Мещера... Для большинства это всего лишь топоним, обозначающий равнину, раскинувшуюся меж извилистых берегов Оки и Клязьмы. Но за этим словом скрывается нечто большее, нечто более глубокое и древнее.
Мещера — это не просто земля, но и имя народа, чьи корни уходят в глубину веков, народа, что населял эти края на протяжении тысячелетий. Это также обширные просторы, которые во времена Владимиро-Суздальского княжества, а затем и Московского, величали Большой Мещерой.
Большая Мещера раскинулась не только по левому берегу величественной Оки, но и охватывала её правый берег, устремляясь к рекам Суре и Паре, что текут по благодатным землям Пензенской и Тамбовской областей, немного касаясь пределов древней Мордовии. На востоке же её просторы тянулись вдаль, достигая того места, где за пределами владимирского Гороховца Клязьму ждала Ока, чтобы вместе с ней устремиться к матушке Волге.
Средняя Ока издревле привлекала людей своей уникальностью и стратегическим значением. Здесь пролегал Великий торговый путь, соединяющий Восток и Запад, который существовал задолго до того, как появился знаменитый путь «из варяг в греки». Река служила естественной границей между двумя природными зонами: смешанными лесами и бескрайними просторами лесостепи.
Жители этих мест умело пользовались преимуществами обеих природных зон, сочетая земледелие с разведением скота. Благодаря этому на территории Мещеры сохранились древние курганы, свидетельствующие о богатой истории региона. Некоторые ученые полагают, что эти курганы были возведены кочевым племенем древних тюрок — кипчаками, которые населяли эти земли в эпоху, когда правобережье Оки еще было покрыто густыми лесами и зеленой лесостепью.
На закате первого тысячелетия до н.э. на границах Большой Мещеры появился неведомый загадочный народ. Культура этого племени и сегодня окутана тайной. Археологи условно назвали ее — рязано-окская.
Захоронения воинов этого древнего племени археологи находят повсюду на берегах Оки от Московской области до Владимирской. И не только. Около рек Гусь и Колп также обнаружили похожие захоронения.
До того, как рязано-окские племена ступили на землю Мещеры, ее населяли коренные племена Городецкой культуры, предки эрзян и мокшан. Они славились искусством возведения мощных укреплений, которые возвышались над речными просторами.
Рязано-окцы, варварская жестокость которых не знала границ, безжалостно стерли с лица земли все местное население, оставив после себя лишь тлеющие руины да глубокие ямы, наполненные останками искромсанных тел: старцев и младенцев, воинов и матерей…
Захватчики распространили свою власть от восточных окрестностей современной Москвы до древних земель Касимовского ханства, включая весь простор Окско-Клязьминского междуречья.
Рязано-окцы вели жизнь кочевников-воинов, чье существование было неразрывно связано с войной и скотоводством.
Археологи полагают, что рязано-окцы прибыли в Мещеру с далекого Запада, заключив союз с могучими готами. Их вооружение, боевые доспехи и даже упряжь для коней отличались характерными чертами западных образцов. В традициях этого воинственного народа было особое отношение к своим павшим героям.
Загадочный народ принадлежал к культуре, где воинская доблесть была возведена в культ. Практически с каждым погребенным мужчиной находили копьё, дротики, тяжёлый боевой топор-кельт, а порой даже пару клинков. Но не только оружие сопровождало их в последний путь — нередко рядом с ними находили и конскую упряжь, свидетельствующую о том, что они были искусными наездниками.
Лишь немногие цивилизации того времени могли похвастаться такой стандартизацией вооружений. Разве что римляне. Рядом с телом погибшего воина, облаченного в полное боевое убранство, предавали земле его верного боевого коня, ритуально разрезанного на части и уложенного у ног своего хозяина.
Однако самым удивительным было то, что и женские захоронения содержали следы боевого прошлого. Такие захоронения нашли на берегу реки Прони, близ Старой Рязани (Ольгово городище).Там можно было найти всё те же топоры, дротики и копья, а также элементы конской сбруи. Эти женщины, чаще всего уже состоявшиеся жёны, явно не уступали мужчинам в умении владеть оружием и управлять лошадьми. В памяти всплывают древние легенды о «бабьих царствах» и свидетельства античных писателей об амазонках — тех самых «хозяйках коней», которые правили своими племенами твёрдой рукой и острым мечом.
Рязано-окцы по своему этническому происхождению ведут свою родословную от древних ариев — индо-иранских кочевых племён, которые когда-то вели жизнь под небесами, следуя за своими стадами. До сих пор не найдено ни одного поселения, которое бы свидетельствовало об оседлой жизни этого народа. Находят лишь лёгкие следы своего пребывания на земле. Они не предпочитали строить долговечные жилища, а отдавали предпочтение временным стоянкам. Не связывали себя с одним местом надолго.
Загадочный народ выдают лишь погосты, расположенные на высоких, обрывистых берегах рек, где природа словно сама создавала естественные алтари для их обрядов. До сих пор ученые, исследующие просторы Мещеры, вновь и вновь обнаруживают древние захоронения рязано-окцев.
Археологи сделали еще одно удивительное открытие. В их руках оказались великолепные артефакты эпохи Римской империи — изящно выкованные мечи, украшенные гербами легионеров, старинные монеты с изображением императоров, и величественный шлем, некогда принадлежавший одному из воинов.
Находки датируются приблизительно II–III веками нашей эры. Их существование доказывает, что рязано-окцы вели оживленные контакты с империей. Возможно, некоторые из них даже служили в рядах римских подразделений, состоящих из варваров — так называемых отрядов ауксилариев, подобно тому, как это делали сарматские воины.
Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇
Следы рязано-окцев теряются в VII веке. Городище Терехово, некогда сердце их земли, пало жертвой атак кочевых орд. Скорее всего, рязано-окцы подверглись тюркскому нашествию. Некогда единое государство превратилось в разрозненные обломки. Оно уже никогда не смогло подняться из пепла и осталось лишь призраком своего прошлого величия.
Рязано-окские племена оставили глубокий след в культуре народа мурома, который упоминается в «Повести временных лет» и заселившие берега Оки около V–VI веков. Наследие рязано-окцев и мурома постепенно растворилось в бескрайних просторах Мещеры под натиском славянских племен, пришедших на берега средней Оки. Но славяне не стремились уничтожить коренные народы — напротив, они вели мудрую политику культурного взаимодействия, где славянский этнос и его традиции играли ведущую роль.