Подводим личные итоги ушедшего 2024 года и активно готовимся к киноновинкам 2025-го.
«Анора» / Anora (2024)
Реж. Шон Бэйкер
Рекомендует Амалия Гангур
С одной стороны, банальный выбор. Потому что история про эскортницу, которая вышла замуж за сына русского олигарха, а потом моталась по штатам с армянами-решалами и русским гопником, чтобы аннулировать брак, по ощущениям, понравилась всем. Но с другой, ни один список лучших фильмов 2024 года нельзя оставить без этой картины. Так что я взяла ее на себя.
Любопытнее даже не то, что происходит в самом фильме, а реальный мир вокруг него. «Анора» покорила всех на Каннском кинофестивале. Это стало неожиданностью не только для публики, но и для съемочной группы. Судя по их скромному появлению на своей же премьере, они не готовились к триумфу, и, уверена, маркетинговую кампанию запустили позже, подстроившись под возникший из ниоткуда бум. После Канн «Анора» успешно прокатилась по США, а сейчас довольно успешно залетает в номинанты престижных кинопремий, в том числе и «Оскара». Ну а Юра Борисов и Марк Эйдельштейн теперь «краши» не только на родине.
По сути, Шон Бейкер своим фильмом запустил культурную дипломатию, которая нам была так необходима. Как ему удалось снять качественный фильм, используя три языка, из которых он владеет только одним, с узнаваемыми типажами русских и обойтись без «клюквы», — загадка. Но это оказалось возможным. То, что происходит, удивительно и очень важно в контекстуальном смысле. В то время, когда, казалось, связь России с Западом непоправимо разрушена, на помощь пришло кино.
«Эмилия Перес» / Emilia Pérez (2024)
Реж. Жак Одиар
Рекомендует Игорь Дорогов
«Эмилия Перес» — испаноязычный криминальный мюзикл французского автора Жака Одиара («Пророк», «Дипан»). Фильм рассказывает историю главы крупнейшего наркокартеля Мексики, который инсценирует свою гибель, проходит операцию по смене пола, а потом возвращается в родной город к своей семье другим человеком, скрывая прошлое. Пытаясь найти точки соприкосновения прежней и настоящей жизней, новая героиня неумолимо стремится к трагическому финалу.
У Одиара в этот раз получилось по-настоящему трансгрессивное кино, потому что оно не только о переходе от одного гендера к другому. «Эмилия Перес» — это картина о том, что существует возможность переместиться в любой мир, но дороги назад нет. Хоть в Нарнию, хоть в Икстлан. Тем самым фильм ставит большой социальный вопрос: стоит ли стремиться к выдуманному идеальному «я», если оно может не выдержать тени прошлого?
«Виды доброты» / Kinds of kindness (2024)
Реж. Йоргос Лантимос
Рекомендует Даша Бурнашева
Только мы переварили «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, как в начале 2024 цифровой прокат вышли его «Виды доброты» — антология про человеческие взаимоотношения, жестокость, паранормальное и необъяснимое. Два фильма Лантимоса за такой короткий срок — лучший подарок для киноманов.
Нельзя так просто взять и рассказать о чем каждый новый фильм Йоргоса Лантимоса. «Виды доброты» тут не исключение. Скорее даже они усиливают это правило в три раза, ведь картина состоит из трех короткометражных фильмов, на первый взгляд связанных друг с другом лишь кастом. Но, как и с прочими фильмами режиссёра, даже если тебе ничего не понятно, три часа хронометража пролетают на одном дыхании. Лантимос возвращается к тому, за что мы любим его больше всего — странностям и безумию, которое на экране никто так и не объяснит.
«Субстанция» / The Substance (2024)
Реж. Корали Фаржа
Рекомендует Диана Агаларови
Феминистский боди-хоррор о том, что ждет каждую и каждого — старении. Главная звезда фильма — Деми Мур — идеально подходит на роль ведущей популярного телешоу Элизабет Спарк. Продюсеры сочли ее «отработавшим материалом», но в ответ Элизабет решает создать «лучшую версию себя». Кажется, будто актрисе хватало одной только мимики, чтобы напомнить о своих творческих способностях и запустить этим новый виток своей популярности. Ее участие в фильме выступает важным комментарием — показать, что женщина с возрастом, как вино, может становиться еще лучше.
Шокирующий сюжет — не единственное достоинство фильма. Заядлый киноман улыбнется, увидев отсылки к фильмам Кубрика, «Превращению» Кафки и даже к «Золушке». Может показаться, что сюжет фильма слишком сложно закручен, но история показана простым киноязыкомом. Метафоричные намеки можно увидеть с первых же кадров фильма: жидкая глазунья, грязные лужи, тягучий соус для креветок, муха, барахтающаяся в густоватом вине, и, конечно, разбитый об портрет главное героини подарочный шар, излившийся чересчур блестящей субстанцией.
Фильм выступает гимном метамодерну. Элизабет вместе с ее шоу — это прошлое, Сью — настоящее, которое продолжает повторять ошибки прошлого. То, что произойдет, когда прошлое и настоящее станут единым — попытка в будущем перебороть себя и сотворить что-то новое из того, что уже есть.
«Стальная хватка» / The Iron claw (2023)
Реж. Шон Дуркин
(фильм вышел в России в начале 2024 года)
Рекомендует Анастасия Гончарова
Кажется, под конец года все забыли, что в январе 2024 на экране кинотеатров разворачивалась нешуточная драма: Шон Дуркин снова снял фильм о дисфункциональных отношениях.
На этот раз внутри семьи американских рестлеров фон Эрих, над которой словно злой рок витали неуемные аппетиты отца семейства. Настолько неуемные, что дети Фрица фон Эриха, мастерски сыгранного Холтом Маккэллани («Охотник за разумом»), погибали один за другим, так и не оправдав отцовских надежд.
Спортивный байопик, будь он выпущен в другое время, мог бы оказаться популярной историей преодолений и побед, без которых нет профессионального спорта. Сейчас же он выглядит как разговор с Бенджамином Споком, автором книг прошлого века о воспитании детей. Посмотри и никогда не поступай так со своими детьми.
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!