Найти в Дзене
Oriental Mos Gallery

Zhulong 烛龙 - Светоносный Змей Творения

Zhulong 烛龙 - «Светоносный Дракон», упоминания о котором восходят к самым древним китайским мифам, был одним из Богов Творения во времена царства Чу*, а возможно и раньше. Его изображения в виде змея с человеческим лицом (телом), так же как изображения Нюйвы, создательницы людей, и ее мужа-брата Фуси, создателя всех наук, мы можем найти на каменных барельефах древних гробниц. Особую ценность в изучении мифологии имеют чудом сохранившиеся цветные изображения типа «Погребального полотна княгини Дай» и ее мужа, найденные в гробницах Мавангдуй**. Именно с этого изображения, одного из самых древних образцов китайской живописи, и была сделана эта свободная копия образа «Светоносного Дракона». Вот как описывает 山海经 «Книга Гор и Морей»*** его внешность и сверхъестественные способности: «… есть великий бог, могущественнее Паньгу и Призрачной Матери, его называют Светоносный Дракон, а также - «Фонарь Девяти Теней». У него лицо человека и тело змеи, красно-коричневого цвета. Тело простирается на

Zhulong 烛龙 - «Светоносный Дракон», упоминания о котором восходят к самым древним китайским мифам, был одним из Богов Творения во времена царства Чу*, а возможно и раньше.

Его изображения в виде змея с человеческим лицом (телом), так же как изображения Нюйвы, создательницы людей, и ее мужа-брата Фуси, создателя всех наук, мы можем найти на каменных барельефах древних гробниц. Особую ценность в изучении мифологии имеют чудом сохранившиеся цветные изображения типа «Погребального полотна княгини Дай» и ее мужа, найденные в гробницах Мавангдуй**. Именно с этого изображения, одного из самых древних образцов китайской живописи, и была сделана эта свободная копия образа «Светоносного Дракона».

Вот как описывает 山海经 «Книга Гор и Морей»*** его внешность и сверхъестественные способности:

«… есть великий бог, могущественнее Паньгу и Призрачной Матери, его называют Светоносный Дракон, а также - «Фонарь Девяти Теней». У него лицо человека и тело змеи, красно-коричневого цвета. Тело простирается на тысячи миль. Глаза у него необычные, иногда похожи на выпрямленную оливку, иногда на прямую горизонтальную линию.
Светоносный Дракон очень силен, тело его бессмертно и он не нуждается в еде и отдыхе; когда он открывает свои глаза, то в небе и на земле наступает это день, когда закрывает – мир погружается во мрак. Утро и вечер – время, когда Светоносный Дракон моргает; когда он делает вдох, приходит зима, когда выдыхает – приходит жаркое лето. Он держит фонарь (свечу), который можно было зажечь даже под Девятью Тенями. Поэтому люди также называют его «свечой девяти инь».

На что опирались древние люди, чтобы представить себе подобный образ? На этот счет существует несколько мнений.

Историки считают, что миф о «Светоносном Драконе» является описанием чуда природы – вулканического извержения. Когда он горит, поднимающийся дым покрывает землю, и весь мир подобен ночи; а вспышка огня из жерла извергающегося вулкана была сияющей, как день. Текущая лава напоминает гигантского дракона с красным телом, поэтому в воображении людей возник образ, описанный в «Книге Гор и Морей».

В 80-х годах 20 века появилась новая концепция, набирающая популярность среди ученых, о том, что Светоносный Дракон – это северное сияние. Это может показаться невероятным на первый взгляд, но концепция обрастает доказательствами в логике исследований:

  • Расположение великого бога, указанное в Шанхайцзин*** связывают с Памиром – самой высокой горой и границей китайских земель на Севере во времена Сражающихся Царств (481–221 до н. э)
  • Исследования китайских ученых Дай Няньцзу и Чэнь Мэйдуна показали, что: «Чем выше высота полярного сияния, тем сильнее красный свет, а средняя высота полярного сияния увеличивается с уменьшением широты, что вызывает такое явление, как увеличенное количество красных компонентов полярного сияния в средних и низких широтах; поэтому имеет смысл допущение, что цвет древнего полярного сияния в трех восточных странах был в основном красный».
  • Кроме того, записи о явлении полярного сияния изобилуют в древних хрониках, сохранились также имена ученых, которые изучали этот феномен. Статистический сбор записей о древних китайских полярных сияниях, показывает, что начиная с легендарной эпохи 23000 г. до н.э. до 1747 г. н.э., всего в исторических материалах зафиксировано 294 случая.
Персонаж Чжулуна в соврменном фэнтези
Персонаж Чжулуна в соврменном фэнтези

Несмотря на то, что мифы подобной древности, а также причины, послужившие их зарождению, невероятно сложны для изучения, современные ученые не теряют к ним интерес. Ведь отголоски этих образов до сих пор сохраняются в праздничных и бытовых традициях. Например – красный цвет китайского фонаря может напрямую восходить к памяти об образе Чжулуна. С ним же, одним из первых Богов Творения, связан символ большого красного китайского дракона – обязательного участника фестивальных шествий «Китайского Нового Года» или «Праздника Весны».

Китайский Новый Год - "Танец Красного Дракона"
Китайский Новый Год - "Танец Красного Дракона"

_____

*Чу ( 楚) — царство в южном Китае во время эпохи Чуньцю (722–481 гг. до н. э.) и Чжаньго («Воюющие царства» 481–221 до н. э.).

** Мава́ндуй (馬王堆, Mǎwángduī) — археологические раскопки гробниц IIв. До н.э. в Чанша (провинция Хунань, КНР), получившие широкую известность благодаря уникальным находкам.

*** Шань хай цзин (山海經, 山海经,Shānhǎi Jīng), то есть «Книга гор и морей» — древнекитайский трактат, описывающий реальную и мифическую географию Китая и соседних земель и обитающих там созданий. Это произведение, создание которого традиционно приписывается легендарному Великому Юю, в действительности было написано в течение последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры (период Сражающихся царств — династия Хань). Историк Сыма Цянь упоминает «Шаньхай цзин» в 123 главе своих «Исторических записок» («Ши цзи»).

____

Надеемся, что это мини-исследование облегчит Ваше путешествие в мир восточного символического искусства и, как обычно, будем рады Вашим реакциям и комментариям!

Автор: Рудина Валерия

(с) "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"

Москва, Малый Кисельный пер., 3 с2 / mos.gallery