Найти в Дзене

Мария Якунчикова-Вебер – «удивительно симпатичная художественная личность». К 155-летию со дня рождения

Сегодня мой рассказ про необыкновенную молодую женщину-художника, которую в начале ХХ века критики ставили в один ряд с Исааком Левитаном, Валентином Серовым, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Прожив всего 32 года, она сумела оказать огромное влияние на развитие русского искусства.
К сожалению, в советское время её имя было практически забыто, видимо из-за того, что последние годы своей жизни она провела во Франции и Швейцарии, где лечилась от стремительно прогрессирующей болезни легких. При этом её творчество было всегда неразрывно связано с Россией.
Её имя – Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902). Родилась Маша 31 января (19-го по старому стилю) 1870 года в семье Василия Ивановича Якунчикова и Зинаиды Николаевны Мамонтовой. Её отец был предпринимателем, владел фабриками и заводами, считался деловым и решительным человеком, высоко образованным, но достаточно скупым и вспыльчивым. При этом он очень любил музыку и пожертвовал крупную сумму денег на строительство Московс

Сегодня мой рассказ про необыкновенную молодую женщину-художника, которую в начале ХХ века критики ставили в один ряд с Исааком Левитаном, Валентином Серовым, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Прожив всего 32 года, она сумела оказать огромное влияние на развитие русского искусства.
К сожалению, в советское время её имя было практически забыто, видимо из-за того, что последние годы своей жизни она провела во Франции и Швейцарии, где лечилась от стремительно прогрессирующей болезни легких. При этом её творчество было всегда неразрывно связано с Россией.
Её имя –
Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902).

Маша Якунчикова. Фотография 1872 года.Частное собрание
Маша Якунчикова. Фотография 1872 года.Частное собрание

Родилась Маша 31 января (19-го по старому стилю) 1870 года в семье Василия Ивановича Якунчикова и Зинаиды Николаевны Мамонтовой. Её отец был предпринимателем, владел фабриками и заводами, считался деловым и решительным человеком, высоко образованным, но достаточно скупым и вспыльчивым. При этом он очень любил музыку и пожертвовал крупную сумму денег на строительство Московской консерватории.
Мама Марии была его второй супругой, на ней он женился после смерти Екатерины Владимировны, матери Натальи Якунчиковой-Поленовой. Таким образом, Мария по отцу была младшей сестрой Натальи Поленовой, супруги выдающегося пейзажиста.

Но и у Зинаиды Николаевны была знаменитая родня – её сестра Вера была замужем за известным коллекционером Павлом Третьяковым. Поэтому с ранних лет Мария Якунчикова оказалась в кругу семей Третьяковых, Мамонтовых, а позже и Поленовых.
В доме на Средней Кисловке, где жили Якунчиковы, бывали знаменитые пианисты и композиторы, а в доме Третьяковых дети могли знакомиться с лучшими произведениями русской живописи, которые украшали все стены будущей галереи.

Мария Якунчикова. Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку. 1889. Холст на картоне, масло. 27 х 30,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку. 1889. Холст на картоне, масло. 27 х 30,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Поэтому неслучайно, что Мария, её сестры и братья занимались и музыкой, и рисованием с лучшими преподавателями.

Ещё дети очень любили ездить на летние месяцы в живописное подмосковное имение – Введенское, где для них в березовой роще были сделаны специальные избушки: «...одна для Зины и Васи, другая для Оли и Маши и третья – для Веры и Коли».

Мария Якунчикова-Вебер. Из окна старого дома. Введенское. 1897. Холст, масло. 89,3 х 107,5. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Из окна старого дома. Введенское. 1897. Холст, масло. 89,3 х 107,5. Государственная Третьяковская галерея

Но в этой семье не было самого главного – любви и душевного тепла. В итоге родители расстались, детей поделили, а Введенское продали. Для Марии это стало трагедией, как он позже сказала: «не вовремя прерванное детство».

Мария Якунчикова. Фотография. Начало 1880-х годов. Частное собрание
Мария Якунчикова. Фотография. Начало 1880-х годов. Частное собрание

После домашнего обучения свое художественное образование Якунчикова продолжила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда она поступила в 15 лет, как вольнослушательница. Московская школа живописи славилась своими пейзажистами, и Мария тоже увлеклась русским пейзажем и работой на натуре. Тем более, что в это время в училище уже преподавал Василий Дмитриевич Поленов, а в его квартире проводились рисовальные вечера. Здесь Мария познакомилась с Константином Коровиным, Ильей Остроуховым, Валентином Серовым, Исааком Левитаном, Сергеем Виноградовым и другими известными художниками, учениками Поленова.

Мария Якунчикова. Монах. 1887. Картон, тушь, перо. 11,2 х 10,2. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова / Рисунок выполнен с натуры на рисовальном вечере в доме Поленовых
Мария Якунчикова. Монах. 1887. Картон, тушь, перо. 11,2 х 10,2. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова / Рисунок выполнен с натуры на рисовальном вечере в доме Поленовых

Но наибольшее влияние на художественные взгляды Марии Якунчиковой оказала младшая сестра Поленова – Елена Дмитриевна. Она к этому времени тоже перебралась в Москву и активно участвовала в «абрамцевском кружке», помогала Наталье Поленовой организовывать рисовальные встречи. Также художественная молодежь собиралась на подмосковной даче в Жуковке, которую Поленов снимал три летних сезона, с 1887 по 1889 год.

«В Жуковке я попала в компанию на редкость художественную, нас на этюд ходит шесть человек <…> Здесь живет К. Коровин, приезжает часто Остроухов, живет Наташина сестра – художница. Василий много работает, словом, есть у кого поучиться и нужно пользоваться этим», – делилась в письме П.Д. Антиповой Елена Поленова в июле 1888 года.

Таким образом, семнадцатилетняя Маша оказалась в центре художественной жизни того времени. А молоденькая, ещё по-детски наивная, художница стала центром всеобщего внимания и моделью для картин. Мы можем увидеть её портрет кисти Серова, узнаем её в работах Коровина. Но самое главное для самой Марии, это то, что здесь началась её дружба с Еленой Поленовой, которая потом до самой своей смерти поддерживала Якунчикову в переписке.

Валентин Серов. Портрет художницы Марии Васильевны Якунчиковой. 1887. Холст, масло. 35,8 х 24. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Валентин Серов. Портрет художницы Марии Васильевны Якунчиковой. 1887. Холст, масло. 35,8 х 24. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова и Наталья Поленова. Эта фотография сделана на даче в Жуковке, сестры позируют для Константина Коровина и его картины «За чайным столом»
Мария Якунчикова и Наталья Поленова. Эта фотография сделана на даче в Жуковке, сестры позируют для Константина Коровина и его картины «За чайным столом»
Мария Якунчикова. Лодка на Клязьме в Жуковке. 1888. Холст, масло. 33 х 22. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Лодка на Клязьме в Жуковке. 1888. Холст, масло. 33 х 22. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

В марте 1889 года Марии был поставлен диагноз – туберкулез. И так счастливо начавшееся обучение пришлось прервать. Отец по совету врачей увез девушку в Париж – ей порекомендовали поменять климат. В дальнейшем Мария приезжала в Россию, чтобы навестить родных, только в летние месяцы.

Мария Якунчикова с сестрами и мамой. Фотография. Середина 1880-х / Слева направо: Мария, Зинаида, Вера, Ольга, Зинаида Николаевна
Мария Якунчикова с сестрами и мамой. Фотография. Середина 1880-х / Слева направо: Мария, Зинаида, Вера, Ольга, Зинаида Николаевна

Обучение Якунчикова продолжила в парижской академии Родольфа Жюлиана. К ней на некоторое время приехала мама с сестрами, которые также хотели получить образование. Вера серьезно занималась музыкой, став затем профессиональной пианисткой.

Мария Якунчикова. За роялем. Вторая половина 1880-х. Бумага, акварель. 45,5 х 47. Государственная Третьяковская галерея / Изображена младшая сестра Вера Якунчикова (1871-1923). Портрет приобрел для себя в 1891 году Илья Остроухов
Мария Якунчикова. За роялем. Вторая половина 1880-х. Бумага, акварель. 45,5 х 47. Государственная Третьяковская галерея / Изображена младшая сестра Вера Якунчикова (1871-1923). Портрет приобрел для себя в 1891 году Илья Остроухов

Эту зиму провел в Париже и Василий Поленов. Он продолжал наставлять молодую талантливую художницу. Вскоре Зинаида Николаевна с одной из дочерей вернулась в Россию, а Машу и Веру поселили у родственников Владимира и Александры Гольштейнов, чей младший сын от первого брака, студент медицинского факультета Сорбоны Лев (Леон) Вебер, в 1897 году стал мужем Марии Якунчиковой. Лев хоть и был русским по паспорту, но всю жизнь жил за границей и затем получил французское гражданство.

Мария же всем сердцем оставалась на Родине. В письме сестре Наталье Поленовой она вспоминала свою счастливую юность: «Для меня, так как все, что мне дорого было в Москве, связано с вами, и мысли мои постоянно возвращались в Россию постоянно около Поленовых». Или ещё: «Что бы я дала, чтобы на денек быть среди вас, пить с вами чай в абрамцевской столовой». Особенно она грустила по зимним пейзажам, которые создавала по воспоминаниям и глядя на акварели Елены Поленовой.

Мария Якунчикова. Зимняя дорога. 1885-1889. Холст, масло. 17,5 х 24,8. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Зимняя дорога. 1885-1889. Холст, масло. 17,5 х 24,8. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Обучение в академии Жулиана Марии не нравилось: «…у меня много приятельниц из мастерской, но по большей части вкусы в искусстве у нас мало сходятся». Поэтому для неё так важны были встречи с Василием Поленовым и переписка с Еленой Поленовой.

Но сам Париж и современное французское искусство вдохновляли Якунчикову. Она много ходила по выставкам и бродила по городу, наблюдая за жизнью французской столицы и городскими видами. Она писала афиши, фонари, окна домов и вслед за импрессионистами пыталась передать настроение города.

Мария Якунчикова. Фонарь с киоском. Начало 1890-х. Бумага на дереве, масло. 35,5 х 26,2. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Фонарь с киоском. Начало 1890-х. Бумага на дереве, масло. 35,5 х 26,2. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Фонарь. 1890-е. Бумага на картоне, пастель. 40,2 х 32,7. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Фонарь. 1890-е. Бумага на картоне, пастель. 40,2 х 32,7. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Париж зимой. 1893. Бумага желтая, пастель, угольный карандаш. 53,4 х 43,9. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова. Париж зимой. 1893. Бумага желтая, пастель, угольный карандаш. 53,4 х 43,9. Государственная Третьяковская галерея

Из всех пригородов Парижа больше всего Марии нравился Медон, который она называла «самым любимым местом под Парижем». Сюда на этюды её сопровождал Лев Вебер. Зная о неизлечимости своей болезни, Якунчикова вдохновлялась тишиной и умиротворенностью кладбища, где смерть соседствовала с пробуждающейся весенней радостью.

Мария Якунчикова. Кладбище в Медоне под Парижем. 1892. Бумага, пастель. 49 x 63,6. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова. Кладбище в Медоне под Парижем. 1892. Бумага, пастель. 49 x 63,6. Государственная Третьяковская галерея

Вынужденная жить вдали от Родины, Мария, конечно, очень скучала по местам своего детства и во время коротких приездов на Родину изображала и знакомую звенигородскую землю, и те усадьбы своих родных, где гостила.

Мария Якунчикова. Река на закате. Начало 1890-х. Холст, масло. 54,3 х 71,3. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Река на закате. Начало 1890-х. Холст, масло. 54,3 х 71,3. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Колокола. Саввино-Сторожевский звенигородский монастырь. 1891. Бумага желтая на картоне, пастель. 42,4 х 33,7. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова. Колокола. Саввино-Сторожевский звенигородский монастырь. 1891. Бумага желтая на картоне, пастель. 42,4 х 33,7. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова. Окно в Мореве. 1894. Холст, масло. 62 х 53. Ивановский областной художественный музей
Мария Якунчикова. Окно в Мореве. 1894. Холст, масло. 62 х 53. Ивановский областной художественный музей

Мария Васильевна на протяжении всей жизни развивала свои художественные навыки: она в совершенстве овладела техникой пастели, первой среди русских художников она освоила технику современного цветного офорта, под влиянием Елены Поленовой занималась книжной графикой и прикладным искусством, создала оригинальную технику – выжигание по дереву с последующей росписью маслом.

Мария Якунчикова-Вебер. Окно. 1896. Панно. Дерево, масло, выжигание. 61 х 49,3. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Окно. 1896. Панно. Дерево, масло, выжигание. 61 х 49,3. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Булонский лес.1896. Панно. Дерево, масло, выжигание. 54 х 38. Смоленский государственный музей-заповедник
Мария Якунчикова-Вебер. Булонский лес.1896. Панно. Дерево, масло, выжигание. 54 х 38. Смоленский государственный музей-заповедник
Мария Якунчикова. Вечер (Le Soir). 1894-1895. Цветной офорт (акватинта). Первое состояние. 23,8 х 32. Варианты цветной печати. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Вечер (Le Soir). 1894-1895. Цветной офорт (акватинта). Первое состояние. 23,8 х 32. Варианты цветной печати. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Страх (L’Effroi). 1893-1894. Цветной офорт (акватинта). 29 х 20. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Страх (L’Effroi). 1893-1894. Цветной офорт (акватинта). 29 х 20. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова-Вебер. Обложка журнала «Мир искусства». 1898. Бумага серая, акварель, гуашь, золотая краска. 34,4 х 27,8. Государственный Русский музей
Мария Якунчикова-Вебер. Обложка журнала «Мир искусства». 1898. Бумага серая, акварель, гуашь, золотая краска. 34,4 х 27,8. Государственный Русский музей

И стиль её творчества также за короткий срок проделал огромный путь от реализма и пейзажа настроения через импрессионизм к символизму и стилизации. Что объяснялось и обстоятельствами её жизни, большой духовной внутренней работой, и кругом общения в салоне Александры Гольштейн, и желанием сделать «что-то большое».

Мария Якунчикова. Окно. 1892. Бумага на картоне, масло. 40 х 32. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Окно. 1892. Бумага на картоне, масло. 40 х 32. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Отражение интимного мира. 1894. Холст, масло, 115 х 66. Частное собрание
Мария Якунчикова. Отражение интимного мира. 1894. Холст, масло, 115 х 66. Частное собрание
Мария Якунчикова. Весло с кувшинками. 1896. Панно. Дерево, масло, выжигание. 45,4 х 70. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Весло с кувшинками. 1896. Панно. Дерево, масло, выжигание. 45,4 х 70. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова-Вебер. Аллея деревьев. 1898. Холст на картоне, масло. 27,8 х 21,6. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова-Вебер. Аллея деревьев. 1898. Холст на картоне, масло. 27,8 х 21,6. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Мария Якунчикова и Лев Вебер обвенчались 20 августа 1897 года в Москве в церкви святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Медовый месяц они провели в гостинице при Саввино-Сторожевском монастыре, недалеко от её любимого Введенского. Вебер был фотографом-любителем и поэтому существует много сделанных им фотопортретов Марии.

Мария Якунчикова-Вебер. Подмосковье (Введенское ?). 1897. Фотография сделана Л.Н. Вебером. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Подмосковье (Введенское ?). 1897. Фотография сделана Л.Н. Вебером. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер в зале родительского дома на Кисловке. Москва. 1898. Фотография сделана Л.Н. Вебером. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер в зале родительского дома на Кисловке. Москва. 1898. Фотография сделана Л.Н. Вебером. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер у колыбели. Париж. Фотография. Осень 1898 года. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер у колыбели. Париж. Фотография. Осень 1898 года. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер в парижской квартире на авеню Ньель. Фотография 1898 года. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер в парижской квартире на авеню Ньель. Фотография 1898 года. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер и Лев Вебер в Париже. Фотография 1898 года. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер и Лев Вебер в Париже. Фотография 1898 года. Государственная Третьяковская галерея

В ноябре 1898 года у счастливой пары появился первенец – Степан. Мария много времени уделяла сыну, но и продолжала заниматься творчеством. Тем более, что в том же ноябре умерла Елена Поленова и Якунчикова-Вебер решает продолжить её дело. Летом 1899 года она в Абрамцево работала над завершением панно, которое начала Елена Дмитриевна для парижской выставки.

Но счастливая жизнь закончилась в феврале 1900 года, когда у Степы обнаружили туберкулез пальца. Виня себя, Мария бросилась спасать малыша – всё лето провела с ним в Швейцарии. Осенью приехала в Париж на выставку, но здоровье самой художницы не выдержало такого напряжения.

«Болезнь моя – для меня полная неожиданность. Она пришла в момент начала успокоения: радость иметь другого ребенка, постепенное поправление Степы, мечты о лете в России и об осуществлении задуманных работ - все это начало залечивать наболевшую душу, и радость жизни проснулась с двойной силой. Вдруг такой сюрприз», – писала Мария Васильевна.

К тому же в семье ждали второго малыша, который родился 15 апреля 1901 года. Мальчика назвали Яков. Но болезнь прогрессировала, и Мария вновь отправилась в Швейцарию, только теперь лечение было необходимо ей самой. Муж поместил её в горный санаторий «Монблан», а сам снял дом в пригороде Женевы Шен-Бужери, куда перевез детей.

Мария Якунчикова-Вебер в санатории Лезен (Швейцария). Фотография 1901 года сделана Л.Н. Вебером. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер в санатории Лезен (Швейцария). Фотография 1901 года сделана Л.Н. Вебером. Государственная Третьяковская галерея

В мае 1902 года Мария переехала из санатория к детям, а летом даже приезжала в Россию. Но несмотря на всю заботу мужа, который и в санатории находился рядом с ней, болезнь отступала лишь на время. В декабре 1902 года Мария Васильевна занималась подготовкой подарков и организацией ёлки, а 14 (26-го по новому стилю) декабря 1902 года её не стало. Мария Якунчикова-Вебер не дожила до своих 33 лет чуть больше месяца.

«Сегодня в 2 А часа дня скончалась наша Маша. До последних дней, как она сама говорила, наслаждалась тем возвышенным покоем духа, которого достигла болезнью», – написал Лев Вебер родным.

Вебер занялся воспитанием сыновей, он видел в них продолжение Марии. Дом в Шен-Бужери украшали ее картины, и дети знали, что их мама была великой художницей.

Степан и Яков Веберы. Фотография 1903 года. Государственная Третьяковская галерея
Степан и Яков Веберы. Фотография 1903 года. Государственная Третьяковская галерея

Наталья Васильевна Поленова начала организовывать посмертную выставку Марии, которая прошла в феврале – марте 1905 года.
Творчество Якунчиковой-Вебер получило высокую оценку современников.

«М.В. Якунчикова-Вебер – удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех, весьма немногих, женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в свое искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при том ни в дилетантизм, ни в приторность. <...> М.В. Якунчикова-Вебер не только большой поэт, но и большой мастер», – написал о ней Александр Бенуа.


А первым биографом Марии Васильевны стал Максимилиан Волошин. Его статья о художнице и её творчестве вышла к выставке 1905 года. В ней он отметил, что в своем творчестве Мария сумела объединить русское и западноевропейское искусство.

«Париж и Россия соединились в ее творчестве в одно неразрывное целое, взаимно дополняя друг друга, исчерпывая ее душу. Париж со своей наглядной красотой, выраженной в таких определенных буквах и словах, дал ей проникновение в тайну речи, дал ей возможность понять Россию. Любовь к внешним вещам, обозначающим Россию, могла создаться только на фоне Парижа. Только Париж мог приучить ее оценить вещи, настолько привычные нашему глазу, что они перестали быть видимыми. Между видами русскими и парижскими есть глубокий параллелизм», – написал Волошин.

Мария Якунчикова. Ваза у окна. 1891. Холст, масло. 31,2 х 24,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Ваза у окна. 1891. Холст, масло. 31,2 х 24,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Мария Якунчикова. Корабли. 1892. Картон, пастель. 44,5 х 36,5. Государственный Русский музей
Мария Якунчикова. Корабли. 1892. Картон, пастель. 44,5 х 36,5. Государственный Русский музей
Мария Якунчикова-Вебер. Церковь в старой усадьбе. Черемушки, близ Москвы. 1897. Холст, масло. 64,4 x 46. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Церковь в старой усадьбе. Черемушки, близ Москвы. 1897. Холст, масло. 64,4 x 46. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Цветущее дерево. 1899. Бумага серая, гуашь, тушь, кисть. 64,2 х 48. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Цветущее дерево. 1899. Бумага серая, гуашь, тушь, кисть. 64,2 х 48. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Лужайка. 1899. Картон, пастель. 33 х 42. Государственный Русский музей
Мария Якунчикова-Вебер. Лужайка. 1899. Картон, пастель. 33 х 42. Государственный Русский музей
Мария Якунчикова-Вебер. Крест над святым колодцем в Наре. 1899. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Крест над святым колодцем в Наре. 1899. Государственная Третьяковская галерея

И в завершение стихотворение Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932). Не могу утверждать, что оно посвящено Марии Якунчиковой-Вебер (на самом деле поэт адресовал его своей возлюбленной художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой), но очень уж хорошо оно отражает саму Марию Якунчикову и настроение её картин.

Максимилиан Волошин
Портрет

Я вся – тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны, –
Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели.
1903

Мария Якунчикова-Вебер. Пламя. 1897. Холст на картоне, темпера. 66,1 х 44,6. Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. Пламя. 1897. Холст на картоне, темпера. 66,1 х 44,6. Государственная Третьяковская галерея

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где вы найдете анонсы всех моих статей, а также картины, стихи, викторины и другую интересную информацию

Света В Литературе и Искусстве

Рассказы о жизни и творчестве художников в рубрике «На вернисаже как-то раз»

На вернисаже как-то раз | Света В Литературе и Искусстве | Дзен