лет.
Ребенок становится упрямым и своевольным, всё чаще отказывается от помощи взрослых, игнорирует запреты и просьбы. Главные слова у ребенка в этот период «я», «я сам», «не буду», «нет» и т.п.
Протест возникает даже на те предложения, которые ребенку нравятся. Например, малыш может попросить чай, а когда вы его приготовите, то закатит истерику. После того, как вы уберёте чай, он снова начнет его требовать и т.д. Это нормальное проявление кризиса!
Сильное желание ребенка стать "большим", буквально заставляют его воевать со взрослыми. Вступать в схватку и добиваться побед. Протесты, ревность, агрессия, негативные эмоции - всё это признаки кризиса. Малыш ломает игрушки, дерётся, обязывается, говорит "запрещённые" слова. Таким образом ребенок изучает реакции взрослых и определяет границы допустимого. В то же время ребенок ярко реагирует на похвалу и восхищение им. Это даёт ему повод гордиться собой и чувствовать себя взрослым.
В кризис 3 лет формируется важное качество - воля. Позже оно трансформируется в упорство, внутреннюю мотивация, настойчивость и уверенность в себе. Поэтому этот период важно прожить правильно. С терпением и уважением к потребностям ребенка.
Ключевая фраза для понимания того, что проживает ребёнок: «Я хочу гордиться собой». Вокруг этого желания и разворачивается весь эмоциональный и поведенческий беспорядок. Родителям важно это понимать и стараться сдерживать раздражение.
Ошибка воспитания. Гиперопека и авторитарность.
И то и другое приводит к бунту и сопротивлению. Ребенок тренирует свою самооценку от противного, то есть чем больше взрослый хочет показать как надо, тем сильнее малыш сопротивляется. А методы борьбы он заимствует у взрослых. Это может быть крик или фраза типа "как я сказал, так и будет".
Конечно такое поведение может вызывать массу негативных эмоций. Но важно понимать, что ребенок не издевается и не проявляет патологическую агрессию, а пытается выйти в лидеры и делает это единственным известным ему способом. Это прекрасный повод вместе с ребенком найти другой способ достичь своей цели и стать заметным. Самый плохой вариант - сломать и подавить волю, показать ребенку кто здесь главный. Потому что главные всегда здравый смысл и уважение.
Подавленный кризис трёх лет — это бомба замедленного действия для будущей способности человека проявлять волевые качества, добиваться своего и не пасть жертвой обстоятельств. Воля к жизни — это прививка от зависимостей, токсичных отношений и нереализованности: не лишайте ребёнка права тренировать и взращивать её.
Как пережить кризис трёх лет. Советы для родителей.
1. Разрешайте ребёнку быть самостоятельным и уступайте, где это возможно. Пусть ребенок сам нальет стакан воды, выключит свет, закроет дверь. Лучше потом показать, как исправить ошибку, чем не позволить допустить её, иначе обучение не состоится.
2. Давайте выбор. Он может быть очень смешным для вас, но таким важным для ребёнка. «С какой ноги будешь надевать штаны — с левой или правой?» Это сработает гораздо эффективнее авторитарного «Одевайся!».
3. Хвалите. Отмечайте успехи ребенка, рассказывайте о них другим взрослым в его присутствии. Пусть он слышит, что может гордиться собой, и видит, как им гордитесь вы. Не унижайте ребёнка обсуждением его недостатков - это очень ранит.
4. Играйте. Самыми понятными формами взаимодействия для ребёнка остаются игры, песни, сказки. Они ведут ребёнка за собой и позволяют прожить чувства или переключить их.
5. Учите заботе. Дайте ребёнку посильную роль взрослого, например, по отношению к игрушке. Это не вы ведёте малыша на прогулку — это он выгуливает своего плюшевого мишку. Совсем большой!
6. Берите паузы. Когда ребёнка или вас захлёстывают чувства, отложите решение проблем.
7. Отыграйте неприятные моменты на игрушках. В этом возрасте очень хорошо работают терапевтические сказки. Сейчас их можно найти практически на любой случай.
8. Учите общаться. Показывайте ребёнку, как надо решать конфликты. Обучайте фразам и действиям, которые помогут договориться. Хвалите ребёнка за успехи в коммуникации. Показывайте, что именно так можно получить желаемое или нового друга.
9. Любите ребёнка. Осознание, что тебя любят каким угодно — и грустным, и веселым, и непослушным, — бесценно.
10. Заботьтесь о себе. Самая большая наука в родительстве — это поддерживать себя в ресурсном состоянии, хорошо спать и питаться, выделять время для отдыха, личных дел и хобби. Это необходимо, чтобы иметь возможность помочь ребёнку адекватным образом и чтобы ребёнок видел, как нужно о себе заботиться.
Важно поставить себя в приоритет, чтобы оставаться безопасным, надёжным взрослым, не разрушиться от фразы «мама, ты плохая, я тебя не люблю» и иметь силы для уважения этого большого маленького человека.