Листаю вот западную прессу и там, конечно же, все передовицы - о столкновении военного вертолёта с пассажирским самолётом в Вашингтоне.
Давайте вместе почитаем:
"Мир авиации пытается понять, как могло произойти смертельное столкновение в воздухе между пассажирским самолетом и военным вертолетом в районе, который один эксперт назвал «самым контролируемым участком воздушного пространства в мире».
Вертолет армии США Black Hawk с экипажем из трех человек столкнулся с самолетом American Airlines, на борту которого находились 64 человека, за несколько секунд до того, как пассажирский самолет должен был приземлиться в аэропорту Вашингтона.
В среду вечером оба самолета рухнули в ледяную реку Потомак.
В воздушном пространстве над столицей США ежедневно совершаются сотни гражданских и военных рейсов, включая вертолеты, перевозящие высокопоставленных чиновников и политиков между стратегически важными объектами.
Однако британский эксперт по авиации Джон Стрикленд заявил, что объем коммерческих воздушных перевозок в этом районе не может полностью объяснить, почему могло произойти смертельное столкновение.
Он отмечает, что помимо аэропорта Вашингтон-Нэшнл, расположенного недалеко от центра города, есть также международный аэропорт Вашингтон-Даллес, а также аэропорт Балтимора, расположенный немного дальше.
«Необходимо управлять транспортными потоками, чтобы сохранять разделение. Это очень похоже на то, что происходит у нас в Лондоне, где нужно управлять транспортными потоками между Хитроу, Станстедом, Гатвиком и Лондон-Сити».
«Так что в этом смысле округ Колумбия ничем не отличается от Лондона или Нью-Йорка... это не так уж необычно».
Однако над округом Колумбия, где находятся Белый дом и Капитолий США, а также через реку Потомак от Национального аэропорта, имеется большое ограниченное воздушное пространство.
Эксперты сошлись во мнении, что пересечение гражданского воздушного движения с регулярными военными рейсами действительно усложняет воздушное пространство округа Колумбия.
Консультант по авиации Филип Баттерворт-Хэйес заявил, что инцидент произошел на «стыке различных авиационных систем», включая гражданские и военные системы, а также процедуры, характерные для аэропорта.
«Здесь вы находитесь на границе трех или четырех авиационных систем, и именно на этих границах, как правило, происходит большинство аварий», — добавил он.
Г-н Баттерворт-Хэйес продолжил: «Это самая контролируемая часть воздушного пространства в мире. Здесь есть как правительственные, так и гражданские системы США — аэропорт Рональда Рейгана даже принадлежит правительству, это один из очень, очень немногих подобных аэропортов».
«Это действительно самое безопасное — и должно быть самым безопасным — воздушное пространство в мире, учитывая количество организаций по обеспечению безопасности полетов и гражданских лиц, работающих в этой области».
Аудиозапись, предоставленная BBC News, подтверждает, что вертолет поддерживал связь с авиадиспетчерской службой на земле в аэропорту.
Вертолету было предложено «видеть» пассажирский самолет и «пройти позади» него. В последующем аудио диспетчеры, похоже, понимают, что произошло столкновение, и слышно, как они направляют другие самолеты в воздухе в соседние аэропорты.
Г-н Баттерворт-Хэйес заявил, что для такого столкновения в воздухе необходимо, чтобы ряд факторов пошли не так.
Он сказал, что для того, чтобы летать в гражданском воздушном пространстве, военный вертолет должен был быть оснащен транспондером, оповещающим окружающие воздушные суда о его местоположении.
По его словам, это означает, что оба самолета должны были видеть друг друга, плюс должны были поступать инструкции от службы управления воздушным движением и устройства безопасности самолета, которые работают независимо друг от друга.
«В данном случае у вас есть две разные системы, и обе должны были быть способны удерживать эти самолеты отдельно».
Вертолет Black Hawk входил в состав роты B 12-го авиационного батальона. Он покинул Форт-Белвуар, военную базу в Вирджинии, и принимал участие в учениях.
Министр обороны США Пит Хегсет заявил, что экипаж вертолета был «достаточно опытным» и принимал участие в ежегодной ночной учебной летной подготовке.
В интервью CNN отставной полковник ВВС США Седрик Лейтон заявил, что для этого типа военных вертолетов вполне нормально проводить учения ночью в этом районе, в частности, чтобы убедиться, что пилоты умеют пользоваться приборами, необходимыми для полетов в темноте.
Он сообщил, что одной из обязанностей подразделения является перевозка высокопоставленных лиц по столице, однако теперь известно, что в момент столкновения на борту находился только экипаж.
Он добавил, что пилоты подразделения должны уметь летать в загруженном воздушном пространстве округа Колумбия и «тренироваться, чтобы избегать подобных инцидентов».
Г-н Баттерворт-Хэйес заявил, что только опытные пилоты смогут тренироваться в столь загруженном районе воздушного пространства.
«Независимо от того, идет ли речь об обучении использованию новых систем или оборудования, нам необходимо знать, какие системы пилот включил на вертолете и были ли у него на борту все системы безопасности или он пробовал новую процедуру или новый маршрут».
В интервью программе Newsday на BBC World Service австралийский эксперт по авиации Нил Хансфорд заявил, что столкновение ставит конкретные вопросы перед авиационными властями США и, скорее всего, приведет к пересмотру процедур.
Он сказал, что этого не произойдет в Европе или Австралии, поскольку там действуют более строгие правила, регулирующие траектории полетов.
По словам г-на Стрикленда, еще одним фактором трагедии стала более низкая скорость самолета, поскольку он заходил на посадку.
«Если произойдет какой-либо серьезный толчок, то, даже если экипаж выживет, времени что-либо предпринять фактически не останется.
«Самолет имеет определенную степень уязвимости из-за своей скорости. Вы можете себе представить, что аналогичный результат был бы вероятен даже с гораздо более крупным самолетом».