Найти в Дзене
В мире хороших книг

Классика зарубежной фантастики: Вернор Виндж "Пламя над бездной". Оригинальная концепция Галактики и причудливые обитатели иных миров

«Пламя над бездной» Вернера Винджа - произведение известное, бывшее даже некогда популярным. Да и «Хьюго» в 1993 году за красивые глазки, толерантность и инклюзивность, к счастью, еще не давали. А ведь была еще и номинация на «Небьюла». Но не срослось. Победу присудили тогда роману Конни Уиллис «Книга страшного суда». В нашей стране первый перевод «Пламени над бездной» появился в 1999 году, когда читательский интерес к произведению в мире несколько поутих. Отечественные любители Science fiction прочитали этот во многом необычный роман в серии «Золотая библиотека фантастики». Читателям запомнился мир, придуманный Винджем. Он разделил Галактику на несколько зон. Каждая из них имеет ряд характеристик, предопределяющих развитие цивилизаций. Первая из таких зон – Безмысленная. Из-за высокой плотности вещества и материи это место ограниченного доступа. Здесь невозможно движение быстрее скорости света. Из-за высокой звездной активности планетарный век короток. Развитие цивилизаций невозможно

«Пламя над бездной» Вернера Винджа - произведение известное, бывшее даже некогда популярным. Да и «Хьюго» в 1993 году за красивые глазки, толерантность и инклюзивность, к счастью, еще не давали.

А ведь была еще и номинация на «Небьюла». Но не срослось. Победу присудили тогда роману Конни Уиллис «Книга страшного суда».

В нашей стране первый перевод «Пламени над бездной» появился в 1999 году, когда читательский интерес к произведению в мире несколько поутих.

Отечественные любители Science fiction прочитали этот во многом необычный роман в серии «Золотая библиотека фантастики».

Читателям запомнился мир, придуманный Винджем. Он разделил Галактику на несколько зон. Каждая из них имеет ряд характеристик, предопределяющих развитие цивилизаций.

Первая из таких зон – Безмысленная. Из-за высокой плотности вещества и материи это место ограниченного доступа. Здесь невозможно движение быстрее скорости света. Из-за высокой звездной активности планетарный век короток. Развитие цивилизаций невозможно.

До Винджа сверхразум наоборот было принято помещать ближе к центру Галактики. Если ошибаюсь, поправьте.

Следующая зона - Медленная. Именно в этой зоне находится наша Земля. Здесь возникают и развиваются цивилизации до уровня колонизации планет своих звездных систем на досветовых скоростях. Чем ближе цивилизация к внешнему краю зоны, тем ее развитие выше. Научившиеся преодолевать скорость света цивилизации стремятся в следующую зону.

-2

Край – это третья галактическая зона недостижимых для современного человечества возможностей. Перемещение быстрее скорости света, сверхчеловеческий интеллект. Здесь расположены могущественные цивилизации, огромные космопорты, хранилища информации. Это, прежде всего, информационная зона, а доступ к информации – это возможность к следующему эволюционному скачку с одновременным переходом в последнюю зону.

Переход. Он за Краем Галактики. То, что возможно здесь, человечество пока может только предполагать. Например, сверхинтеллектуальные существа, которых Вернер Виндж называет силами. Это неосязаемые сущности, перешедшие на этап технологической сингулярности.

Технологическая сингулярность - это, по мнению британского математика и космолога Ирвинга Гуда, безудержная реакция циклов самосовершенствования.

Другой математик, Станислав Улош, считал, что приход к технологической сингулярности неизбежен и приведет к перерождению человечества, потому что бытие в известном нам виде не сможет продолжаться.

Современные ученые, например, Мэтью Спаркс. обеспокоены развитием искусственного интеллекта, считая этот процесс первым шагом к технологической сингулярности. Той же почти точки зрения придерживался и Стивен Хокинг.

Вернер Виндж, к слову сказать, при работе над романом «Пламя над бездной» настолько проникся данным вопросом, что написал в 1993 году эссе «Грядущая технологическая сингулярность».

В «Пламени над бездной» Вернер Виндж не просто дает понятие об окружающем мире, но и сталкивает друг с другом разумы разных ступеней развития: от феодального до сингулярного. Большой неожиданностью оказывается гибель Старика - всемогущей силы - от рук другой силы, развившейся с отклонениями. А ведь еще совсем недавно казалось, что уничтожить разум, не имеющий никакой оболочки, невозможно.

-3

Еще одна неожиданность романа – это коллективный разум, которым обладают обитатели планеты Стальных Когтей, собако-крысоподобные существа - в зависимости от восприятия. Каждая стая считает себя за единое целое. И это очень интересно.

Смущает только один момент. Не знаю, как другие читатели, а я долго смеялся, представляя, как три крысо-собаки стреляют из лука. Две держат лук, а еще одна натягивает тетиву. И все это делается зубами. Смешно. Хотя малолетним героям книги, оказавшимся в плену воюющих кланов, явно было не до смеха.

Впечатлил Старик. Погибая, он вложил частичку себя в созданного им же ранее человека, любой поступок которого – это полнейшее фиаско, приводящее к конечному триумфу. Старик оказался не так-то прост даже перед лицом Погибели (так названа в романе злая сила).

Интересна также раса звездных торговцев. Разумные деревья, наделенные кратковременной памятью. Чтобы иметь возможность накапливать опыт и знания, они используют специальные тележки, сконструированные… Честно говоря, конструктор тележек меня удивил. Что ж, и другая сторона Вселенского противостояния не глупа.

А эпизод с космическим цунами? Никогда прежде не читал ничего подобного в других книгах.

Еще был удивлен, когда Виндж решил не щадить потомков людей, уничтожив почти все человечество силами обозленных на него рас. Ведь именно наши далекие потомки освободили безумную силу - Вселенскую Погибель.

-4

Очень добротный научно-фантастический роман. Но собако-крысостаи, стреляющие пастями из лука!!! Ложка дегтя, которую приходится проглотить.

Если не читали роман Вернера Винджа «Пламя над бездной», более чем настоятельно рекомендую.